За всё время своего существования РПЛ (Российская премьер-лига) накапливались и по-своему решались различные проблемы: с судейством, посещаемостью, переход на систему осень-весна. Но всегда особняком стоял вопрос, касающийся активных футбольных фанатов. Решение данной задачи привело к тому, что в Государственной Думе приняли закон о паспорте болельщика. По мнению наших депутатов, которые далеки от восприятия реалий российского футбола далеки и, с данным документом на российских стадионах будет безопасно. Что можно будет посещать матчи с детьми, раньше же этого нельзя было делать (сарказм). Не будет мата на трибунах, будто эмоционально реагировать могут только фанаты. И пришли мы к тому, что уже второй сезон на матчи РПЛ можно попасть только оформив паспорт болельщика.
Как я выше написал данное нововведение распространяется только на РПЛ, чтобы на стадионе посмотреть матчи Кубка России «fan id» не нужен. И что мы увидели, на матчах кубка появились фанаты, да пусть не у всех клубов, но никакой резни, сжигания файеров, вандализма и обычных драк не наблюдалось. Все были довольны и в безопасности, но люди, принявшие данный закон, не хотят этого видеть. На европейских стадионах и в чертах городов происходит, то, что в нашей стране не было уже с десяток лет. И то самый пик выпал на 90-е годы, но тогда везде было не безопасно, не только там, где играли в футбол. По данной теме я пообщался с двумя футбольными фанатами, один фанат ФК «Зенит» (далее «сбг»), и ФК «Спартак» (далее «кб»). Глупо было им задавать вопрос, как они относятся к fan id? Но хотелось узнать: из-за чего ввели паспорт болельщика? По их мнению. И отменят ли вообще его? Но и другие вопросы не обошли стороной.
Когда ты начал болеть за свою команду?
Сбг: Не болеть, а переживать я начал с 1996 года. Именно в этом году посмотрел матч «Зенита», правда они тогда проиграли. Во дворе в то время многие за «Спартак» переживали, но я больше был склонен к «Зениту». В 1998 году в Санкт-Петербург с родителями съездил. Там и увидел питерских фанатов. У стадиона «Петровский» рынок не большой был, там мне родители мяч футбольный купили. По приезду из Питера был счастлив, что у меня мяч куплен прямо у зенитовского стадиона – играли этим мячом во дворе целыми днями. Впервые на игру я попал в 2002 году, когда учился в Екатеринбурге. В группе со мной учился фанат «Уралмаша», вместе несколько матчей посетили. Один из них был кубок России, приехал «Зенит», тогда в первый раз вживую увидел Андрея Аршавина, Александра Кержакова, и остался под большим впечатлением. После этого начал постоянно матчи смотреть. Тогда уже с фанатами «Уралмаша» стал больше общаться, на матчи с ними гонял. С 2005 г. начали ездить в Питер, там у меня лучший друг с армии остался жить, тоже фанател в то время. В первый раз на матч попал за пределами Свердловской области, летом 2007 г. Был матч с «Ростовом» сразу попали на фанатский сектор, но и, собственно, понеслось сразу – эмоции через край. Через неделю с лучшим другом пробил первый выезд. Уехали на игру в Москву. С тех пор начали по возможности кататься. У меня на данный момент 39 выездов, сороковой всё время срывается (смеётся).
Кб: Я в 1997 году только в школу начал ходить, у меня отец покупал «Спорт экспресс». Привело к тому, что задал вопрос: «Ты за кого папа болеешь?
- Я за «ЦСКА»
- А чемпион кто?
- «Спартак»
- Ну тогда я за них и буду болеть».
Начал болеть за «Спартак», хотя толком не смотрел матчи. С 1999 года начал более осознано болеть. Тогда уже у нас в городе появились слова как: цвета, традиции. С 2006 начал пробивать выезда.
После кубка Конфедераций, когда впервые fan-id в полном объёме работал, было ощущение в фанатском движении, что скоро его внедрят в РПЛ?
Сбг: Безусловно, когда в твоей стране планируется крупный турнир, это не влечёт ничего хорошего для активного фанатизма. Потому что сколько бы я не ездил по стране, для многих фанат остаётся врагом, гадом, паразитом – который всегда пытается избить кого-то или что-то поджечь, и многое ещё не хорошее сделать.
Кб: Минимальная надежда была, что обойдётся. Хотя уже начали весной говорить, что возможно смягчат и будет распространятся только на международные матчи. Там же и про пиво говорилось, что хотят вернуть на стадионы.
Были случаи, что кто-то в фанатском движении призывал выходить на массовые митинги в поддержку оппозиции?
