- Думаю, тот факт, что кинопроизводство в последние годы стало стоить каких-то сумасшедших денег, заметил не только я. За рубежом блокбастеры с бюджетом в районе 300 млн$ и выше выходят уже буквально друг за другом. Причиной тому и "ковидные" ограничения, из-за которых производство многих проектов затянулось на годы, и внушительные объёмы компьютерной графики, и чрезмерная жадность студий.
- Но есть один нюанс, о котором многие забывают: инфляция. И если в случае с зарубежными фильмами формула довольно проста, то российское кино вызывает куда больше вопросов. Сегодня я предлагаю взять калькулятор и определить, какой российский фильм на момент написания статьи является самым затратным и дорогим. А ещё в очередной раз вспомним о том, насколько наше кино в целом дешевле, чем зарубежное.
Внимание! Теперь основной канал находится в Telegram, переходите по ссылке, если интересно. https://t.me/Kino_Andrey
Внимание! В статье рассматривается лишь производственный бюджет фильмов, в который обычно не входят затраты на маркетинг. Все данные брались из открытых источников, при желании каждый может проверить достоверность информации.
"Американские вечнозелёные"
Когда речь идёт о бюджетах российских фильмов, довольно часто всплывает одна непонятка: до 2014-го года затраты на производство большинства картин публиковались в долларах. Далее эта тенденция пошла на спад, а на сегодняшний день отечественное кино перешло на рубли и при оглашении бюджетов, и при подсчёте сборов. Поэтому у многих проектов мне пришлось провести конвертацию валюты. Однако для наглядности составим первую десятку в абсолютных значениях, без каких-либо поправок (за исключением одного представителя). Эту подборку вы могли видеть не раз на многих сайтах. Наглядно, но не очень объективно. Далее вы поймёте, почему.
Самые дорогие российские фильмы в долларах:
- "Тайна печати дракона" (2018) — 50 млн$.
- "Утомлённые солнцем 2" (2011) — 45 млн$ на 2 фильма.
- "Обитаемый остров" (2009) — 36,6 млн$ на 2 фильма.
- "Сибирский цирюльник" (1998) — 35 млн$.
- "Сталинград" (2013) — 30 млн$.
- "Вий 3D" (2014) — 26 млн$.
- "Матильда" (2017) — 25 млн$.
- "Солнечный удар" (2014) — 24 млн$.
- "Викинг" (2016) — 20,5 млн$ (конвертировано из рублей).
- "Адмиралъ" (2008) — 20 млн$.
Никаких сюрпризов: 1-е место по затратам занимает российско-китайский сиквел фильма "Вий 3D" "Тайна печати дракона". Ультимативно огромный бюджет, который вряд ли будет превзойдён в ближайшее время.
Стоит сказать пару слов и о двух других членах тройки лидеров. "Обитаемый остров" и "Утомлённые солнцем 2" представляют собой дилогии, обе части которых снимались одновременно. Вопреки распространённому мифу, 45 млн$ долларов было потрачено на 2 фильма Никиты Михалкова, а не на каждый. Но делить бюджет на части в случае целостных произведений я считаю глупым: при одновременной съёмке 2 фильма вместе, очевидно, потребуют меньше затрат, чем 2 аналогичных проекта, создающихся независимо. Аренда оборудования, помещений, строительство декораций — всё это не приходится делать дважды. Условно говоря, будь "Предстояние" и "Цитадель" двумя отдельными проектами, то стоили они бы не по 22,5 млн$ (45 в сумме), а, например, по 30 (60 в сумме).
Переводим всё в рубли.
Для расчётов я брал официальные данные Росстата и использовал при вычислениях среднее значение курса доллара (между данными на 1-е января года выхода фильма и на 1-е января следующего года). Лишь в нескольких случаях я брал конкретное значение в месяц. Следовательно, мы получаем стоимость фильма на момент его выхода. Отметка "конвертировано" означает то, что изначально бюджет фильма был оглашён только в долларах.
