Найти тему

«Понедельник начинается в субботу» братья Стругацкие. Едкая сатира или железная вера в светлое будущее? Рецензия.

Оглавление
Саша Привалов, нарисованный нейросетью Kandinsky 3.0 от Сбера.
Саша Привалов, нарисованный нейросетью Kandinsky 3.0 от Сбера.

Приветствую вас мои дорогие читатели) Присаживайтесь поудобнее, заварите себе что-нибудь вкусненькое.

На данный момент я прочитал 4 произведения братьев и понял, что для меня все только начинается)))

Сегодня я выскажу свое мнение по поводу повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Заграничный читатель, который ознакомился с этим фантастическим юмористическим произведением, окрестил материал братьев, как советский Гарри Поттер. С этим можно согласить, но только процентов на 30, потому что повесть Аркадия и Бориса, как по мне, серьезнее, хотя и антураж чародейства присутствует.

Произведение имеет в своем составе 3 части: «Суета вокруг дивана», «Суета сует», «Всяческая суета». Все составляющие очень выверены. Завязка сюжета происходит моментально, а не размазана наполовину книги. Такой ход конем сразу подкупает и без лишних прелюдий берет тебя за шиворот и погружает в мир, где реальность и сказка очень плотно переплетаются между собой.

Автошарж Евгения Тихоновича Мигунова, советского и российского художника, иллюстратора, карикатуриста, режиссёра и художника-постановщика мультфильмов.
Автошарж Евгения Тихоновича Мигунова, советского и российского художника, иллюстратора, карикатуриста, режиссёра и художника-постановщика мультфильмов.

Каноничными иллюстрациями для повести являются изображения Евгения Мигунова, именно ими я и буду обогащать свою статью. При составлении текста отсмотрел изрядное количество материалов других иллюстраторов, если честно, то они очень сильно проигрывают перед Евгением Тихоновичем. У Мигунова советский антураж: теплый, добрый и интересный. Стоит отметить, что Евгений после издания 1965 года еще возвращался к рисункам и слегка переделывал их для последующего тиража 1979 года, поэтому выкладываю работы параллельно для сравнения.

Отдельно хотелось бы отметить то, что это не какое-то жалкое подражание западной культуре, а в частности их литературе, как это пытаются делать сейчас в России все абсолютно во всем, во всех сферах искусства, при этом называя себя гениями и постоянно бравируя, что «мол вот в этот раз мы превзошли спецов, которые творят на Западе». В этом произведении используется наш колорит, им пропитано многое, и это привлекает, а не отталкивает читателя. За это большая часть населения России и любит творчество СССР, потому что у любого творца был наш самобытный почерк, свои особенности, свои приемы, свои рычаги влияния на умы людей.

Авторы вплетают в историю очень умело наши русские народные сказки, там есть: золотая рыбка; говорящая щука; Кот Ученый; Змей Горыныч; улица музея НИИЧАВО называется Лукоморье; сам музей представляет из себя избушку на курьих ножках; Наина Киевна Горыныч очень сильно походит на Бабу-Ягу; перед музеем стоит большой исполинский дуб, ну и т.д.

При этом именно на наших фольклорных вкраплениях и делается основной акцент. Отношение писателей к нашей культуре очень бережное и трепетное. Понятно, что в произведении встречаются также мистические существа из других стран, но они не перетягивают одеяло на себя, заимствованные элементы уместны и выдержаны. Зато то, что Аркадий и Борис использовали наши сказки, дает читателю ощущение новизны. Я думаю, что все те, кто читали «Понедельник начинается в субботу», как я, после Гарри Поттера, совсем не заскучали, потому что много своего самобытного присутствует, и от этого даже еще больше нравится, потому что свое родное, и без натянутого пафоса, а очень качественно и живенько.

Братья Стругацкие не предоставили миру очередных англосаксонских волшебников и чародеев в мантиях и с палочками, а сделали поистине уникальное творение, которое погружает человека при прочтении в колбу с совершенно новым опытом.

Как же так блин получается, что тогда умели писать крутую самобытную глубокую фантастику на острые социальные темы, тогда умели снимать мощное познавательное кино, писать отличную музыку (Эдуард Артемьев и другие наше все), а сейчас и 30% от того творчества не могут сделать, да и не пытаются. Стараются подражать Западу и соревноваться с теми, кто и не знает о том, что соревнуется с кем-то. Весь фокус в том, что они-то творят в своем болоте, а вот мы не на своем месте. От этого и происходит так, что их поделка на несколько голов всегда лучше нашей поделки. Так, может, пора перестать лепить эти скверные фигурки вместе с ними, думая о том, что вот наконец-то в этот раз что-то изменится?

Насколько же все-таки наши дельцы боятся сами сформировать тренды, а не следовать слепо за чужими… Это говорит об их скудности мышления, масштабно не берут ребята. Но при этом всем всегда спешат на ТВ назвать себя гениями, окрестить свой «кружок подражателей чужой культуре» – интеллигенция России)

Верить в волшебство и сохранять дух исследователя нормально. "Суета вокруг дивана".

