Найти в Дзене

НОВЫЕ ТАЙНЫ ДОМА РОМАНОВЫХ

В Тюмени и Тобольске побывал режиссер проекта-сериала «Романовы: преданность и предательство» Василий Чигинский. Это он снимал знаменитые фильмы «Первый после Бога», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», короткометражку «Атака мертвецов. Осовец» и многие другие. Осовец, кстати, есть и в большом сюжете о Романовых. У нас была возможность задать именитому режиссеру несколько вопросов.

режиссер Василий Чигинский осматривает место будущих съемок. Тобольск.
режиссер Василий Чигинский осматривает место будущих съемок. Тобольск.

1. Итак, долгожданный проект запущен. Идет кастинг, определяются места съемок. И, разумеется, будут съемки в Тюмени и Тобольске. Банальный вопрос – как вам наша Сибирь? Как первый русский город Сибири и духовная столица? Какие впечатления? И расскажите то, что можно, о локации съемок.

Сибирь встретила, как и полагается, морозами, белым снегом и солнцем. Первые впечатления самые положительные. Очень доброжелательные люди, приветливые лица, и у всех большая заинтересованность в проекте. Это касается и работников музеев, и актеров, и простых людей. Большая часть сюжета нашего фильма разворачивается как раз в тобольской ссылке Императорской семьи в так называемом доме «Свободы». Поэтому поиск мест съемок мы сосредоточили именно там. Губернаторский дом снаружи прекрасно сохранился, и даже кое-какие здания вокруг него. По историческим фотографиям мы будем реконструировать забор, двор, балкон с маркизой, снежную горку, на которой катались дети. К сожалению, внутри снять практически ничего не получится – формат музея был выбран таким образом, что он не подразумевает воссоздание исторических интерьеров. Поэтому придется строить декорации. Помимо Тобольской ссылки в фильме присутствуют сцены, связанные с именем Г. Е. Распутина. Поэтому мы также посетили село Покровское, место больницы в Тюмени, где Распутин лежал после покушения в 1914 году. Не все объекты сохранились. А для фильма важна зрелищность и достоверность. Поэтому наш поиск продолжается и впереди нас ждет масса интересной, но кропотливой работы.

2. Немного о кастинге. Какие актеры и актрисы приходят? Определились ли хотя бы с некоторыми ролями? Еще не поздно попробоваться начинающим?

Кастинг нашего фильма также находится в процессе формирования. Безусловно большое количество персонажей, особенно связанных с тобольской ссылкой, переездом в Екатеринбург, сценами с Распутиным, мы постараемся найти в Тюмени и Тобольске. На сегодняшний день удалось познакомиться с некоторыми интересными актерами. И мы как раз занимаемся формированием нашего актерского ансамбля. Вакантные роли еще остаются, поэтому попробоваться ещё не поздно.

3. Будут ли привлекаться жители Тобольска и Тюмени для массовых сцен?

Это обычная практика. И за исключением каскадеров, практически все актеры массовых сцен будут местными жителями. Это оправдано как производственной необходимостью, так и художественными задачами. Сибиряки должны выглядеть сибиряками.

4. Насколько отличается сценарий от одноименного романа Сергея Козлова?

Различия романа и сценария, конечно же существуют. Но это абсолютно естественно, потому как литература и кино – совершенно два разные вида искусства. Не всегда в полной мере средствами кино возможно отразить литературный замысел автора. Поэтому приходится прибегать к определенным визуальным приемам, которые все-таки являются уже взглядом режиссера, оператора, композитора. Кино более синтетическое по своей сути. Кому-то это нравится, кому-то нет. Но я сторонник того, чтобы кино и литература не становились соперниками, а шли на параллельных курсах, взаимно обогащая друг друга.

5. Планируется ли снять параллельно полный метр фильма?

Да. Такая цель у нас стоит. И она потребует дополнительных усилий, потому что в формат полного метра будет невозможно уместить весь тот колоссальный объем информации, который отражен в романе. Поэтому нам придется сознательно отказаться от некоторых персонажей и линий сюжетов. Но это неизбежность.

