Всем привет! В прошедшее воскресенье посмотрел одну из главных кинопремьер января, а может и всего 2024 года,- новую экранизацию великого романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" режиссера Михаила Локшина. Решил высказать свои впечатления, почти сразу по горячим следам.
Итак, скажу сразу- впечатления от новой киноадаптации великого романа Михаила Булгакова у меня остались двойственные. Начну, пожалуй, с плюсов, которых, несомненно, немало.
Очень порадовало то, что в главных ролях мы не увидели уже "приевшихся" нашему зрителю актеров, которых мы и так уж слишком часто вынуждены видеть в медиапространстве- от новинок отечественного кинематографа и различных телепроектов до рекламы. Признаюсь, если бы на главные роли пригласили кого-то из так называемых "топовых" актёров последних лет, лица которых уже достаточно "примелькались", то я бы даже не стал смотреть эту картину. Поэтому, несомненный плюс режиссеру Михаилу Локшину и, конечно, продюсерам проекта за подбор актёрской команды.
Игра актёров действительно порадовала, эмоционально антураж произведения был передан почти максимально, насколько это было возможно. Отдельно я бы выделил Аугуста Диля в роли Воланда, Юрия Колокольникова в роли Коровьева, Данила Стеклова в роли Ивана Бездомного и, конечно, Игоря Верника, просто блестяще, на мой взгляд, сыгравшего Жоржа Бенгальского. Идея пригласить на роль Воланда немецкого актёра действительно очень классная, поскольку получилось внешне по типажу как бы "отделить" Воланда от остальных героев картины. В то же время, не скрою, что Воланд в исполнении Олега Басилашвили в сериале 2005 года мне понравился больше. Здесь все-таки, на мой взгляд, что-то "дьявольского" в образе не хватило.
Ещё один плюс картины, безусловно, это эффекты, которые смотрятся на уровне самых лучших современных блокбастеров международного уровня. Особенно классно получились, на мой взгляд, летающие головы и вся без исключения сцена в Театре Варьете. Там, для меня, был просто какой-то бенефис Игоря Верника и Юрия Колокольникова. Однозначно, для меня лучшая сцена фильма! Больше таковых, к сожалению, найти для себя не смог. Поэтому, плавно перехожу к минусам, которых, может быть, и не так много, но которые для меня явно "перекрыли" ряд тех плюсов, о которых я сказал ранее.
Итак, главный минус, на мой субъективный взгляд, состоит в самом сценарии фильма, в расставленных сценаристами акцентах. Да, мне могут сказать, что экранизировать философские романы, а роман "Мастер и Маргарита" таковым, безусловно, является, очень сложно. Спорить не буду, но труд режиссёра вообще особенно трудный, что характерно для любой творческой профессии, поскольку связан с оценками твоего труда большим количеством людей, которые часто несправедливо и в очень жёсткой форме оценивают этот самый труд. Но таковы реалии профессии, если выбрал такой путь, то будь готов спокойно воспринять и критику. Поэтому я не собираюсь делать акценты исключительно на том, что мне понравилось.
Мне 33 года и читал роман "Мастер и Маргарита" я очень давно, ещё в школе. И, как и многие из моего, далеко не самого читающего поколения, к сожалению, не дочитал роман до конца. Лет 18 назад мне он показался очень сложным для восприятия, но очень выручил тогда вышедший сериал режиссёра Владимира Бортко, где все было показано очень понятно и благодаря которому у меня сформировалось весьма неплохое и довольно целостное впечатление о произведении Михаила Булгакова. Будучи студентом, я несколько раз возвращался к прочтению книги и понимал, насколько трепетно к основной линии подошёл режиссёр той прекрасной экранизации 2005 года.
Я не случайно употребил слово "понятно". Да, именно от этого я и предлагаю отталкиваться, поскольку считаю, что простота и понятность для зрителя- один из главных факторов успеха художественного произведения, тем более, если речь идёт об экранизации такого масштабного произведения мировой литературы.
К сожалению, для восприятия экранизация Михаила Локшина показалось мне очень сложной. Спустя полчаса после начала фильма многие нити сюжетной линии я просто потерял, как будто бы смотришь три разных фильма в одном, да ещё и не совсем связанных между собой. Слишком много переходов с одной сюжетной линии на другую, что очень усложняет восприятие, тем более, если оригинал ты читал довольно давно и какие-то детали уже забылись. Я все время ловил себя на мысли- а как в таком случае воспринимать происходящее на экране тем, кто вообще не читал оригинала?
