Занятие 17
Задачи:
Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И». Познакомить с буквой «Р».
Развивать умение проводить звуковой анализ слова («Арина»). Закрепить понятия «твёрдый» и «мягкий» согласный звук.
Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.
Развивать умение читать слоги (в т.ч. закрытые слоги с согласной «Р»), слова по слогам.
Материал: демонстрационный: буквы, составляющие слово «Арина»; фишки красного, синего и зелёного цвета.
раздаточный: фишки красного, синего и зелёного цвета; карточка
Ход занятия.
1. Дидактическая игра «Добавь звук».
- Сегодня мы познакомимся с новой буквой. А какой звук она обозначает – догадайтесь. Этот звук находится в конце этих слов.
На доске размещены картинки: сыр, шар
- В этих словах он находится в начале слова.
На другой стороне доски картинки: рыба, рак.
- Назовите звук.
- Правильно, это звук [Р].
- Произнесите звук [Р], и обратите внимание, где ваш язычок, где зубы.
Дети, каждый в своём темпе, произносят звук [Р], а воспитатель комментирует:
- Когда мы произносим звук [Р], кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит. Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим
звук [Р].
- Как вы думаете, звук [Р] гласный или согласный?
- Как вы думаете, звук [Р] – твёрдый или мягкий (это старший братец или младший)?
- Назовите младшего братца звук [Р] ( [Р'])
- Давайте поиграем: я буду произносить твёрдый согласный – это «большой братец». А вы должны назвать «маленького братца».
Воспитатель называет твёрдые согласные (! кроме Ж, Ш, Ч, Щ); а дети (индивидуально) подбирают к нему пару.
Для младшей подгруппы:
- Я буду называть слова со звуками [Р] и [Р']. Когда услышите мягкий согласный [Р'], поднимите руку.
(Рама, рыбак, Марина, рука, рябина, рис, Рома, рисунок, крупа, кран, Борис, крыша, ремонт).
Для старшей подгруппы:
- Вспомните слова, в которых есть звук [Р], именно [Р] – твёрдый звук.
Дети называют слова.
- Вспомните слова, в которых есть звук [Р'].
Дети называют слова.
(Подсказка для детей: вспомнить имена).
1. - Звук [Р] обозначается вот такой буквой. Буква «Р».
Воспитатель выставляет на доску букву «Р».
- Из каких элементов (частей) состоит буква «Р»?
- Правильно: палочка (вертикальная) и полукруг / полуовал (как смайлик). Справа или слева от палочки надо писать «смайлик»? (справа)
- Справа. Чтобы не перепутать, вспомните слова: «справа» - «слева». В каком из этих слов есть буква «Р» (справа», значит надо писать справа).
2. Для младшей подгруппы:
Чтение открытых слогов:
ар
ор
ур
ыр
ир
Чтение закрытых слогов:
ра
ро
ру
ры
ри
Чтение открытых и закрытых слогов с другими согласными буквами.
В зависимости от уровня усвоения материала – чтение слов с использованием «дорожек чтения» (по Л.П.Царёвой): шар, мак, рак, лак, сон, сок, рот, кот, суп, шум, лук, сын, сыр, мир, рис, кит.
Для детей старшей подгруппы:
Чтение слов, написанных по слогам: ры-ба, Ро-ма, кру-па, кры-ша, кран, кар-тош-ка,
Мар-тыш-ка, ба-ран, ру-ка.
Задания на карточках:
- Прочитать и вставить (написать) вместо точки или букву «Р», или букву «Л» :
мы- . о / ко-ма- . / со-. о-ка / . у-на / сы . /
- «Слово рассыпалось»: составить и написать слово из букв:
К, Р, А
У, Р, К, А
К, Р, У, Ы
3. Физминутка.
Воспитатель предлагает детям задание: если услышите в начале слова звук
[Р] – «заводите мотор», если звук [С] – «качаете насосом», если звук [А] – потягиваетесь «А-а-а».
Воспитатель называет слова, дети делают соответствующие движения.
4. Для старшей подгруппы:
Звуковой анализ слова «Арина».
Для младшей подгруппы:
Звуковой анализ слова «Рис»
В зависимости от уровня освоения материала дети проводят звуковой анализ самостоятельно (а затем разбирают/проверяют вместе); или с помощью воспитателя.
5. Работа в тетради.
Одно или несколько дифференцированных и индивидуальных заданий:
Буква «Р» 1-2 строчки/ Другие буквы/ палочки по образцу/ слова с буквой «Р».