Найти тему
7 раз отмерь

Подземное строительство в Токио

Введение

Токио - огромный и многоплановый мегаполис, в котором тысячелетняя история Японии сочетается с высокими технологиями, а древние японские традиции тесно переплелись с современным европейским антуражем.

Японскую столицу нередко называют «городом небоскрёбов», хотя это и не так. Если сравнивать токийские высотки с мировыми гигантами, например, дубайским Бурдж-Халифа, высота которого составляет 828 м (самое высокое здание в мире), даже самый высокий небоскрёб Токио Midtown Tower высотой всего 248,1 м. Многоэтажные здания сосредоточены только в деловом районе города – Синдзуку.

Земля – самый дорогой ресурс в Японии. Площадь страны (на суше) составляет 377 944 км², вмещая при этом 126 225 000 человек (2018 г.).

Из-за ограниченной земельной площади и высоких цен на земельные участки японцы вынуждены подходить к вопросам строительства более изобретательно.

В XX веке архитекторы использовали новаторские технологии градостроительства при создании искусственных пространств в крупных городах. Новые площади создавались благодаря строительству офисов-небоскрёбов, высотных многоквартирных домов и подземных пассажей. Строительство вверх и вниз позволяло использовать городскую землю очень рационально. Фактически существует три параллельных Токио — наземный, высотный и подземный. Обжитые подземные владения Токио сегодня составляют уже более 300 тыс. м2. Туристам обычно показывают первые два — исторические памятники и храмы стоят на земле, а на верхних этажах небоскрёбов находятся обзорные площадки и рестораны с видом на город. Подземные кварталы достопримечательностью здесь не считают, экскурсии по ним не проводят, и турист зачастую просто не замечает этих районов японской столицы, приняв их за уличные переходы.

Посмотрим, как выглядит подземное строительство в Токио.

Строительство в Токио на искусственных островах

В 80-х годах XX-го столетия подумывали о перемещении Токио в другое место, но осуществить это так и не удалось. Слишком уж дорогим тогда был проект. А вот в начале XXI века городские власти и частные компании потратили 10 трлн. иен на реализацию проектов по совершенствованию городского хозяйства.

Город успешно отвоёвывает площади у моря, строя в Токийском заливе искусственные острова из мусора и прочих отходов, раздвигает свои границы путём слияния с городами-спутниками, которые уже давно превратились в огромные жилые районы для миллионов Токийцев. За последние 60 лет было осушено 20 тыс. га водной поверхности. Планируется, что через 60 лет освоят ещё столько же территории, построив четыре острова.

-2

История подземного строительства в Токио

Подземное строительство в Токио имеет свою историю. Первый в Восточной Азии подземный центр розничной торговли открылся в апреле 1930 года под станцией Уэно в Токио. В этом центре под названием «Магазин-метро» продавались предметы первой необходимости по сниженным ценам, а также находились рестораны с обычным выбором блюд. Главной целью разработчиков было создание дополнительных удобств для клиентов, прежде всего пассажиров, едущих из пригородов на работу и обратно.

А в 1932 году при станции метро Судате в Токио появился небольшой подземный городок.

Примерно в то же время в Осака был разработан план строительства подземного торгового центра рядом со станцией метро Намба, но его пришлось оставить из-за сопротивления наземных торговцев, которые боялись потерять покупателей. Позже, примерно в 1940 году, один большой подземный пассаж объединил разные подземные площади – подземную станцию электрифицированной железной дороги Хансин в Умэда, станцию метро Умэда и подвальный этаж розничной торговли универмага Ханкю.

В 90-х гг. было сооружено 15 подземных городов. Как правило, все они находятся в районах, примыкающим к крупным вокзалам и пересадочным узлам метрополитена. Они представляют собой разветвленный комплекс индустрии услуг. Самый большой из них — Яэсу. Он разместился под площадью центрального вокзала на огромнейшей территории в 68 тыс. м2. Здесь расположено 250 магазинов, множество кафе и ресторанов, а также отделения крупнейших банков и страховых компаний. Ежедневно здесь бывает от 200 до 300 тыс. человек. Под улицами и площадями находится ещё автостоянка на 570 машин. Во многом благодаря инициативе владельцев гаража и вырос красавец Яэсу. Он строился в два этапа и окончательно был завершен в 1969 году. Его стоимость на то время была значительной —12 млрд. иен. Правда, через некоторое время затраты инвесторов на создание Яэсу оправдались с большой прибылью.