Простите за отступление… Вернемся к Стругацким. Мне это произведение очень понравилось, потому что оно созвучно с моим мироощущением. Мне кажется, что большая часть населения слишком сильно погрязла в материальном мире, она практически совсем отвыкла мечтать, мечтать смело и бунтарски. Нам все больше хочется, чтобы перед нами делали - «вынь да положь». Любую необъяснимую вещ, любое явление мы всегда пытаемся подвести под что-то, что уже нам давно известно, под формулу 2 * 2 = 4. Именно об этом нам и говорят авторы в первой части:

Все мы наивные материалисты, думал я. И все мы рационалисты. Мы хотим, чтобы все было немедленно объяснено рационалистически, то есть сведено к горсточке уже известных фактов. И ни у кого из нас ни на грош диалектики. Никому в голову не приходит, что между известными фактами и каким-то новым явлением может лежать море неизвестного, и тогда мы объявляем новое явление сверхъестественным и, следовательно, невозможным.

Думаю, что это написано специально в первой части для того, чтобы немного раскачать читателя, развеять излишний взрослый скепсис, в облаке которого находится большинство людей, потому что на работе я частенько общаюсь с людьми в возрастной вилке от 27 до 35 лет, и меня так и подмывает сказать: «Ребята, какие же вы топорные и скучные. Давайте перестанем в сотый раз обсуждать ваши машины, квартиры, заграничные отдыхи, шашлыки и пиво, а лучше обсудим интересные идеи из какой-либо книги или научной статьи». Люди прожили только треть своей жизни, но уже когда-то успели обрасти таким плотным материализмом, что с ними просто скучно. Частенько такие индивиды неспособны прочитать того же Гарри Поттера, потому что считают, что это «тупая детская сказка про магов».

Есть очень много людей, для которых жизнь – это серое полотно, на котором если и рисуют, то красками холодных тонов. Они не хотят пробовать что-то новое, считая, что действительность в своем нутре очень скучная штуковина, и потому им бывает очень сложно даже на что-то восхититься и удивиться. Это большая проблема. Я всегда всем, если у меня состоится разговор, стараюсь донести, что нужно уметь сохранить в себе ребенка, и даже в 90 лет смотреть на мир с широко открытыми глазами, быть готовыми к новым открытиям.

Я размышлял о том, что существует, вероятно, некоторый предел способности к удивлению. По-видимому, я далеко шагнул за этот предел. Я пытался представить себе что-нибудь такое, что могло бы меня сейчас поразить, но фантазии у меня не хватало. Это мне очень не нравилось, потому что я терпеть не могу людей, не способных удивляться.
Иллюстрация первого издания книги. 1965 год. Диван имеет куриные ножки еще. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Иллюстрация первого издания книги. 1965 год. Диван имеет куриные ножки еще. Иллюстратор Евгений Мигунов.

В самом начале первой части Аркадий и Борис дают нам понять, что быть ребенком во взрослом обличии – это нормально. Мечтать, экспериментировать, удивляться, сохранять дух исследователя во всем – это хорошо. Не превращайтесь в стадо, которое зациклено только на еде, машине и еще каких-то 5 базовых потребностях, которые на самом деле не имеют уж такой большой значимости. Это, конечно, тоже все нужно для комфортной жизни, но это не должно быть целью всей жизни. Иначе будете с 27 и до 90 лет только и разговаривать об этом) Жизнь так и пройдет, а все, что вы сделали, это пересели с Renault на Mercedes, съехали из «однушки» и заехали в «трешку». А после вашей смерти этот четырехколесный железный агрегат через несколько лет заржавеет и отправится на свалку, как отработанный материал.

"Не кочегары мы, не плотники", а конъюнктурщики с пеленок. "Суета сует".

И вот тут мы подбираемся к различным бюрократам, пустомелям, прахиндеям от науки. Самым главным из таких «деятелей» выступает Модест Матвеевич Камноедов, который является символом бумажек, инвентаризаций, выполнения работы по буклетам и т.д. Именно этот персонаж усложняет всем жизнь в НИИ, именно он не дает Виктору Корнееву магический диван для исследований, считая, что предмет мебели должен стоять в местном музее Лукоморья, потому что именно там он числится по бумагам и имеет свой инвентарный номер. Ему все равно, что от вещицы исходит сильная магия.

-Для меня это диван, - заявил лоснящийся, глядя в записную книжку. – Диван мягкий, полуторный, инвентарный номер одиннадцать двадцать три. Давайте каждый делать свое дело. Мое дело – прекратить разбазаривание, и я его прекращаю.

На что ему Витька Корнеев так и говорит:

- Разбазаривать! – сказал Корнеев. – Плевать вам на все это. Вас отчетность беспокоит. Лишнюю графу вводить неохота.

А диван-то по итогу действительно является магической вещью с очень сильной энергией, потому что в свое время был достаточно хорошо отлажен, как прибор. Использование его может помочь продвинуться еще на несколько шагов вперед в изучении мира. Но для Камноедова это совершенно ничем непримечательный диван, который имеет инвентарный номер. Такое ощущение, что инвентарный номер уже по своей сути, находясь на предмете, снимает магию с него.

Диван был транслятором. Он создавал вокруг себя М-поле, преобразующее, говоря просто реальную действительность в действительность сказочную. Для Магнуса Редькина диван был возможным вместилищем искомого Белого Тезиса. Для Модеста Матвеевича – музейным экспонатом инвентарный номер 1123, к разбазариванию запрещенным. Для Витьки это был инструмент номер один. Поэтому Витька крал диван каждую ночь, Магнус Федорович из ревности доносил об этом завкадрами товарищу Демину, а деятельность Модеста Матвеевича сводилась к тому, чтобы все это прекратить. Витька крал диван до тех пор, пока не вмешался Янус Полуэктович, которому в тесном взаимодействии с Федором Симеоновичем и при активной поддержке Жиана Жиакомо, опираясь на официальное письмо Президиума Академии наук за личными подписями четырех академиков, удалось-таки полностью нейтрализовать Редькина и слегка потеснить с занимаемых позиций Модеста Матвеевича.

