1. Материалистическое понимание истории — самое специфически-характеристическое и самое логически-нелепое творение Карла Генриха Маркса и Фридриха Энгельса.
(1) Допустим, экономический базис статично определяет надстройки, то есть всегда, везде и одинаково. В этом случае сознание — сбоку бантик на экономическом базисе, ненужное умножение базисом себя в надстройках, в отражающих базис зеркалах.
(2) Допустим, экономический базис динамически определяет надстройки, то есть не всегда, не везде, и не одинаково. Тогда надстройки получают «относительную» свободу. И если свобода имеется и она динамична, как динамично влияние базиса, то эта свобода может колебаться в своём наличном бытии от 0% до 100%.
Ясно, что в мерном подметании улиц метлой сознание участвует несколько иначе, чем в мерном движении лопастей гребного винта корабля или лопаток турбин двигателя турбореактивного самолёта. Хотя бы потому, что дворник непрерывно использует своё сознание, а в движении двигателя корабля или самолёта это участие сознания уже состоялось ранее и теперь не только не требуется участия сознания, но оно и противопоказано пока двигатели не сломались и работают. Низкая наукоёмкость труда дворника и высокая наукоёмкость самолёта и корабля, то есть различие этих ёмкостей, «топят» за динамическое отношение надстроек, то есть в данном случае (1) ума, сознания и (2) экономического базиса.
А каково отношение базиса и надстроек в динамике конкретно этого отношения, как отношение меняется с неизменной динамикой или со сменной динамикой, материалистическое понимание истории не говорит и не может сказать. Тогда всё это «понимание» — не более, чем констатация взаимодействия и взаимовлияния сознания и экономики, идеи и материи. Но эта банальность была известна человеку с самого появления на свет рода человеческого: «Как потопаешь, так и полопаешь», «Знал бы где упал, так соломки б подостлал» и т. п.
2. Точно так же, кстати, и с отношением идеи и материи, сознания и бытия и т. п. Если материя статически раз и навсегда определяет идею, то идеализм и идеалисты — выморочные создания. А если отношение динамическое, то возможны как мировоззрения действительные, а не выморочные: (1) идеализм, (2) материализм и равновесие идеи и материи (50/50) — (3) гармонизм. Четвёртое — (4) абсолютизм, который мирится с тремя предыдущими и допускает: в зависимости от сложившегося отношения идеи и материи в реальности homo sapiens sapiens разумно принимать одну из трёх стратегий, то есть ту, которая наиболее адекватна здесь и сейчас этому участку мира.
3. Кстати, никто не задумывался, почему все патентованные марксисты, мнящие себя материалистами, вместо того чтобы изменять материю, то есть базис, всю жизнь работают с сознанием, занимаются пропагандой и агитацией? Наверное, они сознанисты? Мастурбаторы ума? И так называемую революцию они производят не сами, а делают её руками рабочих и матросов, крестьян и солдат, а состоит она опять-таки не в изменении экономического базиса, не в воздействии на материю, как у Неда Лудда, легендарного ткача, легендарно ломавшего ткацкие станки, а в смене прав собственности, то есть спихивании фабрикантов в пропасть бесправия и постановке на их место красных директоров. И захват политической власти — тоже вполне надстроечное мероприятие, не детерминируемое никаким базисом. Государство с его аппаратом насилия — судами, полицией, тюрьмами, войском — это тоже ведь обзывается марксистами идеологической надстройкой над экономическим базисом. Армия и флот — идеологические надстройки? Допелись марксисты революционных песен!..
2024.01.29.