Формально кураторство над подземными городами осуществляет токийский муниципалитет. Но строительство подземных городов полностью в руках частных компаний. Этим и объясняется высокая рентабельность и эффективность работы функционирующих структур в подземных городах. Существующие там предприятия получают стабильный источник денежных доходов, причём их деятельность оказалась вне контроля финансовых органов Токио. Сегодня, ни одно строящееся здание в Токио не обходится без подземных этажей, уходящих под асфальт на 3-4, а бывает и на все 5 этажей.

По мнению специалистов, в Японии уже насчитывается около сотни таких подземных городов общей площадью 1 млн. м2: Осака, Кобе, Нагоя, Иокогама, Саппоро, Фукуока и другие 19 урбанизированных центров присоединились к подземному строительству.

Подземные районы Токио

Вокруг главного токийского вокзала Tokyo Station расположились самые известные деловые кварталы японской столицы — Гинза, Нихонбаши, Отемачи и Маруноучи. Огромные офисные небоскрёбы не пустуют, иметь штаб-квартиру в Маруноучи престижно. А вот магазинов и ресторанов вокруг мало, аренда стоит дорого. Под Tokyo Station находится Яесу, самый большой из подземных районов города.

Сеть переходов тянется в разные стороны — спуститься в подземный лабиринт можно в Гинзе, а подняться из него через несколько километров, рядом с одним из небоскребов Маруноучи.

Сам вокзал невелик. На поверхности расположены только главное здание, памятник архитектуры и часть железнодорожных путей, а под землей — все остальное: и кассы, и магазины товаров в дорогу, и совершенно сюрреалистическое помещение для курения, декорированное огромными пропеллерами. Чуть дальше — множество ресторанов в основном японской кухни, суши-бары. Токио отличается большим количеством бесплатных и чистых общественных туалетов.

Центр подземного района Яесу — торговый комплекс «Яечика».

На стойке информации можно взять карту-схему «Яечики», она есть и в английском варианте, а на указателях названия улиц написаны и по-японски, и по-английски.

Магазины в «Яечике» разные, как продуктовые, так и промтоварные. В одном из коридоров Яесу некоторые лавки предлагают сувениры с изображениями мультипликационных персонажей. Есть и магазин товаров с героями фильмов культового японского режиссёра Хаяо Миядзаки, автора «Унесенных призраками», «Моего соседа Тоторо» и пр. Ассортимент весьма разнообразен: от любимых японцами брелоков для мобильных телефонов до кружек и наборов постельного белья.

Здесь же находятся пункт обмена валюты, аптека, косметический салон, зал игровых автоматов. Курить в подземных коридорах можно только в специально отведённом месте, оборудованном в соответствующем стиле: курилка выглядит как вагон скоростного поезда Синкансен.

Однако «Яечика» лишь центр района под Tokyo Station. Отправившись практически в любую сторону и по-прежнему не выходя на улицу, можно найти что-нибудь интересное. Например, попасть на подземные этажи одного из самых приличных токийских универмагов — «Даймару». Продуктовые отделы больших магазинов располагаются на поверхности. А в подземелье часто устраивают распродажи или выставляют новые коллекции.

Попасть в подземный район Яесу можно подземным путём на метро.

-3

Линии метро в Токио

Извилистые транспортные артерии покрывают всю столицу — скоростные автомагистрали, железнодорожные линии Джей-Ар и частных компаний, линии однорельсовой подвесной железной дороги и другие. А под землёй во всех направлениях разбегаются линии метро.

Первая в Японии линия метро открылась 75 лет назад, в декабре 1927 г. Это была короткая линия, всего 2,2 км от Асакуса до Уэно в Токио. Сейчас в Токио действует 13 линий метро общей протяжённостью 286,2 км, это третья по величине есть метро в мире.

