Найти тему

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "Р"; звуковой анализ; чтение слогов и слов (№ 17)

Занятие 17

Задачи:

Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И». Познакомить с буквой «Р».

Развивать умение проводить звуковой анализ слова («Арина»). Закрепить понятия «твёрдый» и «мягкий» согласный звук.

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги (в т.ч. закрытые слоги с согласной «Р»), слова по слогам.

Материал: демонстрационный: буквы, составляющие слово «Арина»; фишки красного, синего и зелёного цвета.

раздаточный: фишки красного, синего и зелёного цвета; карточка

-2

Ход занятия.

1. Дидактическая игра «Добавь звук».

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой. А какой звук она обозначает – догадайтесь. Этот звук находится в конце этих слов.

На доске размещены картинки: сыр, шар

- В этих словах он находится в начале слова.

На другой стороне доски картинки: рыба, рак.

- Назовите звук.

- Правильно, это звук [Р].

- Произнесите звук [Р], и обратите внимание, где ваш язычок, где зубы.

Дети, каждый в своём темпе, произносят звук [Р], а воспитатель комментирует:

- Когда мы произносим звук [Р], кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит. Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим

звук [Р].

- Как вы думаете, звук [Р] гласный или согласный?

- Как вы думаете, звук [Р] – твёрдый или мягкий (это старший братец или младший)?

- Назовите младшего братца звук [Р] ( [Р'])

- Давайте поиграем: я буду произносить твёрдый согласный – это «большой братец». А вы должны назвать «маленького братца».

Воспитатель называет твёрдые согласные (! кроме Ж, Ш, Ч, Щ); а дети (индивидуально) подбирают к нему пару.

Для младшей подгруппы:

- Я буду называть слова со звуками [Р] и [Р']. Когда услышите мягкий согласный [Р'], поднимите руку.

(Рама, рыбак, Марина, рука, рябина, рис, Рома, рисунок, крупа, кран, Борис, крыша, ремонт).

Для старшей подгруппы:

- Вспомните слова, в которых есть звук [Р], именно [Р] – твёрдый звук.

Дети называют слова.

- Вспомните слова, в которых есть звук [Р'].

Дети называют слова.

(Подсказка для детей: вспомнить имена).

1. - Звук [Р] обозначается вот такой буквой. Буква «Р».

Воспитатель выставляет на доску букву «Р».

- Из каких элементов (частей) состоит буква «Р»?

- Правильно: палочка (вертикальная) и полукруг / полуовал (как смайлик). Справа или слева от палочки надо писать «смайлик»? (справа)

- Справа. Чтобы не перепутать, вспомните слова: «справа» - «слева». В каком из этих слов есть буква «Р» (справа», значит надо писать справа).

2. Для младшей подгруппы:

Чтение открытых слогов:

ар

ор

ур

ыр

ир

Чтение закрытых слогов:

ра

ро

ру

ры

ри

Чтение открытых и закрытых слогов с другими согласными буквами.

В зависимости от уровня усвоения материала – чтение слов с использованием «дорожек чтения» (по Л.П.Царёвой): шар, мак, рак, лак, сон, сок, рот, кот, суп, шум, лук, сын, сыр, мир, рис, кит.

Для детей старшей подгруппы:

Чтение слов, написанных по слогам: ры-ба, Ро-ма, кру-па, кры-ша, кран, кар-тош-ка,

Мар-тыш-ка, ба-ран, ру-ка.

Задания на карточках:

- Прочитать и вставить (написать) вместо точки или букву «Р», или букву «Л» :

мы- . о / ко-ма- . / со-. о-ка / . у-на / сы . /

- «Слово рассыпалось»: составить и написать слово из букв:

К, Р, А

У, Р, К, А

К, Р, У, Ы

3. Физминутка.

Воспитатель предлагает детям задание: если услышите в начале слова звук

[Р] – «заводите мотор», если звук [С] – «качаете насосом», если звук [А] – потягиваетесь «А-а-а».

Воспитатель называет слова, дети делают соответствующие движения.

4. Для старшей подгруппы:

Звуковой анализ слова «Арина».

Для младшей подгруппы:

Звуковой анализ слова «Рис»

В зависимости от уровня освоения материала дети проводят звуковой анализ самостоятельно (а затем разбирают/проверяют вместе); или с помощью воспитателя.

5. Работа в тетради.

Одно или несколько дифференцированных и индивидуальных заданий:

Буква «Р» 1-2 строчки/ Другие буквы/ палочки по образцу/ слова с буквой «Р».