Сбг: Мнение у всех свободное, но трибуна — это не место определённого концентрирования единой мысли, кроме одной, там единая мысль – это клуб и поддержка команды. А статусы, профессии, благосостояние и политические взгляды уходят на второй план. Со мной на трибуне может оказаться человек с оппозиционными взглядами, но главное он мне это не навязывает. У меня свои политические взгляды, у кого-то свои. Мне и при нынешней власти не плохо живётся, ничего против нашей власти не имею, кроме того, что они «fan id» сделали (смеётся). Мне кажется, что всё, что касается паспорта болельщика связано с СВО. Не секрет, что в Киеве на майдане принимали участие фанаты киевского «Динамо». И фанаты «Черноморца» в Одессе имеют отношение к трагедии в доме «Профсоюзов». В террористической организации «Азов» воюют практически одни украинские фанаты. И думаю, что президент перестраховался, так как он и наши политики не знали на какой стороне наши фанаты, хотя видно, что много наших парней из фанатских движений организуют добровольные отряды и воюют, а кто-то помогает гуманитарной помощью. И возможно, что после окончания СВО, fan id отменят.
Кб: Централизованной поддержки не было, но единичные случаи были кто поддерживал, взгляды, в том числе и политические у вех разные. У меня противоположное взгляды по отношению к оппозиции. Мы и в чатах бывает ругаемся, если вдруг тема политики коснётся. Я стараюсь вообще не влезать в подобные разговоры, но, когда начинают откровенно навязывать, я уже вмешиваюсь в диалог.
Можешь вспомнить последний хулиганский прецедент на футбольном матче в России?
Сбг: Вспоминается Пермь 2016 года, когда фанаты «Зенита» совершили шедвил (проникновение фанатов одной команды в сектор к вражеским болельщикам с целью завязать драку) на сектор «Амкара».
Кб: Когда были беспорядки на стадионе в Ярославле, в октябре 2013 года. В 1/16 Кубка России.
Когда РФС выборочно начал вводить паспорт болельщика для отдельных стадионов. У тебя была мысль, что это делается, чтобы расколоть фанатские движения?
Сбг: Честно говоря, не знаю, но предполагаю, что и была такая идея. Чтобы все фанаты разом не стали протестовать из-за внедрения «fan id». Есть вопрос, почему в Питере ввели в последнюю очередь? Хотя там стадион принимал матчи чемпионата мира, и там система допуска была. Логики вообще никакой не вижу.
Кб: Думаю, кто за это отвечал и хотели расколоть. Всё и получилось так, что одни ещё ходили на матчи, а другие уже нет. Это уже проработанная схема на разных уровнях – по внедрению идеи. Либо ты присоединяешься, либо уходишь.
После ухода активных фанатов «Зенита» со стадиона после внедрения fan id, по прихоти руководства клуба была вмонтирована сцена для певцов на «Вираж» (фанатский сектор «Зенита»). Что думаете по этому поводу?
Сбг: Это цирк! Да и в целом, сейчас людям платят деньги, чтобы они приходили на игру для организации поддержки. Ради полного стадиона. Не проще было бы выступить в защиту фанатов? Тем более у нас уже всё было налажено, и общение с руководством клуба было. Если просили не жечь файера, никто и не жёг. Просто нужно поддерживать диалог с двусторонней отдачей, но они говорят, как себя нужно вести, а людям хочется, чтобы их как-то поддержали в нынешних реалиях.
Кб: Это плевок в душу активных фанатов. Каких-то болванчиков с баранами поставили, видимо из школы искусств.
Ты бы понял руководство «Зенита», если бы они пустующий «Вираж» прикрыли гигантской футболкой с номером 12?
Сбг: Это было бы гораздо культурней, по отношению к фанатам. У руководства отношение – «Вы ушли, ну и ладно. Мы вас заменим, незаменимых нет». Но что-то не получается (смеётся), не всё за деньги покупается.
Был ли диалог между представителями РФС и фанатских движений?
Сбг: Как я понимаю, изначальноьно, никто не хотел разговаривать. Хотели просто сделать и всё. Но весной прошла встреча в Москве, на ней были только представители московских клубов. Хотя после неё для нас ничего хорошего не произошло.
Если при оформлении fan id предоставлялись бонусы и скидки, чтобы минимально потратиться на дорогу до матча. Ты бы оформил паспорт болельщика? Или подумал бы?
Сбг: Нет. У нас изначально отношение к фанатам накручено комом из стереотипов. В целом, почему мнение у фанатов по данной теме такое единое и централизованное? Потому что, мы стоим на трибуне, и из нас 90% получат fan id, 10% нет – а это мои друзья, мои соратники. Как я потом буду им смотреть в глаза? Ты ходишь с другом на футбол, тебе дали, ему нет. Он дома сидит, а ты поехал такой за все эти «плюшки» на матч. Мне кажется это не нормально. Дружба дороже.
Кб: В fan id я не вижу ничего страшного, но и полезного ничего нет, от слова – совсем. Он дублирует то, что уже есть. Билеты, итак, по паспортам продают, камеры везде, по распечаткам камер могут задерживать людей, оформляешь его через госуслуги – где уже есть вся информация о человеке. Получается даже с бонусами это лишний и бесполезный документ.
Таким оказалось мнение двух фанатов из двух разных противоборствующих клубов. Проживая в одном городе, они даже не думают о физическом насилии, а наоборот держатся вместе и помогают друг другу. Оппонентами они становятся только на два часа – когда проходит игра их любимых клубов.