Девятью из тринадцати линий заведует Управление скоростного транспорта Тэйто (Эйдан). Эйдан — это особая корпорация, созданная правительством страны и муниципальным правительством Токио. Остальными четырьмя линиями заведует муниципальное правительство Токио (Тоэй). В 23 административных районах Токио 224 станции — в среднем по одной станции на 1,66 км2 столичной территории.

Такое большое число линий, как правило, позволяет подъехать достаточно близко к нужному месту. Можно пересаживаться с одной линии метро на другую или с линий метро на пригородные поезда частных железнодорожных компаний и «Восточно-Японской железнодорожной компании» (Джей-Ар). Это делает пригородные поездки удобными, но конфигурация сети и переходы между линиями нередко извилисты и запутанны. Издан целый ряд книг с рекомендациями по пересадкам с одной линии на другую в этой удобной, хотя и сложной сети метро.

При поездке разными линиями не всегда нужно пересаживаться, потому что многие поезда метро и пригородные поезда различных компаний обеспечивают прямое сообщение с линиями друг друга. Например, линия метро Хандзомон соединяется с линией Токю Дэн-эн Тоси в Сибуя, линия метро Тиёда — с линией Дзёбан Джей-Ар в Аясэ, а линии метро Тоэй Мита и Намбоку — с линией Мэгуро Токю в Мэгуро. Поезда прямого сообщения, соединяющие линии метро с железнодорожными линиями частных компании и Джей-Ар, избавляют многих пассажиров от неудобств пересадки в пригородных поездках.

Линии токийского метро не только выделены цветом, но и обозначены буквой (А — «Асакуса», М — «Маруноучи» и т. д.), и каждой станции присвоен свой номер. Например, любимой туристами «Акихабаре» соответствует H15, причем и на японских схемах тоже.

В кружках под названиями станций указана цена проезда — она зависит от расстояния. Минимальная стоимость — 160 иен (примерно 93 рубля 91 копейка), но за эту сумму вас провезут только пару остановок без пересадки. В пределах Токио плата за поездку на метро в среднем составляет 190–270 иен. Билет следует сохранять до нужного вам пункта — турникетами оборудованы и вход, и выход. Если случайно проехали дальше, можно доплатить в автомате на выходе.

-4

Архитектурные приёмы и дизайнерские решения в подземных пассажах

Проектировщики применили немало архитектурных приёмов, увеличивающих привлекательность совершения покупок под землёй. Например, они обеспечили в торговых центрах целый ряд мест общественного пользования, где можно отдохнуть, с фонтанами и каскадами ниспадающей воды, наподобие фонтана Треви в Риме. Клумбы превращают переходы в своеобразные парки. Вода, солнечный свет, растения и другие природные элементы используются для ослабления гнетущего чувства нависающего потолка. В Ханкю Самбан Гай в Осака воду искусно направляют таким образом, чтобы она текла подобно подземной реке.

-5

Наверное, самое впечатляющее — настоящая ракета, которая находится на торговой площади Намба Сити. Также там есть высоко вздымающаяся стена фонтанов, дающих большую радугу.

Дизайнеры экспериментируют с новыми способами использования света. До сих пор стены и потолки подземных торговых аллей освещались главным образом равномерно, для создания иллюзии солнечного света использовался специально подобранный электрический свет. Это делается для воссоздания условий на поверхности земли. Но в будущем дизайнеры будут стремиться к созданию ещё большего эффекта естественности, используя игру света и тени. Использовать они будут не только свет. Будут, вероятно, разработаны новые художественные приёмы, которые позволят имитировать звуки природы, дуновения ветерка и благоухание природных запахов.

Заключение

Японцы на собственном примере показали, как рационально можно использовать землю для нужд населения при ограниченном количестве земли. В Токио колоссальными темпами развивается разработка пространства под землей. И речь не только о банальном расширении веток метрополитена (кстати, токийское метро - одна из главных достопримечательностей города). Под землю в Токио ушли целые кварталы. Под землей расположились пока, правда, только торговые центры, но они занимают площади целых жилых кварталов. Токио начал развивать сферу подземного строительства порядка 50 лет назад, и, если брать суммарную площадь застройки, под поверхностью Токио уже расположился ещё один небольшой город. Будущее покажет, чего ещё смогли добиться японцы в строительстве.