В начале 2000-х мне повезло несколько дней плотно общаться с талантливым режиссером современности - Николаем Лебедевым (Звезда, Волкодав из рода Серых Псов, Легенда № 17, Экипаж, Нюрнберг и другие фильмы). Мы катались со съемочной и продюсерской командой по Карелии и искали натурные планы, где было бы удобно и тематически верно снимать "Волкодава". Натурные планы были выбраны, но съемки фильма прошли не в Карелии, а в Словакии. На то были и карельские причины, оставим их за кадром.
Это был период, когда я только-только перечитал "Мастера и Маргариту". Эмоции были свежими. И вдруг, в один из вечеров, за ужином, режиссер Николай Лебедев неожиданно поднимает булгаковскую тему. И рассказывает о мистике вокруг "Мастера и Маргариты". О том, что много страшного и неожиданного происходило с актерами, режиссерами, сценаристами, которые брались за сценические и кинопостановки "Мастера и Маргариты". И завершает свой рассказ тем, что его самая заветная мечта, аккуратно и качественно найти силы и средства снять настоящий фильм по легендарной книге Булгакова.
С тех пор, когда в моей жизни или рядом начинал витать дух "Мастера и Маргариты" - я был предельно внимателен и вспоминал ту самую вечернюю тему, которую раскрыл Николай Лебедев. И все ждал, когда же мы увидим Настоящий Фильм?
И вот анонс, что очередная экранизация "Мастера и Маргариты" с премьерными показами уже в Петрозаводске. Открываю анонс и вижу, что режиссер - Михаил Локшин. Имя для меня новое. "Не Лебедев" - подумал я и чуть взгрустнул. Прошло двадцать лет, а я отлично помню, кто обещал снять настоящий фильм по-Булгакову.
И вот мы в кинозале. Пока шла бесконечная реклама - решил почитать о фильме, который будем смотреть. Заранее отзывы не читал, так как современное российское кино обхожу стороной, впрочем как и большую часть современных иностранных фильмов. Мой выбор - ретро - 70-80-е.
Первое что мне выдает Интернет: "Z-блогеры строчат критику и пишут жалобы на Минкульт за то, что тот выпустил в прокат фильм "Мастер и Маргарита" режиссера Михаила Локшина, который имеет антивоенную позицию". Цитата не дословная. Реклама фильму отличная. Значит точно надо посмотреть. Решил почитать, а что же Николай Лебедев? Почему он остался в стороне от своей заветной мечты? И тут начинается мистика....
Википедия рассказывает о нереализованных проектах Николая Лебедева. О том, что этот самый фильм "Мастер и Маргарита" был начат Лебедевым, который рассказал, что раскадровки и режиссёрские экспликации фильма были полностью готовы ещё в марте 2018 года, а датой выхода на экран назывался 2021 год. Но съемки фильма бесконечно переносились - то коронавирус, то вопросы финансирования, то опять коронавирус... В результате череды таких неубедительных обстоятельств в 2019 году Лебедев покидает кинопроект и переходит к работе на фильмом «Нюрнберг», а новым режиссёром "Мастера и Маргариты" назначается Михаил Локшин.
И вот тут самое время вспомнить про бесконечную мистику и суеверия вокруг бессмертного романа.
В 1986 году режиссер Наумов решается снять «Мастера и Маргариту», но другой режиссер - Элем Климов буквально похищает идею и успевает договориться на съемку с американской студией. Однажды ночью в квартиру Наумова раздался звонок в дверь. Наумов подскочил с кровати и больно ударил ногу. За дверью стояла Елена Булгакова, жена писателя, которая умерла более 18 лет назад. Елена сказала: «Я на минуточку, пришла сказать, что у Климова картина не выйдет, не огорчайтесь!» Утром нога у Наумова сильно болела, и вскоре стало известно, что Климову действительно запретили снимать.
Фильм Юрия Кары был заморожен на 14 лет. Отсняли его в 1994, а пустили в прокат только в 2011. Во время съемок сменилось 6 операторов, некоторые просто бесследно пропадали. А когда снимали древнюю Иудею - в октябрьском Крыму пошел снег, которого в это время здесь не бывает. Картину в итоге снимал оператор Евгений Гребнёв, который скоропостижно скончался почти сразу после съёмок.
В 2005 году - вышел на экраны сериал «Мастер и Маргарита». Режиссер Владимир Бортко рассказывал, что пока он только готовился к съёмкам, на Патриарших прудах, проходящий мимо неизвестный человек вдруг обратился: «Всё равно у вас ни чего не получится» и исчез в толпе. Олег Басилашвили, игравший Волонда, во время съемки начал монолог, как вдруг его свело судорогой, горло онемело, он начал хрипеть, а потом и вовсе потерял голос. Диагноз — кровоизлияние в правую голосовую связку. Александр Адабашьян, сыгравший Берлиоза, перенёс сердечный приступ во время съемок.
И это только последние истории, а есть еще и более ранние мистические совпадения.
И вот, возможно, последнее. Один из самых талантливых современных российских режиссеров двадцать лет готовился к своей главной картине, несколько лет работал над ней... И в самый решающий момент оставил ее. Кто позвонил ему в дверь? Или какая встреча произошла на Патриарших прудах в этот раз? Вряд ли Николай Лебедев ответит на этот вопрос. Но возможно однажды, где-нибудь в лесах Карелии, удастся его разговорить... Осталось дождаться встречи.
А что же с "Мастером и Маргаритой" Михаила Локшина? Смотреть или не смотреть? Однозначно - смотреть. И желательно не откладывать. Времена нынче непростые, а с учетом вечных туч над знаменитым произведением и над его героями - есть смысл самостоятельно увидеть сильный и качественный отечественный фильм. И не дожидаться вероятности, что из-за антивоенной позиции Локшина, кино уберут "на полку" на неопределенный срок.
29 января 2024 г.
#Карелия #Кино #Мастеримаргарита #Булгаков #Миражсинема #Локшин #Лебедев #НиколайЛебедев #МихаилЛокшин
"Мастер и Маргарита" - карельский след.
29 января 202429 янв 2024
44
4 мин
В начале 2000-х мне повезло несколько дней плотно общаться с талантливым режиссером современности - Николаем Лебедевым (Звезда, Волкодав из рода Серых Псов, Легенда № 17, Экипаж, Нюрнберг и другие фильмы). Мы катались со съемочной и продюсерской командой по Карелии и искали натурные планы, где было бы удобно и тематически верно снимать "Волкодава". Натурные планы были выбраны, но съемки фильма прошли не в Карелии, а в Словакии. На то были и карельские причины, оставим их за кадром.
Это был период, когда я только-только перечитал "Мастера и Маргариту". Эмоции были свежими. И вдруг, в один из вечеров, за ужином, режиссер Николай Лебедев неожиданно поднимает булгаковскую тему. И рассказывает о мистике вокруг "Мастера и Маргариты". О том, что много страшного и неожиданного происходило с актерами, режиссерами, сценаристами, которые брались за сценические и кинопостановки "Мастера и Маргариты". И завершает свой рассказ тем, что его самая заветная мечта, аккуратно и качественно найти силы и