Конечно, производство многих проектов шло годами, отчего объективно вычислить их бюджет практически невозможно, однако, как мне кажется, наиболее правильным будет остановиться на том, сколько лента стоила на момент выхода в прокат, т.е. в то время, когда она начала окупаться.
Самые дорогие российские фильмы в рублях с учётом изменения курса доллара:
- "Тайна печати дракона" (2018) — 2,8 млрд руб.
- "Матильда" (2017) — 1,478 млрд руб (конвертировано).
- "Утомлённые солнцем 2" (2011) — 1,395 млрд руб на 2 фильма (конвертировано).
- "Викинг" (2016) — 1,250 млрд руб.
- "Бременские музыканты" (2024) и "Мастер и Маргарита" (2024) — по 1,2 млрд руб.
- "Обитаемый остров" (2009) — 1,076 млрд руб на 2 фильма (конвертировано).
- "Солнечный удар" (2014) — 1,066 млрд руб (конвертировано).
- "Союз спасения" (2020) — 980 млн руб.
- "Сталинград" (2013) — 945,3 млн руб (конвертировано).
- "Вызов" (2023) — 905 млн руб.
Итак, лидер подборки не поменялся: всё та же монструозная "Тайна печати дракона". Однако ниже по сетке есть интересные изменения. На 2-е место взлетает "Матильда", в предыдущем топе занявшая лишь 7-е. Происходит это потому, что вышла она в 2017-м году, тогда как большая часть "конкурентов" была снята значительно раньше. Курс доллара вырос так значительно, что 20-миллионная "Матильда" на поверку оказалась дороже 45-миллионных "Утомлённых солнцем".
Интересно и наличие совсем свежих проектов: "Бременские музыканты" и "Мастер и Маргарита". Рискну, конечно, предположить, что по итогу 2-й проект обошёлся несколько дороже (производство фильма заняло почти 5 лет), однако не будем играть в угадайку. Ведь на момент написания статьи обе ленты находятся в прокате.
В хвост подборки рухнул и "Сталинград", вышедший аккурат перед событиями, повлекшими за собой резкий рост курса доллара. Замыкают топ ещё 2 "свежака": распиаренные "Вызов" и хитовый "Союз спасения". Конечно, можно добавить к бюджету космической драмы стоимость полёта съёмочной группы на орбиту, однако точные цифры по данному вопросу неизвестны. Тем не менее, держим в уме, что если слухи про 7,5 млрд рублей за услуги "Роскосмоса" правдивы, то "Вызов" взлетает на 1-е место в списке самых дорогих российских фильмов без учёта инфляции.
Ну, и по поводу "серых мышек". Не совсем всё ясно с фильмом "Вторжение" Бондарчука — в некоторых источниках его бюджет оценивается аж в 944 млн рублей, что ставит его выше "Вызова" в списке без учёта инфляции. Однако информация про более приземлённые 640-650 млн встречается чаще. Та же ситуация и с "Вратарём галактики": если его бюджет действительно 1 млрд рублей, то в десятку он попадает, если это более адекватные 744 млн рублей, то в топ его мы не включаем.
Дружно считаем инфляцию.
Для вычислений по данному пункту я использовал специальный калькулятор, после чего сверял значения на аналогичном (результаты получились одинаковыми). Поймите правильно: данное сравнение не является на 100% объективным по одной простой причине. Технологии не стоят на месте, компьютерная графика и профессиональный грим становятся всё более доступными, поэтому для создания одного и того же зрелища сейчас уходит куда меньше средств, чем 20 лет назад. Для того, чтобы получить картинку уровня 100-миллионного фильма 2000-го года, сейчас нужно всего-то миллионов 30. Поэтому третья подборка позволяет нам оценить лишь то, насколько дорогими были фильмы прошлого в отношении к, например, предметам быта. Буханкам хлеба, если угодно.
