Найти в Дзене
Сундук из СССР

"Кто возьмет билетов пачку". Реклама в Советском Союзе, что и как рекламировали в СССР

Оглавление

Когда фильм или интересная передача прерывается рекламой, я, как и многие, испытываю раздражение. И не в последнюю очередь от качества практически всех рекламных роликов.

Я еще помню те времена, когда рекламы в телевизоре практически не было.

Хотя самый первый телевизионный рекламный ролик появился еще в 1964 году. Это был, можно сказать, короткометражный двухминутный мюзикл. Перед зрителями выступал повар, который хорошо поставленным голосом спрашивал у кукурузных початков и консервированных баночек, мол, откуда вы, ребята. И получает ответ — с Кубани, Азербайджана и казахстанской целины.

Продукты просят его включить их в меню. Повар пропел, что в меню вносить изменения не собирается, но продукты настаивают, перечисляя блюда, которые можно из них приготовить. По его словам получается, что блюда из кукурузы приготовить проще простого. Хотя на самом деле к кукурузной крупе и муке надо уметь приспособиться.

В заключительной части ролика показана женщина, с аппетитом поедающая кукурузу. И повар, глядя на нее, соглашается включить новые блюда в меню. Играющий повара актер внешне немного похож на Хрущева, который, как известно, хотел, чтобы все выращивали и ели кукурузу.

-2

Знаменитый режиссер Леонид Гайдай тоже внес свою лепту в развитие рекламы в стране. Это - фильм «Спортлото-82». Говорили, что лотерейные билеты после выхода фильма стали покупать с большим энтузиазмом. Чего и требовалось государству. Потому что после Олимпиады интерес к спортивным мероприятиям и лотерее, в частности, в некоторой мере угас.

Комедия Гайдая снесла весомую лепту в возрождения интереса. Билетов купили в два раза больше обычного, сам режиссер получил кроме гонорара еще и сто лотерейных билетов. По сути, картина стала одним из самых длинных рекламных роликов в мире. И хотя она собрала в прокате приличные деньги, но она не стала такой удачной, как самые популярные фильмы этого режиссера.

-3

Эльдаром Рязанов тоже должен был снять кино, ненавязчиво прорекламировав автомобиль «Жигули», о чем сам и рассказывал. Так в 1973 году вышла на экраны комедия «Невероятные приключения итальянцев в России».

Первоначальной подумывали о создании мини-фильма, в котором итальянцы будут разъезжать на «Жигулях» по Ленинграду. Марку начали выпускать в 1970 году в Тольятти. Многие просто не могли позволить себе такую покупку, поэтому реклама в классическом виде была бесполезна.

Но все же в окончательном варианте фильма "Жигули" хоть занимают важное место в сюжете, но не являются самым важным атрибутом.

Опыт рекламы автомобилей уже был. Фильм «Бриллиантовая рука» (1968 год) - идеальный пример скрытой рекламы. Ведь в нем демонстрируется автомобиль «Москвич-408», выпущенный всего двумя годами ранее.

-4

В кинотеатрах перед кинопоказом иногда демонстрировались рекламные ролики, но не часто. Я вот помню только "Фитиль", а рекламу не помню.

С развитием телевидения рекламные ролики изредка появлялись в промежутке между передачами.

В 1967 новую модель «Запорожца» рекламировал не абы кто, а ведущий программы "Время" Игорь Кириллов. Он перечислял главные достоинства автомобиля: усовершенствованную подвеску и просторный и удобный багажник.

В этом же ролике директор магазина автомобилей рассказал о планах выпустить с конвейера около 700-800 тысяч таких машин. Также он объяснил, как будет выглядеть порядок покупки автомобиля. Предварительная запись была обязательной.

-5

Главная цель ролика - рассказать о возможностях новой модели. А купить ее и так купили бы, без дополнительной рекламы.

В известной картине «Карьера Димы Горина» 1961 года ненавязчиво рекламировались услуги сберкассы. Она же ненароком упоминалась 12 годами позже в комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Известные артисты рекламировали разные вещи еще в советские времена. Например, Владимир Высоцкий собственной песней «Знаки зодиака» рекламировал ювелирные изделия «Русские самоцветы». Но ни рекламный ролик, ни песня не стали популярными.

