Высокий суд Лондона постановил, что компании, представляющие басиста Ноэля Реддинга и барабанщика Митча Митчелла, могут добиваться изменения соглашений после отказа музыкантов от авторских прав в 1970-х годах
Бен Бомонт-Томас, The Guardian
Наследники двух британских музыкантов, заложивших ритмы для лучших хитов Джими Хендрикса, могут подать в суд на Sony Music Entertainment в надежде получить часть гонораров за песни.
Басист Ноэль Реддинг и барабанщик Митч Митчелл присоединились к Jimi Hendrix Experience в 1966 году и приняли участие в записи трех студийных альбомов группы: «Are You Experienced», «Axis: Bold as Love» и «Electric Ladyland», знаковых вех в психоделическом роке, содержащих такие классические произведения, как «Purple Haze», «Little Wing», «Hey Joe» и «Foxey Lady».
За исключением небольшой пригоршни композиций, написанных Реддингом, репертуар группы представлял Хендрикс и получал гонорары только за написание песен, но трио делило гонорары за звукозаписи, которые они создали вместе до смерти Хендрикса в 1970 году в возрасте 27 лет.
Полагая, что музыка Jimi Hendrix Experience больше не будет выпущена (а учитывая, что прибыльные эпохи переиздания компакт-дисков и потокового вещания были еще впереди), они подписали отказ от своих прав в начале 1970-х годов. Реддинг получил 100 000 долларов, а Митчелл — 240 000 долларов, при этом оба подписали документы, в которых говорилось, что они не смогут в будущем подавать иски по поводу доходов.
Реддинг и Митчелл умерли в 2003 и 2008 годах соответственно, но компании, контролирующие их наследство, первоначально в феврале 2022 года подали иск, утверждая, что им причитается часть гонораров за каталог песен, в котором они выступали, утверждая, что музыканты «не получили компенсацию за свой труд, и оба умерли в относительной бедности».
Sony попыталась отклонить иск, утверждая, что подписанные ими заявления должны предотвратить доведение иска до суда. Но в понедельник судья Высокого суда Лондона Майкл Грин постановил, что дело может быть передано в суд, скорее всего, в 2025 году.
После вынесения решения Лоуренс Абрамсон, адвокат обоих наследников, заявил: «Никто не отрицает, что Джими Хендрикс был одним из, если не величайшим гитаристом всех времен. Но он делал свои записи не один, и они не смогли бы добиться успеха без вклада Ноэля и Митча». Sony не прокомментировала это решение.
Пронзительная игра на гитаре и энергичное пение Хендрикса, умело поддержанные Реддингом и Митчеллом, гарантировали, что Jimi Hendrix Experience останется чрезвычайно популярным в эпоху стриминга, а многочисленные песни заработали, каждая на Spotify — сотни миллионов прослушиваний.
Адвокаты наследников Реддинга и Митчелла ранее утверждали, что Sony не является стороной контрактов, подписанных парой, и эти контракты не распространяются на иски против наследников Хендрикса. Они также утверждали, что единственные роялти, на которые распространяются эти контракты, связаны с североамериканским рынком.
Наследники Реддинга и Митчелла претендуют на долю роялти в соответствии с первоначальным соглашением музыкантов с Хендриксом: по 25% каждый, причем Хендрикс получит 50%. Первоначальный иск 2022 года был направлен на передачу авторских прав и взыскание потерянного дохода и процентов на эту сумму, а также возмещения ущерба и судебных издержек.
Планы подать в суд на долю авторских прав восходят к 2003 году, незадолго до смерти Реддинга, когда его менеджер Ян Грант сказал после его смерти: «Ноэль сказал мне: "Йен, если я выиграю 5 миллионов долларов, я лишь отдам их". И я уверен, что он бы это сделал. Дело было не в деньгах. Ему во всех отношениях отказывали в его правах».
Музыканты, как известно, выигрывали дела о гонорарах против своих покойных коллег, в первую очередь продюсер Куинси Джонса, который руководил записью альбомов Майкла Джексона «Off the Wall», «Thriller» и «Bad». В 2017 году он выиграл 9,4 миллиона долларов в качестве компенсации после того, как заявил, что был исключен из посмертных сделок, заключенных наследником Майкла Джексона после смерти певца.
Тем временем наследники Хендрикса в последние годы были вовлечены в гораздо более междоусобные юридические споры. В 2021 году брат и племянница музыканта были признаны виновными в неуважении к суду после нарушения постановления, запрещающего им использовать имя Хендрикса в коммерческих целях: они назвали музыкальную школу в честь Хендрикса после того, как ранее им запретили продавать «каннабис, съедобные продукты, продукты питания, вино, алкоголь, лекарства и электронную продукцию», носящую его имя. Иск был подан компаниями, владеющими правами на имя Хендрикса, принадлежащими приемной дочери отца Хендрикса Эл.