Вся эта суета вокруг дивана показывает, что на работе может происходить куча нелепостей из-за человеческого фактора, каждый день могут сталкиваться лбами различные мотивации сотрудников. Одни могут гореть наукой, как Витька, другие пытаться восстановить свои оскорбленные чувства, третьи просто формально выполнить свою работу: «Прекратить все!» Страдают от этого люди, которым небезразлично их дело. Вместо того, чтобы отдаваться всей энергией своему занятию, они участвуют в ненужных им склоках.

Аркадий и Борис, как мне кажется, хотели сказать молодым ученым (но это можно и к любой работе отнести), что если они видят, что им вставляются так беспардонно палки в колеса, то реакция должна быть равнозначной: не наматывать сопли на кулак, а поступать также дерзко, как Витька, вопреки всему. Корнеев идет на нарушения во имя науки, остальные удовлетворяют своим бытовым потребностям. Это нужно понимать. На примере происходящей белеберды вокруг дивана мы видим, что пока одни занимаются работой, другие практикуются в интригах и переворотах всего с ног на голову, чтобы показать свою значимость или удовлетворить оскорбленному чувству.

Я думаю, что каждый читатель сможет вспомнить у себя на работе таких людей! Они есть везде. Вместо того, чтобы исключать бюрократизацию процессов и улучшать КПД работы, такие люди устроят показную сцену из твоей просьбы, чтобы придать значимости происходящему, поэтому приходится заручаться поддержкой еще более высокопоставленных персон, чтобы противостоять этому.

У меня они тоже есть на работе, такие дельцы, последние лет 7 их слишком много начало просачиваться в IT, они бегут в эту сферу больше ради денег, а не ради того, что им действительно интересно. От этого они продвигают идеи строгого соблюдения сроков в ущерб самому программному обеспечению и практически никогда не пребывают в экстазе от выполняемой ими деятельности, вечно эти передвигающиеся серые, грустные глаза, которые светятся только в день зарплаты. Поэтому и мне на работе приходится поступать порой, как Корнеев, от этого было забавно и приятно читать, что ты такой не один, пускай это и всего лишь литературный персонаж.

При этом как же показательно то, что Модест Матвеевич является завхозом, иной должности он и не мог иметь. Такие люди почему-то всегда оказываются на этих позициях и отравляют всем жизнь.

Подготавливая Привалова к новогоднему дежурству, Модест Матвеевич строго-настрого указал блюсти трудовое законодательство, все мыслимые или немыслимые правила и различные методички, которые, конечно же, важнее всех дел на свете. Не было бы инструкций и правил – не было бы человека, сначала появились методички, а потом только мы с вами) Камноедов запретил после 15:00 оставаться кому-либо из научных сотрудников на работе, и абсолютно неважно, какое они там значимое делают дело. Трудовое законодательство должно исполняться, и даже если придется делать это насильно, ну что же, значит так нужно!)

Сразу хочу заметить, что я не против правил, которые организуют социум. Я не пытаюсь донести до вас то, что нужно сжечь все право и придаться анархии. Нет! Но я против такого вот исполнения своих обязанностей с пристрастием, когда это уже идет в откровенный вред предприятию, а не на пользу.

Модест Матвеевич – это пример человека, который сделает все, чтобы инструкция исполнялась, и плевать, если из-за него человечество в своем познании притормозит на одну тысячу лет. Ну подумаешь, если технология телепорта будет открыта не в 2024 году, а в 3024. Какая разница, его же откроют)

Цель Витьки Корнеева состояла в том, чтобы превратить всю морскую и океанскую воду нашей планеты в живую воду, он занимался значимым делом и для этого ему был нужен магический прибор-диван. Братья Стругацкие так про него пишут:

Витька был серьезный работник, не то что шалопаи из отдела Абсолютного Знания.

Очередным шалопаем-приспособленцем НИИЧАВО был заведующий отделом Предсказаний и Пророчеств Мерлин, который пробился только благодаря тому, что писал и озвучивал правильные вещи, которые все хотят слышать.

Мерлину удалось пробиться, потому что во всех анкетах он писал о своей непримиримой борьбе против империализма янки еще в раннем средневековье, прилагая к анкетам нотариально заверенные машинописные копии соответствующих страниц из Марка Твена (этого Марка Твена он кромсал так, как ему было нужно, чтобы подтвердить правоту своих слов).
Мерлин и краденный приемник. Изображение есть только в издании 1979 года. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Мерлин и краденный приемник. Изображение есть только в издании 1979 года. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Имелись в НИИ мощные щиты, которые способны удерживать джина, как в клетке, когда он «размалахолится». Так вот… История их появления очень тайная, многие сотрудники НИИЧАВО говорят, что их добыл Хунта, но этот товарищ молчит, как рыба, однако Мерлин «звездит» на всю округу с этой историей, что это он такой способный, но большая часть сотрудников это явление не подтверждает.

