Введение
Думаю я не буду оригинален, если скажу, что душа - это главный, наиболее важный "орган" человека, если можно так выразиться. Хотя в таком ключе о душе никто не говорит, но это подразумевается, само собой разумеется во многих контекстах где используется это слово. И со мной многие согласятся за исключением, разве что, убежденных и последовательных материалистов, которые скажут, что существование души как некой нематериальной сущности невозможно, это полностью противоречит здравому смыслу.
Тем не менее, при общем согласии в главном наши знания, представления о душе сильно разнятся. У многих это представление сформировано культурной средой в которой они выросли и живут, литературой, искусством. Христианская религия, конечно, прорабатывает этот вопрос более глубоко, но, как правило, не идет дальше идеи что душа рождается или создается вместе с рождением человека, и после смерти существует вечно, в раю или в аду, в зависимости от поведения человека в его земном существования. Хотя признается, что с поведением не все так однозначно, и заранее никто не может сказать какая участь ей уготована Всевышним, подразумевая Божественную Милость. Да и само существование вечного ада наиболее прогрессивные представители богословия, христианской философии уже начинают подвергать сомнению, пока еще робко, осторожно, но их голос звучит все громче и громче. И, наконец, восточная традиция в лице индийской философии, религии говорит о вечном существовании души, о тысячах, десятках тысяч жизней, если не миллионах, через которые проходит душа чтобы достичь Нирваны или Мокши, или более высокого эволюционного статуса другого рода. Обсуждению представлений о душе соответствующих индийской традиции, циклу ее существования и посвящена данная статья.
Эволюция души
Когда - то давно на Яндекс Кью я прочитал вопрос суть которого заключалась в следующем. Если согласно Бхагавадгите душа вечна, и не было такого момента в вечности когда ее не существовало, почему мы все еще люди, а не нечто большее? Вопрос не лишен смысла; cовершенно логично предположить, что вечное существование подразумевает бесконечное развитие, эволюцию, и мы должны уже быть как минимум богоподобными существами. Ответ достаточно прост. Душа может находится в статическом состоянии сколь угодно долго. И в какой - то момент вечности наступает ее черед, и она воплощается на Земле впервые и начинает свою эволюцию - восхождение. Это может быть и какая - то другая планета, если речь идет о вечности. В этот момент душа напоминает семя в котором сосредоточен весь бесконечный божественный потенциал будущей эволюции которому только предстоит реализоваться. Это как желудь который уже содержит в себе огромное, могучее древо, но его нужно поместить во влажную почву чтобы проклюнулся росток и дерево стало расти, развиваться. Вначале душа воплощается в самых примитивных живых формах, но по мере роста ей требуются все более сложные организмы для эффективного развития. И я думаю не будет преувеличением сказать, что с этой точки зрения эволюция видов - это лишь вспомогательный процесс который требуется для успешной эволюции сознания. Пройдя длительный эволюционный путь который вначале пролегает через растительное царство, затем через животное душа, наконец, достигает такого уровня развития, что может воплотится в человеке. И это, конечно, уже не та душа какой она была в начале пути. Чтобы различать душу которая только содержит бесконечный потенциал развития и душу которая уже реализовала небольшую часть этого потенциала достигнув человеческого уровня, было введено понятие "психическое существо". В данном случае "психическое" нужно понимать буквально, от греческого слова психея - душа. Например, в русском языке словосочетание "душевное существо" будет звучать несколько странно и непонятно, поэтому так говорить не следует, но понимать нужно именно так.
Когда - то вершиной эволюции были развитые инстинкты животных, выше не было ничего. Сейчас - это, развитый интеллект человека который далеко не совершенен, и все еще остается очень ограниченным инструментом. А значит нет никаких оснований полагать, что эволюция остановится на пути к своей цели увенчавшись таким несовершенным творением каким являемся мы с вами. Очевидно следующим этапом будет формирование нового вида который по отношению к человеку как мы его знаем сейчас будет своего рода сверхчеловеком, но не в том смысле который вкладывал в это понятие Ницше. Пока достаточно сказать, что это будет творение которое значительно превзойдет человека, скажем, в той мере, в какой человек превосходит животное. И можно быть уверенным, это не будет связано с непомерным развитием интеллекта который уже давно подошел к пределу своих возможностей так же, как когда - то подошел к естественным границам своего развития инстинкт.