Моя принципиальная позиция- когда режиссёр ставит любую экранизацию литературного, то он должен отталкиваться, прежде всего, от тех, кто как раз совсем не знаком с литературным произведением. То есть, сделать все как можно более понятно, не перегружая сюжетными линиями, чтобы зритель, который не читал литературное произведение, после просмотра фильма захотел прочитать его, или, по крайней мере, пробудить интерес к этому. Признаюсь, для меня большая загадка, как воспринимали происходящее на экране зрители 20-23 лет, которые ещё не успели в силу возраста проникнуться художественным произведением Михаила Булгакова. Я немного старше по возрасту, но у меня в голове единая и целостная картина происходящего на экране не возникала на протяжении всего фильма. И это очень большой недостаток, который перекрывает такие несомненные плюсы как актёрская игра и отличные эффекты.
Также я считаю, что главная задача экранизаций таких больших художественных произведений- максимально популяризировать произведение среди молодого поколения, поскольку, к огромному сожалению, в современных реалиях школа не может эффективно выполнять эту задачу. И здесь должны приходить на помощь именно фильмы, которые могут вдохновить школьников на прочтение этого великого художественного произведения. Здесь уже, наверное, сам режиссёр должен уметь грамотно расставить приоритеты, что, конечно, приходит с опытом. Как мне кажется, очень важно понимать, что важнее- сделать фильм максимально динамичным и понятным, или же показать зрителям как сложно ты умеешь снимать и насколько сложный по структуре сюжет ты заложил в свой фильм.
Моё сугубо субъективное мнение- не нужно было смешивать "реальную" (историю писателя в тоталитарном обществе) и "фантазийную" линию (линию внутри Мастера со всеми фантастическими событиями) произведения, а максимально и интересно для молодого поколения раскрыть "фантазийную" часть, поскольку времени всего два с половиной часа. Также в полнометражный фильм я бы не брал ответвление сюжета с Понтием Пилатом, поскольку в условиях ограниченного времени не только не позволяет хорошо раскрыть данную линию, но и отнимает время для остальных линий. В моем понимании, самое правильное было бы сконцентрироваться на одной, "фантазийной" сюжетной линии и исключить частые переходы с одной линии на другую. Например, "реальной" линией, на мой взгляд, можно вполне ограничиться только в самом начале, а дальше сделать акцент только на событиях в фантастическом мире Мастера.
Когда я говорю о важности популяризации через кино великих литературных произведений нашей культуры, то здесь важно понимать ещё один момент. Нужно ли умышленно идти на то, чтобы загонять произведение в такие жёсткие возрастные рамки- "18+". Да, я понимаю, что "Мастер и Маргарита"- это, безусловно, не сказка для детей, но всегда можно всё выстроить таким образом, что в фильме не будет тех сцен, которые будут загонять фильм в категорию "18 +". Прежде всего, в этом должен быть заинтересован сам режиссёр фильма, чтобы его картина попала не в категорию "для взрослых", а хотя бы "16+", чтобы фильм в кинотеатрах смогли посмотреть как можно больше школьников, а школы активно советовали ученикам пойти в кино на просмотр картины. В связи с этим вопрос- неужели нельзя было обойтись без полностью обнажённой Маргариты в кадре в одной из сцен в конце фильма? Увидев в кино на афише категорию "18+" я, признаюсь, в тот момент очень удивился. Теперь же не удивляюсь абсолютно, поскольку это уже напоминало что-то из фильмов, которые лет 20 назад показывали после полуночи по выходным на канале "РЕН-ТВ".
Делая определённый вывод всему сказанному выше, могу сказать, что в любом случае картина весьма любопытна и будет интересна всем любителям великого произведения Михаила Булгакова. Тем, кто произведение помнит не очень хорошо, понять что к чему будет очень непросто. Вряд ли данная картина попадёт в золотой фонд нашего кинематографа, хотя, возможно, я и ошибаюсь. Моя оценка- 6,5 из 10.
Всем большое спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и, конечно, высказывайте свои мнения о фильме в комментариях! Интересно каждое мнение!