Вообще, отдел Предсказаний и Пророчеств на 3 этаже НИИ занимается тем, что пытается предугадать, что же будет дальше. Они все дружно настолько не верят в свою работу, что всегда комично удивляются, когда из большого количества горе-предсказаний одно все же сбывается.

Также НИИ имеет в своем составе еще отдел Абсолютного Знания. Там тоже «кипит» работа. Их лозунг:

Познание бесконечности требует бесконечного времени.

Из этой фразы они сделали смелый вывод:

А потому работай не работай – все едино.

И, чтобы не заниматься бессмысленностью, они перестали вообще работать, уходя в отпуска, а после них на больничные. Когда же им все-таки приходилось работать, они просто ходили по отделам и докучали всем своими глупыми разговорами, кого встречали на своем пути. Еще одним из самых любимых их занятий было ставить задачу своему единственному программисту на все НИИ: «Раздели ноль на ноль».

Как итог мы видим, что все приспособленцы и горе-ученые разбежались на Новый год по домам или корпоративчикам, а Федор Симеонович и все его последователи никуда и не собирались уходить, большей части было плевать на запреты Модеста Матвеечива, потому что за глаза его все считают болваном, который создает видимость и важность своей работы. Именно на Новый год у всех работа еще больше закипела, люди, подстегиваемые запретами самодуров, творили.

Целью Стругацких, как мне кажется, было не сказать человечеству, что нужно пахать 24 на 7, а показать людей настоящего дела, которые горят своей работой, и что для них понедельник начинается в субботу. Понятно, что и им нужно отдыхать, что и для них есть праздники, просто любое художественное произведение выкручивает явления до предела, поэтому их герои и пашут на Новый год.

Трудовое законодательство нарушалось злостно и повсеместно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости.

В НИИ находились на Новый год люди дела, а не те, кто просто соблюдает трудовое законодательство и живет по написанным правилам, которые в своей сути не решают проблем, а плодят еще больший бюрократизм. Магия в этом произведении, как мне кажется, выступает, как абстракция или иносказание. Аркадий и Борис называют магами, волшебниками своих персонажей в этом произведении потому, что эти люди перешли на такое понимание вселенной, что перестали быть обычными «человеками». Для них есть смысл жизни в познании, в изучении мира, в расширении границ человека, в понимании космоса, именно поэтому для них и стало аксиомой – «Понедельник начинается в субботу». Эти люди стали постоянными созидателями, они шагнули дальше, а мелкие склоки, политические неурядицы, заработные платы, должности, генеральские кресла оставьте приматам, которые все еще продолжают истреблять друг друга, и того и гляди уничтожат среду своего обитания, потому что один примат кинул в другого примата свои фекалии.

Многие люди постоянно задаются таким вопросом, как: «В чем смысл жизни?», - и почему-то всегда спрашивают его у шутов, у продажных блогеров или у предпринимателей, которые свое состояние добыли воровством и махинациями. Ученые Стругацких дают свой ответ на этот вопрос:

И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек – маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова.

Очень мне нравятся в этом произведении нотки юмора, похихикать можно от души, поводов очень много. Например, джин в бутылке, который не видит, что же там делают ученые, из-за пыли снаружи и судорожно протирает внутри рукой. Гнев Саши Привалова на макродемонов, которые всех пропускают без разрешения на работу в новогоднюю ночь, описан потрясающе.

Я был охвачен административным негодованием. «Я вам покажу, - бормотал я, прыгая через четыре ступеньки. – Я вам покажу бездельничать. Я вам покажу всех пускать без разбору!» Макродемоны Вход и Выход, вместо того чтобы заниматься делом, дрожа от азарта и лихорадочно фосфоресцируя, резались в рулетку.
Автошарж. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Автошарж. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Еще мне понравилось мнение Стругацких по такому вопросу, как борьба со «стилягами», я с ними солидарен в этом вопросе. Тогда это течении активно набирало обороты в СССР. Аркадий и Борис пришли к выводу, что, если человек слушает музыку какую-то не такую или одевается иначе, чем все, это еще не значит, что он обезьяна, и на него следует повесить ярлык тупицы. Важно лишь дело и то, как он его выполняет, какие методы использует! Но не обложка. Все эти отловы таких людей с пристрастием на улице, это деятельность рук таких, как Модест Матвеевич. Обыкновенное самодурство. Если мы оцениваем по обертке, то всегда появляются карьеристы, бюрократы, приспособленцы, которые возвысятся на этом дело, а еще и ужесточат его. Такие дельцы ровным счетом не будут делать ни черта, но зато произносить правильные тирады всегда пожалуйста. «Модесты Матвеевичи» очень хорошо умеют одеваться так, как надо, петь так, как надо, рисовать так, как требуют выше и т.д. Приспособленцев полно и имя им – Легион. Каждый день они занимаются тем, что отравляют все общественные процессы и делают это блистательно, при этом их постоянно поощряют, потому что «Модесты» свои в доску. Вот только, когда все рушится, мы обычно зовем того, кто «придурковато» одевается, кто «поет не так», «говорит тоже не так», у кого в носу серьга вставлена, но зато он делает дело и делает его хорошо.

А что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пытались определять степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов.