В глубинах нас ждут еще большие глубины, В высотах - еще более великие высоты. Скорее человек приблизится к границам бесконечности, чем к завершенности своего собственного существа.
Шри Ауробиндо
Божественная природа души
В предыдущем разделе мы остановились на психическом существе как некой сущности которая сформировалась вокруг души в ходе ее эволюции. Надо сказать, когда говорят о сокровенной душе человека практически всегда имеют в виду именно психическое или "душевное" существо. С животными несколько сложнее, но сейчас это не важно. Нередко о душе говорят как о божественной искре, как о частице Бога в нас, и даже просто, душа - это Бог в нас, что уже предполагает ее божественную природу. В ходе эволюции из искры, образно говоря, возгорается пламя, которое становится все более полным, мощным, очищающим. Иначе говоря, формируется и развивается психическое существо которое прилагает все усилия чтобы влиять на нашу низшую природу, вдохновлять, поддерживать, удерживать наше поверхностное "Я", фронтальную личность от неподобающих поступков. Иногда это удается, иногда удается частично, иногда нет. Из жизни в жизнь это Белое Пламя разгорается все сильнее, его воздействие, влияние на все существо становится все более мощным, решающим, и, наконец, наступает такой судьбоносный момент когда психическое существо или душа выходит из глубин существа на поверхность; и все наши прежние представления, наше видение, перспектива рушатся, кардинально меняются; мы начинаем истинно видеть, истинно чувствовать, истинно понимать, так как теперь мы в постоянном контакте с Богом, Истиной внутри нас. Все проблемы, страхи, беспокойства уходят как вода в песок, и в нашем существовании наступает поистине новая эра. Постепенно власть Души над низшей природой под ее очищающим воздействием становится все более полной, и наша поверхностная личность становится все более совершенным инструментом Души.
Человека который живет в душе своей как описано выше называют святым. Святой, в подлинном понимании этого термина - это, состояние сознания или уровень развития сознания. Выход души из сокровенных глубин на поверхность - это, как новое рождение, рождение нашей истинной личности, нашего истинного "Я". И на этом ничего не заканчивается, это только начало, начало очередного этапа нашей эволюции в новом качестве; а впереди - новые эволюционные высоты которые только предстоит покорить, но с этого момента мы уже идем вперед уверенной поступью и не собьемся с дороги.
Подведем итоги. В чем состоит божественность души.
1. Душа, как божественная искра, изначально имеет божественное происхождение.
2. В ходе эволюции она не теряет своей божественности, а наоборот, реализует бесконечный божественный потенциал который в ней заложен, проявляет его в мире. Психическое Существо которое формируется вокруг души - часть реализации этого потенциала.
3. Когда говорят душа болит, душа страдает, речь не идет о сокровенной душе. Божественное страдать не может. У души может быть только то, что можно назвать легкой грустью, когда наша фронтальная личность упрямая как мул упорно продолжает следовать своей привычной колее. Страдает наша поверхностная душа которую еще называют душой желаний, или витально - ментальное сознание.
Смысл реинкарнации
Я думаю теперь становится понятно, что реинкарнация в сочетании с кармой не имеет никакого отношения к системе поощрений и наказаний, реализации некой мифической справедливости. Воплощение души в разных странах, в самых разных условиях, на всех уровнях социальной лестницы максимально способствует ее эффективной эволюции, делает ее опыт полным и разносторонним.
Заключение
Если бы люди могли хотя бы мельком увидеть, почувствовать какие непередаваемые радости, какие совершенные силы, какие сияющие богатства спонтанного знания, какая бескрайняя безмятежность ожидают нас на просторах которых наша животная эволюция еще не достигла, они бы бросили все и не успокоились пока не обрели бы все эти сокровища. Но путь узок, двери надежно заперты; страх, недоверие, скептицизм как верные стражи Природы не дают нам покинуть ее привычные пастбища.
Шри Ауробиндо
Статья "Шри Ауробиндо как философ. Был ли он философом в обычном смысле этого слова"