Почему такое странное название? Сочетанием «май декабрь» иногда называют отношения с большой разницей в возрасте. Иными словами, возрастной мезальянс. Но «май декабрь» как минимум кинематографичнее звучит.
Казалось бы, кого сейчас удивляют браки, где муж старше жены на тридцать и более лет. Или жена мужа на двадцать. Да никого. А если взять во внимание тот факт, что на начало отношений одному из участников было едва ли тринадцать?
Бегло прочитав аннотацию к фильму и заинтересовавшись скорее актрисами, чем сюжетом, я начала смотреть. Через некоторое время поняла, что когда-то, где-то я об этом читала. Но в описании ни слова нет о том, что фильм снят на основе реальных событий. Что странно, ведь, как говорится, таких совпадений не бывает (за небольшими изменениями - все так, как было на самом деле). И очень интересно, как к фильму отнесся один из главных героев этой скандальной истории. Его, судя по всему, даже не поставили в известность о съемках. А история не то, чтобы пикантная. Скорее жуткая. Это история о том, как взрослый человек манипулировал неокрепшей психикой подростка. И влияние это было столь велико, что и спустя десятилетия выбраться невозможно.
🎬Май декабрь (2023)
May December
Жила-была семья с детьми-близнецами, которым вот-вот предстоит выпуститься из школы. Еще одна их дочь уже учится в колледже. Грейси (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон) – супруги со стажем. Правда, на начало фильма Джо – тридцать шесть, а супруге что-то около шестидесяти. Их скандальный роман вроде бы все обсудили и подзабыли, но отношение к паре до сих пор неоднозначное. И вот историей любви Грейси и Джо заинтересовалось телевидение. Решено снимать фильм.
Элизабет, актриса, которая должна воплотить образ Грейси на экране (Натали Портман) приезжает в гости в их дом. Она хочет узнать как можно больше о характерах, проникнуться, и понять мотивы Грейс, чтобы роль получилась убедительной. Что ж, желание вполне достойное, если на выходе хочешь получить качественный фильм, а не ширпотреб. Элизабет сближается со всеми членами семьи, общается с их знакомыми, коллегами и соседями, даже в школу приходит, и незаметно открывает тот самый аналог ящика Пандоры – фигуральную коробку с секретами, мыслями и эмоциями, запрятанную на чердак. И Грейс, и Джо знают, что коробка есть, но оба боятся даже подойти к ней.
Ровесница Джо и, как оказалось, тоже опытный манипулятор, Элизабет становится катализатором, лакмусовой бумажкой, назовите как угодно. Должен произойти взрыв. Какие-то изменения, осознание. Но случится ли?
«Я ещё только обдумываю завести детей, а твои уже идут в колледж».
Давайте перейдем к реальным героям, чья жизнь в фильме выписана едва ли не буквально.
В 1996 году замужней учительнице с четырьмя детьми Мэри Кей Летурно было тридцать четыре года, когда она начала встречаться с шестиклассником.
«Начала встречаться», «начался роман» - все это звучит красиво и романтично, конечно, но сути дела не отражает. Ведь речь не о взрослых людях. Да, даже не об одногодках (пусть им и по тринадцать было бы). Речь о том, что взрослая женщина соблазнила по сути ребенка. Более того, как мне кажется, она так и не поняла, в чем ее проступок, если это можно так назвать.
Когда общественности и полиции стало известно об отношениях Мэри Кей с Вилли Фуалау, ее посадили. Правда, тут тоже не все так просто. Сначала она успела родить от Вилли, с шести лет срок скостили до шести месяцев, плюс лечение, как сексуальной преступницы, в течение трех лет. Ну и пожизненный запрет на хоть какое-то общение с Вилли, конечно. Но любовь Мэри Кей к мальчику была столь «велика», что она нарушила все возможные запреты и едва выйдя, успела снова от него забеременеть. После чего ей дали максимально допустимый законом срок — семь с половиной лет, которые Мэри Кей благополучно отсидела, родила второго ребенка, а потом вышла на свободу и… замуж за Вилли! К тому моменту у 21-летнего парня было двое детей и явно сломанная психика.
То есть, еще раз: женщина, которая признала себя виновной в суде по двум пунктам обвинения в изнасиловании ребёнка второй степени, вышла замуж за этого повзрослевшего ребенка, который убедил суд отменить постановление о запрете контактов с ней.
Правда, тут я нашла две версии, которые озвучивал Вилли в разных интервью, прямо противоположные. В одном он говорит, что пошел на этот шаг только ради детей, ведь знает, что такое расти без отца, а в другом:
«Я не жертва. Я не стыжусь того, что я отец. Я не стыжусь того, что влюблен в Мэри Кей».
При этом пока Мери Кей сидела свой срок, у парня была попытка суицида. А потом они вместе выпустили книгу с многообещающим названием «Только одно преступление — любовь». Очень «здоровые» отношения, чего уж тут.
Как бы то ни было, в прессе разгорелся нешуточный скандал, который приобрел международный характер. Психическое здоровье Мэри подкосилось, хотя я не уверена, была ли она адекватной изначально.
Мне невозможно представить, как люди, заварившие такую кашу в своей жизни, живут себе, воспитывают детей… А эти их дети? Сколько упреков, намеков, взглядов, открытых оскорблений им пришлось перенести? Да, дети ни в чем не виноваты, это понятно. Но подростки очень жестокие, увы. И шила в мешке не утаишь.
Самое поразительное, то, что Мэри Кей упорно говорила о силе своей любви. Точнее, силе их взаимной любви. Бесконечной и прекрасной. Вилли за время их брака всего лишь раз предпринял попытку выйти из этих отношений, но развелся только в 2019 году, за год до смерти Мэри Кей. Все это время они жили вместе. Почему? Зачем?
Герой фильма Джо впервые задумался, что что-то в его жизни не так, когда встретил Элизабет. Красивую, интересную молодую женщину, свою ровесницу. Если вы думаете, что по молодости он изменял Грейси – нет. Джо был верен, и даже не допускал мысли, что может причинить боль жене.
В фильме открытый финал, так что можно фантазировать о том, что ждет Грейси и Джо дальше, после выхода кино с Элизабет. Но был там такой момент, очень абьюзивный со стороны Грейс. Тоном, не терпящим возражений, она как мантру, как некую установку, вдалбливает Джо, что ты, мол, вспомни, как это было тогда, в подсобке. Разве я виновата? Кто был главным? Кто вёл? И Джо, жертва этого морального и физического абьюза, молча кивает головой в такт.
В то же время Джо наступает на грабли с Элизабет. Он просто не знает, как строить отношения. У него нет нормального опыта, только исковерканный. Ему 36 лет, но он как ребенок в этом плане.
В фильме очень хороший кастинг. Джулианне Мур невероятно удаются образы странных дамочек, Портман – такая стильная, миловидная, очаровательная соблазнительница, и Чарльз Мелтон, который выглядит, как ребенок-переросток, как один из детей Мэри. Как старший брат своих детей, а не как их отец.
Послевкусие очень странное после просмотра. Это совершенно точно кино не для массового зрителя. Скорее фестивальное. Смешалась прекрасная актерская игра, дикость реальности и осознание того, что потом-то было все по закону, и поженились они по закону. Но что делать с отрезком жизни от 13 до 21?
«Мы прожили вместе двадцать четыре года. Разве это не значит, что мы счастливы?»
Нет. Это вообще ничего не значит.