И потому так глупо было, когда в СССР пытались отлавливать и преследовать «стиляг» в 1950-е и 1960-е. Людям надо дать перебеситься новыми веяниями и все, а не накладывать бесчисленное количество запретов, которые только рождают еще больший интерес к такому образу жизни. Какая разница, как одевается человек и что он слушает, если это не мешает обществу и не нарушает никаких правил. Все эти «стиляги» это по факту обычные люди, которые днем работали, как все, а вечером кутили, танцевали. Если человек делает дело хорошо и не вредит никому, то и не надо к нему лезть. Гораздо хуже, когда сидит с виду весь такой свой и правильный, а по факту просто душит предприятие своей работой, бумажками, отчетами, запросами, письмами, инструкциями, палочной системой, у которого цена деятельности – нулевое КПД.

В НИИ у бездельников растет пушок на ушах, вот было бы так в жизни, мы бы тогда сразу понимали, кто делает дело, а кто делает вид.

Седловой и его шайтанская машина для полетов в иллюзорные миры. Изображение 1965 года. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Седловой и его шайтанская машина для полетов в иллюзорные миры. Изображение 1965 года. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Среди тех, у кого вылезает пушок, есть неплохие люди, как, например, Луи Иванович Седловой и отдела Абсолютного Знания. У него лезет растительность от того, что он сильно «страдает пережитками палеолита», непростительными для ученого, но при этом занимается неплохими вещами в отличие от Выбегалло.

Седловой пытается сделать путешествие по идеалистичным вымышленным мирам в будущее и прошлое (описанным, как правило, писателями) доступным всему человечеству. Правда, все равно это исследование пустовато, потому что Луи Иванович пытается делать свои прогнозы машиной времени, безответственно перекладывая все, на кого угодно: писателей, бардов, теоретиков, историков, только не на себя. А искать надо глубже. Это и отличает Януса Полуэктовича, который проводит более фундаментальную работу: он изучает параллельные миры, ковыряет реальное пространство и время, а не писанину различных авторов. Седловой больше походит на изобретателя VR для потехи людей.

Красной линией сквозит по всей книге простая идея Стругацких: человек есть переходная ступень от неандертальца к магу, человек слаб и не совершенен, но труд сделает из него настоящего мага.

Я с этим согласен, но и понимаю, что наш мир не работает по этим законам. А прочитать произведение и начать пахать, как лошадь, за копейки тоже неправильно, потому что все сферы жизни банально переведены на деньги. И очень скоро может оказаться, что тебе нужна операция или полное глубокое обследование, но бесплатная поликлиника не способна это сделать, а платная выставит круглый чек, и пойдешь ты маг к себе домой горько плакать… Нужно уметь находить баланс и лавировать. Не нужно давать на себе ездить, но и не надо быть плохим человеком.

Привалов путешествует в придуманные миры будущего, слева 1965 год, справа 1979 год. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Привалов путешествует в придуманные миры будущего, слева 1965 год, справа 1979 год. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Мне видится, что раз уж мы пошли по сценарию денег, рынка, капитализма, то в этой модели организации мира надо растить свою экспертизу, познания своего дела на работе, и уже за это просить внятные деньги. Если работодатель не может удовлетворить твои требования, то искать того, кто сможет. И я не считаю это зазорным и что этого надо стесняться. Многие менеджеры ресурсодобывающих компаний зарабатывают столько, что обычным гражданам и не снилось в самых красочных и благоприятных снах, эта практика во всех странах работает одинаково. Так почему же они не стыдятся? А вам должно быть стыдно просить за свою работу равноценных денег. Почему вы на одних махаете рукой со словами: «Ну что поделать?.. Им вот так», - а в отношении себя думаете: «Ну я, пожалуй, поработаю вот за эту ставку, которую для меня лет 15 назад определили». Просить больше за свои реальные знания нормально!!! Совсем другой вопрос, если вы ничего не знаете, но мните из себя большого человека.

Ифриты. Слева 1965 год, справа 1979 год. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Ифриты. Слева 1965 год, справа 1979 год. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Вернемся к произведению… Аркадий и Борис делят сотрудников НИИЧАВО на тех: кто делает реальное дело; на тех, кто заражен «зацикленностью на своих благах», но борется; и на приспособленцев, которые ни с чем не борются, а просто являются пустыми людьми, которые сделают все, чтобы казаться своими.

Вспомните произведение А.С. Иванова «Вечный зов» (или, может, кто-то смотрел многосерийный фильм по нему) и такого персонажа в нем, как Петр Полипов, которого сыграл несравненный Юрий Смирнов. Полипов успешно разваливал колхоз, делая это методично и очень скрытно, вот пример настоящего приспособленца.

В повести есть момент, где Стругацкие в открытую описывают таких вот прохвостов, давайте послушаем двух маэстро:

Есть другие. С пустыми глазами. Достоверно знающие, с какой стороны у бутерброда масло. По-своему очень даже неглупые (Полипов, так вообще, был виртуоз интриг). По-своему немалые знатоки человеческой природы. Расчетливые и беспринципные, познавшие всю силу человеческих слабостей, умеющие любое зло обратить себе в добро и в этом неутомимые. Они неразборчивы в средствах и терпеливы, как пауки. И как часто они достигают значительных высот и крупных успехов в своем основном деле – в строительстве светлого будущего в одной отдельно взятой квартире и на одном отдельно взятом приусадебном участке, отгороженном от остального человечества колючей проволокой под напряжением…
Профессор Выбегалло. Слева иллюстрация 1965 года, справа 1979 года. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Профессор Выбегалло. Слева иллюстрация 1965 года, справа 1979 года. Иллюстратор Евгений Мигунов.