-2

6. Удалось ли наладить отношения с продюсером Олегом Урушевым? Всегда бывают проблемы в работе продюсеров и режиссёров, оттого говорят «продюсерское» кино или режиссерская работа.

На сегодняшний день мы наладили хороший, рабочий диалог с Олегом Александровичем. Я рад, что у него есть богатый опыт по производству больших исторических проектов. Это очень помогает в каждодневной подготовительной работе. А если говорить более широко – то, во взаимоотношениях режиссера и продюсера, я считаю, главное – это уметь слышать друг друга. Потому что в процессе производства фильма решаются как творческие, так и коммерческие задачи. Если подобный диалог существует – это залог успеха. Пока что нам удается его вести, надеюсь так оно и продолжится.

7. Ваше личное отношение к истории семьи Романовых?

Это очень масштабная тема. И, боюсь, тут не хватит места для того, чтобы полноценно и развернуто ответить на этот вопрос. Поэтому я постараюсь коротко. Я считаю, что это безусловно трагедия, о которой мы должны помнить и не должны забывать. Не случайно в названии романа присутствуют слова: преданность и предательство. Наш фильм — это не простая иллюстрация событий, а размышление о том, как быстро, практически в одно мгновенье, история может смести целое поколение людей, которые даже не успели понять, что с ними произошло. Об интеллигенции, которая «…насладившись в полной мере великолепным зрелищем революции, приготовилась надеть свои подбитые мехом шубы и возвратиться обратно в свои уютные хоромы, но шубы оказались украденными, а хоромы сожжены!» Это размышление о людях, которые хотели стать зрителями, но оказались участниками страшных событий начала прошлого века. Мы увидим, как на наших глазах герои фильма будут принимать для себя решение – предать или остаться преданным царю и Отечеству. Решение, от которого впоследствии будет зависеть не только их собственная жизнь, а жизнь всей страны и, без преувеличения, всего мира. Вот почему в нашем фильме важна не только сама фигура Николая Александровича Романова. Он, сделал свой выбор. Выбор осознанный, взвешенный и смиренный. Но его отречение от престола, послужило настоящим триггером для всех остальных. Заставило каждого в империи сделать свой собственный выбор. Тысячи больших и маленьких личных выборов. На какую сторону встать? За что отдать свою жизнь? Поэт Сергей Бехтеев написал пронзительное и даже вещее стихотворение «Николай II», которое заключил словами: «Отказ Царя прямой и благородный пощечиной вам будет навсегда». Это история именно о выборе. О человеческих судьбах. О тех, кто казался преданным, а оказался предателем и наоборот.

8. Будет ли еще привлекаться к работе исторический консультант – историк Владимир Хрусталев.

Обязательно. Для решения наших задач, мы планируем привлечь не только исторических, но также и военных консультантов. И обязательно духовенство, что важно, учитывая то, что последний российский император Николай II и его семья: императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

-3

9. Ваша «Атака мертвецов» станет эпизодом этого проекта?

Да. «Атака мертвецов» станет эпизодом нашего нового фильма. Конечно же не в таком виде, как он уже была снята, но может быть даже останутся некоторые полюбившиеся зрителям герои. Пока рано об этом говорить, но я приложу максимум усилий, чтобы этот эпизод выглядел как минимум не хуже короткометражки.

10. Вы были у памятника Романовым в Тюмени?

Мы были на набережной вблизи Ильинского женского монастыря, и видели памятник царской семье. Мы оказались у него не специально, а потому что как раз искали место, где царская семья садилась на пароход и сестры обители провожали их с молитвой. К сожалению, ни пристани, ни исторического вида не сохранилось. Но для общего понимания картины этот визит был необходим. А заодно и памятник увидели. Это очень хорошо, что память о царской семье жива в Тюмени.

селфи продюсера Олега Урушева
селфи продюсера Олега Урушева

11. Когда планируется выход фильма

Выход фильма планируется в 2025 году. А там как Бог даст!

-5