Найти тему
PAVLINARIUM

Славянская эпопея

Вам знакома ситуация, когда годами нравится художник, но ты ничего о нём не знаешь? У меня так было с Альфонсом Мухой, пока несколько лет назад мне не попалась книга с содержанием его биографии и репродукциями картин в книжной уличной лавке напротив Кузнецкого Моста.

Про его работы в стиле "ар-нуво" мне было известно, возможно, и до моего рождения, но я не знала, например, что он чех. По Чехии у меня ёкает сердечко с самого детства, поэтому я стала читать особенно внимательно и дочитала до этапа жизни художника, когда он загорелся идеей создать масштабную серию полотен, посвящённую теме объединения славян. В момент прочтения меня это сильно удивило, поскольку я не ожидала никакой этнической подоплёки в биографии модерниста.

Зодиак, 1896
Зодиак, 1896

В 1900 в Париже проходила Всемирная выставка, для которой Муха оформил павильон Боснии и Герцеговины. Именно в то время у художника возник интерес к истории славянских народов. Идея зрела-зрела, потом он поехал кататься по родным местам и довёл себя до неимоверного желания объединиться с белорусами и петь частушки. А если серьёзно, Альфонс вознамерился создать цикл патриотических картин в неоклассическом стиле. Решил, что это станет высшей творческой целью своей жизни.

Муха работал над полотнами 18 лет. Главной целью художника было показать единство славян, рассказать о важных вехах их истории и мифологии. Для этого автор выбрал важные культурные, религиозные, исторические и военные события. В основном он уделил внимание истории западных славян, однако во время предварительного путешествия он посетил Москву в том числе, и даже посвятил столице одно огромное полотно.

Отмена крепостного права на Руси, 1914
Отмена крепостного права на Руси, 1914
Фото-референс, сделаный самим Альфонсом на Красной Площади
Фото-референс, сделаный самим Альфонсом на Красной Площади
Альфонс Муха на Красной Площади, 1913
Альфонс Муха на Красной Площади, 1913

Цикл славянских холстов не возымел большого успеха и подвергался сплошной критике. В довесок художник получил обвинения в излишнем панславизме. Признался в любви к нации, называется. В общем опоздал он немного со своими идеями, пушто пока он эпопею свою кончил к 1928 году, идеи объединения славян поутихли. А фсё! А раньше надо было! Лет так на 20. Вишенкой на торте, а вернее палкой себе в колёса было то, что Муха, работая над серией, решил вернуться к маслу и хоть работы не были отпетым классицизмом (декоратора не пропьёшь), всё равно не попали, а скорее стали поперёк набиравшего обороты авангарда и модернизма. «Лучше б и дальше литографил красивых нимф, а не вот это вот всё» - цитата тогдашнего знаменитого критика.

Славяне на исконной Родине, 1912
Славяне на исконной Родине, 1912
Апофеоз славян, 1925
Апофеоз славян, 1925

А теперь самый интересный, на мой взгляд, момент во всей этой «эпопее». Откуда такие бабки-то на затею? Вы знаете, сколько одни материалы стоят? И хорошо, что не знаете. Поездку и воплощение идеи, посвящённых теме единения славян поддержал и проспонсировал (внимание) американский бизнесмен. Это что за прекол такой. Звали его Чарльз Ричард Крейн. Как видите, ни одной славянской буквы. Важный был перец, кстати: участвовал в государственной и международной политике, имел привилегированный доступ ко многим влиятельным фигурам на верхних уровнях власти (проклятые масоны). А ещё он любил арабов и… русских (взрывная смесь). За свою жизнь он более двадцати раз был в России и СССР. Даже я столько раз не была. Наш щедряк-американец одним из первых в США собрал большую коллекцию русского искусства. Крейн поддержал участие России в Первой мировой войне, заявив: «Россия борется за свою свободу от прусского господства и вкладывает всё своё сердце в эту войну». Вы уже начали его уважать? Я — да.

Но моё увОжение омрачилось тем, что я узнала дальше.

В 1917-18 годах Чарльз Ричард действовал в России как личный представитель президента США Вудро Вильсона. Он был активным противником октябрьского переворота 1917 года и, согласно некоторым американским источникам, оказывал финансовую помощь атаману Каледину в борьбе с большевиками. в принципе тут ещё можно деликатно покачать головой, встретив непопулярную позицию, однако дальше — больше.

Чарльз Ричард Крейн, миллионер не из трущоб
Чарльз Ричард Крейн, миллионер не из трущоб
Джозефина, дочь Крейна, в образе богини Славии
Джозефина, дочь Крейна, в образе богини Славии

В конце 1930-х годах наш гений, миллиардер, плейбой, филантроп и простой любитель славян был сторонником сотрудничества с Гитлером, считал Третий Рейх «самым здоровым государством Европы» и миролюбивой страной и рекомендовал президенту Ф. Рузвельту не втягиваться в критику этой страны. Как отмечает Норман Саул, биограф Крейна, его восхищение Гитлером и «неопределённый но открытый» антисемитизм в ретроспективе, оставили самое разрушительное наследие для его репутации.

...

А теперь давайте вернёмся к Альфонсу Мухе. Посмотрим как он там, пока его друг вешает постеры Гитлера на шкаф.

Дед из KFC ( шучу, это Муха) работает над полотном
Дед из KFC ( шучу, это Муха) работает над полотном

Общеславянский патриотизм художника был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов III Рейха — несмотря даже на весьма значительный вклад Альфонса Мухи в немецкую культуру. После захвата Праги в марте 1939 года, гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939 года в возрасте 79 лет.

Крейн тоже умер в 1939 году, будучи всего на 2 года старше своего друга художника. Он не увидел ни поражения Гитлера, ни создания независимого еврейского государства. Интересно, переменил ли бы он свою позицию касательно Гитлера, прочувствовав на своей престарелой заднице все ужасы второй мировой? Тут уж какой happy end вам больше близок.

По итогу моего мини-исследования в голове крутятся две мысли:

Как же всё-таки сложна морально-духовная структура человека.
На кой чёрт масонской ложе нужно было спонсировать славянские мотивы?

Прикольный факт на десерт

Одним из условий воплощения затеи Мухи было то, что под 20 штук полотен, а они были жесть как огромны, построят отдельное здание, чтоб они там всегда висели и в любой момент радовали нас. Угадайте построили ли галерею? Картины сначала просто стояли где-то, потом колесили по Азии, что очень бесило родственников художника. И только в 2012 году, спустя почти 100 лет, они обрели дом и спокойно висят.

-10