И тут я понял, что мы забыли самого главного персонажа – товарища Амвросия Амбруазовича Выбегалло))) Это еще один «делец великих дел». Он не является бюрократом, но все же псевдоученый, который умеет говорить умные слова, умеет делать «правильные» итоги для корреспондентов, а в частности для Б. Питомника, умеет вычленять из явлений красивые определения, но все же занимается пустым делом, совершенно ненужным человечеству, хотя и собирает вокруг себя всех, делая представление, случаи с его моделями идеального человека (кадаврами). Ему бы в цирке работать на потеху публике.

Вы, там, товарищ Питомник, свой фотоаппаратик отложите, а возьмите вы киноаппаратик, потому как здесь мы имеем процесс… здесь у нас все в движении! Покой у нас, как и полагается быть, относителен, движение у нас абсолютно. Вот так. Теперь оно смогло и диалектически переходит к счастью. К довольству, то есть. Видите, оно глаза закрыло. Наслаждается. Ему хорошо. Я вам научно утверждаю.

На примере цитаты мы видим, какой Выбегалло весь важный и деятельный. Как говорится – деятельность рождаем из ничего. А точнее даже не так: сами рождаем проблему, где ее нет, а потом сами же героически решаем ее, закатывая представление для всех, чтобы все знали, как он славно поработал.

Если даже представить, что один процент полезности в его деятельности есть, то существует такой сорт людей, которые на копейку сделают, но расскажут тирады на тысячу рублей о своем деле.

Дракон едет на полигон. Слева 1965 год, справа 1979. Если помните, там еще пожарники были. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Дракон едет на полигон. Слева 1965 год, справа 1979. Если помните, там еще пожарники были. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Мне еще нравится, как Стругацкие показывают выкручивающегося Выбегалло: горе-ученый выстроил легендарную теорию своей желудочной модели, рассказал, как после обжорства у нее наступают духовные нотки прозрения, показал этого желудочного человека, да только вот не сработало. Сначала его экземпляр делал 15-ти минутные перерывы между подходами приема пищи, но потом пауза все больше стиралась, и желудочный человек стал просто жрать и жрать) Все присутствующие начинают задавать вопросы: «Почему так происходит? Ведь вы сказали, что модель должна после приема пищи проявлять себя и с духовной стороны, что как только она налопается, сразу подумает и о своей душе». Выбегалло и тут извертелся и сказал, что экземпляр просто адаптировался, развился, и теперь он просто получает удовольствие от самого процесса приема пищи. Амвросий Амбруазович переобувается прям на ходу, делая вид, что все он предвидит, все он знает, и поэтому непременно спешит заумно все объяснить. Максимально запудрить всем голову.

А еще мне кажется, что не случайно Выбегалло такие модели разрабатывает, которые хотят только удовлетворить свои первичные потребности. Стругацкие дают понять людям, насколько это глупо, следовать на 100% своим прихотям.

Конечно, понятно, что Выбегалло – это сатира на таких вот «деятельных» ученых, его модели человека-потребителя есть тоже сатира на людей, живущих только материальными ценностями. И совсем неслучайно, что эти опыты ставит дурачок Амвросий Амбруазович. Борис и Аркадий пророчат итог таким потребителям один – лопнуть и сдохнуть, что и констатирует повесть в конце:

Ну вот и все, одним потребителем стало меньше.

Вся реакция Выбегалло на взрыв его модели – это наступательный гнев в адрес Романа и Амперяна, которые изначально ставили все под сомнение.

Стругацкие так прямо открыто и говорят на все эти опыты Выбегалло:

Научная ценность всех его кадавров была, очевидно, равна нулю. Модели на базе собственных дублей мог делать любой. Наделять эти модели магическими свойствами тоже ничего не стоило. Эти модели сами по себе никогда ничего не доказывали и сточки зрения науки представляли не больший интерес, чем карточные фокусы или шпагоглотание. Можно было, конечно, понять всех этих горе-корреспондентов, которые липли к Выбегалле, как мухи к помойке. Потому что с точки зрения неспециалиста все это было необычайно эффектно, вызывало почтительную дрожь и смутные ощущения каких-то громадных возможностей.

И дальше начинается, пожалуй, самое интересное, то, что и я наблюдаю в обществе. Мы все скатились в какие-то зрелища, хайп, развлечения. Мы хотим каждый день чуда, эпичности, смеха, прыгающих или дерущихся фриков, необычных телепортаций, здесь и сейчас желаем наколдовать себе пирожок, здесь и сейчас получить магический неразменный пятак, при помощи которого можно нехило наспекулировать и купить себе машину, квартиру, дачу или завоевать сердце пышногрудой пустой Луизы Кисочкиной с прекрасными пухлыми губами, похожими на бутон пиона. Все эти формулы, объясняющие законы вселенной, которые открыл Григорий Яковлевич Перельман (наш математик), или формулы Альберта Эйнштейна нас не волнуют.

Я заметил, что не так много людей знают «теорию струн», «теорию вещества», «М-теорию», пускай это все гипотезы, может, они и вовсе не заработают, но ведь это интересно просто знать. Никто практически не слышал или слышали, но единицы, про поле Хиггса, про бозон Хиггса, про пузырь Алькубьерре, про горизонт событий, про варп-двигатель и т.д.

