Найти тему
СВОЛО

Сверхжизнь или Можем и повторить

«Лётчики-торпедоносцы на войне были «смертниками». В среднем они жили всего 3-4 вылета» (https://zvezdaweekly.ru/news/20202171339-d2jX7.html).

Я начну в этот раз не с себя, а со своего двоюродного брата. Он был (умер) математиком. И она, видимо, требует мужества, бесстрашия. Последнее время он преподавал математическую логику, и поразил меня, пытавшегося в чём-то разобраться в простой логике. Я его спросил что-то типа: вот электрон в одном месте, а потом в другом, так это что – логика? А он возьми и ответь: «А я вообще не знаю, что там происходит?» – Я впечатлился. – Когда это было? Чёрт-те сколько лет назад… Я запомнил и сегодня подумалось дальше: Неизвестность – это ж то, что есть на Этом свете и что было так непереносимо для Ницше.

«…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного» (Ницше Ф. Черновики и наброски 1882-1884 гг. // Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 10. — М.: Культурная революция, 2010. С. 24).

Ницше с его трезвостью тоже нужно было быть очень мужественным.

А клин – клином вышибается.

Если самые возвышенные из германских нацистов были философскими ницшеанцами…

Бытовые ницшеанцы это недоницшеанцы. Это супермещане. Я – превыше всего. А мы – это Deutschland über alles! Исключительность!

Философские же ницшеанцы так ненавидят Этот мир, что «бегут» в метафизическое иномирие. Оно – над Добром и Злом.

А есть и похуже мировоззрение – сатанизм: Зло превыше Добра!

И если преимущественно на Западе последние почти полтора века в искусстве господствует ницшеанство (и, вон, отдалённо начало и моего двоюродного брата задевать – принципиальной непознаваемостью), то, может, теперь там вообще переходят к преобладанию в искусстве сатанизма?

И тогда драма Алексея Германа старшего «Торпедоносцы» (1983), написанная против философского ницшеанства, становится через 40 лет опять актуальной, как и в 1983-м, когда чуть не разразилась ядерная война? И тогда драму можно переназвать «Сверхжизнь или Можем и повторить»?

Вот образное ницшеанство, с которого повесть начинается, эпиграф:

«Если свидеться нам не придется,

Значит, наша такая судьба,

Пусть навеки с тобой остается

Неподвижная личность моя.

(Надпись на фронтовых фотокарточках)».

Что такое «Неподвижная» как не черта метафизического иномирия. Ницшеанцы ж против изменчивости в Этом мире, из-за которой в нём и смерть есть, непереносимая. И оттого героические ницшеанцы её не боятся. Гитлер не успел преобразовать в Германии религию, дальше теперь продвинулись украинские нацисты. Они берут на вооружение языческую религию скандинавов. Воины их боялись смерти не в бою. Ибо смерть в бою обеспечивала им жизнь в Валгалле, в этом языческом раю.

Между прочим, тот факт, что Алексей Герман ст. оставил такой эпиграф, говорит, что его сознанию тип его идеала (христианоподобоного) – благое для всех сверхбудущее, Сверхжизнь, НЕ ДАН. Был бы дан, он бы не вынес в эпиграф сентенцию своего врага – философского ницшеанства.

И, насколько метафизично это ницшеанство, настолько жизнеутверждающ текст остального писания. Смотрите. Первые же строки.

«За легким туманом, за ржавыми сопками прилепились к заливу дома, а к домам корабли. На кораблях гоняют пластинки, брешет в поселке собака, звенит пила.

Женский голос зовет кого-то».

И так – почти всё время. Война как бы в отдалении.

Парадокс сочинения в том, что самым будничным описанием выражается метафизическое, противоположное метафизическому ницшеанства – Сверхжизнь.

ТАК вселиться и жить мелочами, словно нет никакой войны… – Что-то непостижимое!

И так, пожалуй, всю историю. Был у верующих повод думать, что Россию (как крестившуюся позже других) Бог особенно любит и бережёт.

Герман, будучи материалистом, обеспечил своей неосознаваемой Сверхжизни материального носителя связи поколений – мальчика, которого усыновил один из лётчиков. Автор вставил его в самые разные места произведения как свидетеля и переносчика идеалов отцов.

Это его глазами в 1983-м показано то, что заставляет думать: «Можем и повторить»:

«Ударила в бетон огненная струя — сорвался с места и начал разбег реактивный самолет. Бегут, мелькают плиты взлетной полосы. Одна за другой уходят в небо серебристые стрелы с подвешенными под крыльями ракетами. В штурманских и пилотских кабинах военные летчики морской авиации.

Уходят,

Уходят,

Уходят,

Уходят в небо самолеты…

…бренчит, играет балалайка.

Ах, прощай, прощай!

Не забывай,

Не забывай!..».

.

Эта заметка произошла из-за спора о фильме «Торпедоносцы», который я счёл рождённым высоковозрожденческим подсознательным идеалом Гармонии низкого и высокого, а не замылом сделать антивоенную картину.

Вот повесть тем паче не антивоенная вещь.

29 января 2024 г.