Первые шаги в индустрии рекламы

Но все же самой массовой была реклама на плакатах, в газетах и журналах. Узнаваемый стиль советская реклама начала приобретать еще в 20-е годы прошлого столетия. Он сохранялся до самого распада СССР, да и сейчас стилизации довольно популярны.

Содержание рекламы было понятным для всех граждан страны: использовались простые слоганы без отсылки к производителю (государственная продукция не нуждается в представлении), демонстрировались лучшие стороны товара, размещались призывы к действию в повелительном наклонении: «пейте», «покупайте», «храните», «летайте».

Собственно, рынок рекламы появился с короткой эпохой НЭП. Огромное количество торговых плакатов, демонстрирующих самые разнообразные товары: от калош до косметики, призывали все это покупать.

У истоков советской рекламы стояли поэт Владимир Маяковский и фотохудожник Александр Родченко. И если о Маяковском известно всем, то Родченко широко известен в профессиональном сообществе. Он был очень талантлив и в 2006 году была основана школа фотографии его имени.

Благодаря их творчеству появилось больше 300 рекламными плакатов, ставшими впоследствии классикой жанра.

Однако хвалебные речи Маяковского принимали во внимание далеко не все. Идейные коммунисты считали подобные действия инструментом капитализма. К тому же, в те времена более актуальным был вопрос «где достать?», а не «что лучше купить?».

«Окна РОСТА» стали образцом политической рекламы. Главный принцип создания таких вывесок была художественная простота, которая способствует лучшему запоминанию. Подобная стилистика и по сей день используется многими рекламодателями во всем мире.

Особенности советской рекламы

В общем, в СССР использовали принцип ненавязчивой рекламы, которая не будет вызывать отторжения от многократного повторения. И с задачей киноиндустрия справилась блестяще.

Следует сказать, что в отсутствии конкурентной среды и понятия «стоимость эфирного времени», добиться успеха в данном направлении было в одной стороны проще, с другой - сложнее. Ведь удерживать внимание зрителя в течении двух и более минут не так то и просто.

Наверное, условным последним примером рекламных роликов, в которых был определенный сюжет, можно считать ролики Тимура Бекмамбетова. Хотя они снимались уже после распада СССР, но художественные приемы использовались еще старые. И банка уже давно нет, а фразы из роликов помнят до сих пор.

Реклама зачастую можно было считать социальной. Например, граждан нужно было убедить в безопасности авиаперелетов. Это сейчас все знают, что авиационный транспорт является одним из самых безопасных, а когда пассажирские лайнеры только появились, народ откровенно боялся летать, предпочитая пользоваться автобусами и поездами. А ведь гражданскую авиацию развивать нужно. И тогда появились разъяснительные плакаты.

Еще одним элементом государственной пропаганды стал ЗОЖ. С плакатов и роликов граждан призывали отказаться от употребления алкоголя и курения, объяснялись важность гигиенических процедур. Не забывали напоминать и о необходимости стремления к повышению производительности труда.

-7

Что касается товаров, то наиболее часто в рекламах упоминались не торговые марки, а полезные или новые продукты. Иными словами, в СССР рекламировали не ради повышения прибыли. Акцент делался на полезность и преимущества. Сейчас вроде тоже зачастую пытаются в рекламе показать, что тот или иной продукт полезный, только мало кто в это верит.

Существовал еще один подвид рекламы. Продукция из-за рубежа поставлялась только дружескими странами, поэтому ни о какой конкуренции и речи быть не могло. Даже внутри страны между заводами. У каждого предприятия была своя ниша. Для чего, спрашивается, тогда реклама? Дело в том, что большинство граждан жили в неведении и не знали, какие товары доступны на рынке. Поэтому реклама выступала в большей мере с просветительской миссией. Никто не навязывал товар, потому что его и так купят — выбор то невелик.

А вам нравятся рекламные плакаты в советском стиле?

Подписывайтесь на канал, пишите в комментариях свои воспоминания о советском времени, ну и ставьте лайки. Как же без лайков то :) Спасибо, что вы с нами!