Но большая часть прямо здесь по памяти ответит тебе, сколько подписчиков в инстаграмме у Егора Крида, сколько подписчиков у Насти Ивлеевой. Весомая часть расскажет, что сказали о России свалившие судорожно Алла Пугачева и Максим Галкин, что на это заявил Захар Прилепин и Симоньян, и чем на этот раз грозит свирепо в своем телеграмме Дмитрий Медведев коллективному Западу, можно подумать, что он сам поедет претворять в жизнь все эти заявления. Большая часть расскажет с 5 или с 10 ступеньки упал Джо Байден, введет тебя в курс дела, если ты еще не знаешь, что там буркнул Трамп о России, Америке в своем твиттере, идиотами или дебилами назвал Лавров людей из зала на пресс-конференции. Ну и последние вишенки на тортике, что там по разводу Саши Петрова и Стаси Милославской, какие на этот раз ждут извинения в Чечне.

***Instagram (инстаграм), Facebook, Twitter (твиттер), Meta признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.

Таким образом, мы сами моделируем эту придурковатую реальность, проявляя к таким людям и событиям интерес. Мы все больше ходим в кинотеатры на бредовые фильмы и слушаем песни, состоящие из четырех слов: «Крутые тачки, пышногрудые девочки». Нам не интересна наука, вселенная и космос, нас завораживают блогеры. Мы порождаем сами этих конъюнктурщиков и приспособленцев.

Грузят аппаратуру на полигон. Слева 1965 год, справа 1979 год. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Грузят аппаратуру на полигон. Слева 1965 год, справа 1979 год. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Я думаю, что это произведение нисколько про халтурщиков и пустомель, элегантно маскирующихся, сколько про то, что мы в большинстве своем утратили интерес к истинному настоящему познанию, утратили интерес к вселенной. Нам надо больше шоу и как можно меньше научных статей. Я думаю, что все сейчас знают, как пишутся курсовые, дипломы, диссертации и даже докторские: обыкновенное копирование из интернета и разведенная демагогия на требуемое количество страниц без реального исследования и изучения вопроса. Хотя уже и демагогию разводить нынче не все умеют, сейчас это считается крутым, если ты можешь встать и сформулировать что-то из головы, практически не читая материал. Аркадий и Борис уже тогда это все напророчили, а это на минуточку 1965 год.

Я практически уверен на все сто, что это произведение не про конъюнктурщиков, приспособленцев, пустомель и бюрократов, а про повсеместное обнищание человеческой мысли, про умственное опустение. Большинство все меньше будоражит космос, вселенная, законы математики, все больше нас волнует 150-я часть «Человека-паука». При этом это оболванивание везде. У нас полный упадок и разруха в кино и по ТВ, сериалы вроде как реанимируются сейчас. После развала СССР полное пробитие дна в культуре, наши режиссеры и актеры уже не способны достичь высот советских деятелей. Отсюда и популярность ЖениBadComedian (и правильно делает, что поливает грязью). Голливуд тоже, сам того не понимая, со всеми этими марвелами, форсажами катится в пропасть, они уже превратились в жвачку. И только Питер Джексон (режиссер «Властелин колец»), Джеймс Кэмерон (режиссер «Терминатор», «Аватар», «Титаник», «Экспедиция – Бисмарк») держат это все на плаву и периодически как следует встряхивают индустрию.

Почитайте биографию Джеймса Кэмерона, поймете, что такое старая школа и настоящий дух исследователя. Это все уходит, и на смену приходит таргетированная реклама, блогеры, лайки. Из наших соотечественников крутой - Евгений Черешнев. Его блог, его телеграмм. Еще мне нравится взгляд на мир Федора Филипповича Конюхова. Это все люди, имеющие души исследователей, а не скряг.

Разоблачение дубля Корнеева. В ванной лежит дохлый окунь. "Привалов, но вода-то живая". Есть только в 1965 году. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Разоблачение дубля Корнеева. В ванной лежит дохлый окунь. "Привалов, но вода-то живая". Есть только в 1965 году. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Мысль настолько обнищала, что люди уже не понимают даже того, что им кидают прямо в лоб, как, например, у Кэмерона в фильме «Аватар» персонаж-предприниматель говорит: «Мне плевать на них, они сидят на моих бабках (смысл идет про «анаптаниум», твердая порода, на которой можно бабки делать, как наша нефть)». Или вот еще, говорит уже главный герой с удивлением и злобой на богачей: «Как просто… Просто обвини в неверности и дикарстве существ, а дальше иди убивай их». Как вы думаете, эти отсылки к захватнической политике большинства крупных стран, а в частности США, были увидены большей частью зрителей? Конечно, нет. Все смотрели на отменное рубилово на земле и в воздухе людей с На’ви (коренные жители планеты, где есть «анаптаниум»), а также все восхищались взрывами деревьев планеты. Почему я так думаю? Потому что есть много роликов и статей, где восхищаются после фильма зарубежные критики и зрители, надо только ознакомиться с тем, что они говорят.