Самые дорогие российские фильмы в рублях с учётом инфляции:
- "Сибирский цирюльник" (1998) — 13,157 млрд руб.
- "Тайна печати дракона" (2018) — 4,113 млрд руб.
- "Утомлённые солнцем 2" (2011) — 3,352 млрд руб на 2 фильма.
- "Обитаемый остров" (2009) — 3,057 млрд руб на 2 фильма.
- "Матильда" (2017) — 2,226 млрд руб.
- "Солнечный удар" (2014) — 2,128 млрд руб.
- "Сталинград" (2013) — 2,009 млрд руб.
- "Викинг" (2016) — 1,984 млрд руб.
- "Адмиралъ" (2008) — 1,736 млрд руб.
- "Вий 3D" (2014) и "Монгол" (2007) — примерно 1,694 млрд руб и 1,621 млрд руб соответственно.
Увидев результаты, я сразу побежал перепроверять расчёт. Нет, никакой ошибки: с огромным отрывом самым дорогим фильмом в истории России является "Сибирский цирюльник"! Дело в том, что вышел он в далёком 1998-м, когда трава была зеленее, а рубль... Сами понимаете.
Само собой, сегодня фильм уровня "Цирюльника" не стоил бы 13 млрд рублей. Современные технологии позволили бы воссоздать все те декорации и массовку за гораздо более скромный бюджет. Однако данная цифра позволяет понять, насколько монструозным был этот проект на момент выхода. Аналогов ему в нашем кино действительно нет, не считая "Вызова", который в теории может стоить под 8,5 млрд. Но это не точно.
А далее всё относительно предсказуемо: тут и "Тайна печати", и "Утомлённые солнцем" — всё близко. Только цифры бюджетов у всех стали неласковые. Что интересно — нет ни одной ленты новее 2018-го года, хотя целых 4 "свежих" фильма мы видели в предыдущей подборке. Куда им тягаться с титанами прошлого...
Теперь пара наблюдений. Официально главным толстосумом российского кино можно считать Никиту Михалкова — аж 3 позиции в десятке занимают его проекты. Следом идёт Фёдор Бондарчук и его законные 2 строчки рейтинга (в спину дышит Олег Степченко с киновселенной "Вий"). Но, думаю, читатель со мной согласится: в "Сталинграде" огромный бюджет виден куда лучше, чем, например, в "Солнечном ударе".
А что до "Тайны печати дракона"? Это великое недоразумение и очень грустная шутка. Как создатели хотели окупать такой фантастический бюджет — я не знаю. А как они за эту сумму умудрились снять невнятную треш-мешанину всего со всем — вопрос риторический.
В заключение. Да, бюджеты "Сибирского цирюльника" и "Утомлённых солнцем" режут глаза отечественному зрителю. Мы привыкли ругать наш кинематограф и жаловаться, что огромные суммы расходуются на ветер. Довольно часто, конечно, так оно и есть: мне не совсем понятно, куда авторы дели столько денег на съёмках "Солнечного удара" или "Матильды". Однако давайте будем реалистами. Даже самый дорогой российский фильм обладает бюджетом в 50 млн$. В Голливуде за такую сумму обычно снимают средней руки боевик или какой-нибудь крепкий хоррор, но не более. Что уж говорить о российской фантастике и военных фильмах, которые дешевле "Тайны печати дракона" в 5-10 раз. Давай будем чуточку больше ценить такое вот кино, которое дарит нам достойное зрелище, обходясь при этом на порядок (а то и на два) дешевле очередного 340-миллионного "Форсажа".
Понравилась статья? Узнали что-то новое? Поставьте лайк, подпишитесь на канал. Если я забыл какой-то дорогой российский фильм, обязательно напишите о нём в комментариях. Если будет активность, я подумаю о том, чтобы составить аналогичную подборку самых кассовых российских фильмов. До связи!