Мысль настолько слаба у людей, что все, высказанное в лоб, уже не пробивает стену. Вот, скажем, если бы под цитатами были миллионы лайков, тогда это другое дело)

Что нам на это говорят Стругацкие:

Дело в том, что самые интересные и изящные научные результаты сплошь и рядом обладают свойством казаться непосвященным заумными и тоскливо-непонятными. Люди, далеки от науки, в наше время ждут от нее чуда и только чуда и практически неспособны отличить настоящее научное чудо от фокуса или какого-нибудь интеллектуального сальто-мортале. Привести привидений или просверлить взглядом дыру в бетонной стене могут многие, и это никому не нужно, но это приводит в восторг публику.

Поэтому никому и не интересен Роман Ойра-Ойра с его серьезными открытиями, потому что сложно, а вот Выбегалло национальный герой, посмотрите, что он выделывает со своими моделями, к нему публика липнет, как мухи на г....

Будущее сулит нам много хорошего вопреки всему! "Всяческая суета".

И все же ранние Стругацкие оптимисты, и потому заключительные слова Януса про хорошую книгу дают нам понять, что все равно все в будущем будет отлично. Человечество и это преодолеет.

-Плохо читать хорошую книгу с конца, не правда ли?

Янус изучает параллельные миры и скорее всего является контрамотом, существом, у которого жизнь движется в обратном направлении. Он уже успел постареть, видел будущее, и теперь его биологические часы идут обратно в наше прошлое.

Шарж Мигунова на Аркадия и Бориса.
Шарж Мигунова на Аркадия и Бориса.

Аркадий и Борис вселяют в нас надежду, что уйдут все эти бюрократы, пустомели, и останутся честные, добрые, созидающие и открытые ко всему люди. Стругацкие в концовке пропитаны оптимизмом и потому выливают все это на голову уже изрядно вляпавшемуся в пессимизм Привалову, когда тот начинает думать об обреченности и предопределенности своего бытия.

Аркадий и Борис еще больше подкрепляют свои слова фразой:

У каждого человека будущее свое!

- давая нам понять, что ничего не предрешено, ничего не заскриптовано! На все можно повлиять. Мы творцы своего бытия, своего будущего.

Насчет параллельности миров я уже слышал, что если поставить опыт с выстрелом из ружья в себя, когда вы дергаете ниточку, привязанную к спусковому крючку, то исходов будет множество: ниточка оборвется, и ничего не произойдет (в этом мире вы выживите); выстрел произойдет, но вы упадете уже перед выстрелом, подскальзнувшись на мокром полу (в этом мире вы живой); выстрел поразит вас точно в голову (смерть); выстрела не произойдет, так как ударно-спусковой механизм сломан и т.д. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРЯТЬ ДОМА!!!

Саша Привалов догадался о дискретной контрамоции. "Это все равно что гол забить в самом важном матче". 1965 год. Иллюстратор Евгений Мигунов.
Саша Привалов догадался о дискретной контрамоции. "Это все равно что гол забить в самом важном матче". 1965 год. Иллюстратор Евгений Мигунов.

Оптимистичный настрой на будущее дает нам, обезьянам, прочную трость в руки, которая не сломается, и которая дает нам понять, что мы творцы своего будущего, и что все впереди непременно нормализуется. Да, на чью-то долю выпадет революция, на чью-то Великая Отечественная война, на чью-то жизнь в послевоенном СССР, когда люди создавали заводы, строили дома на пепелище и верили в светлое будущее. На кого-то легли паскудные «лихие 90-е годы», с их воровством, бандитизмом, рэкетом и вымогательствами, жизнь идет то вверх, то вниз. Но она развивается и развивается в лучшую сторону, и рано или поздно, но эта сторона настанет. Мне близка эта точка зрения Аркадия и Бориса. Что бы я ни говорил, все равно моя вера заключается в том, что все лучшее впереди. Человек уникальное существо, он знает, что все непременно закончится смертью, но отбрасывает эти мысли и движется вперед. Создатель вложил в нас что-то магическое)))

У каждого человека далекие дали свои, мы можем влиять на будущее и каждый день формировать его. Мы ответственны за это сами. Никто не формирует его за вас и для вас, не ждите идеологов и волшебных пинков, действуйте сами сегодня.

Оставлю эти иллюстрации здесь. Вы можете их сравнить, проследить, как они видоизменялись.

Ну а с Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера, высказывал свое мнение. Прочитайте произведение сами - составьте свое.

Подписывайтесь, буду рад лайкам, комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)))

P.S. Есть еще иллюстрации Сергея Лемехова на повесть "Понедельник начинается в субботу", но они не прилюбились общественности. Мне, честно говоря, тоже не особо нравятся, пошловато выглядит, но для ознакомлению выложу. Возможно, кому-то эти картинки придутся по душе. "На вкус и цвет" как говорится.

У меня есть свой Telegram-канал, там бывает очень интересно, подписывайтесь)

В Telegram вы можете найти спойлеры на рецензии, которые планируются следующими к публикациям на Дзене, немаловажным является и то, что там я делюсь своими впечатлениями в процессе прочтения той или иной книги или просто рассказываю о грядущих планах, о моем находящемся в разработке романе-антиутопии. Если кому-то интересно, жамкайте, чтобы перейти туда.

Также я есть еще и в ВКонтакте (VK), возможно, кому-то будет удобнее отслеживать меня там - жамк.

Выражаю огромную благодарность всем моим подписчикам, да и просто неравнодушным человечкам, которые комментируют мои статьи и дискутируют с другими людьми! Дальше будет только интереснее)