Софья Андреевна Толстая (урожденная Берс) - единственная жена писателя Льва Толстого и мать его тринадцати детей.
Она взяла на себя всё хозяйство и достигла в этом огромных успехов. Она занималась литературными делами мужа: помогала редактировать, переписывала от руки его произведения (даже "Войну и мир" она переписала более пяти раз), и, как мы сказали бы сегодня, стала его литературным агентом, существенно увеличив гонорары писателя. Она проделала титанический труд. При этом характер Льва Николаевича был, мягко говоря, не простой: сладить с ним было трудно, а для большинства знавших его являлось и вовсе являлось невыполнимой задачей.
Софья Андреевна смогла, хотя было ей ой как не просто. Взять хотя бы легендарную историю с дневниками перед женитьбой: Толстой настоял, чтобы его будущая жена всё о нём знала, поэтому дал ей на прочтение свои дневники, наполненные предельной искренностью. А до женитьбы Лев Николаевич прям совсем не отличался целомудрием. Например, в дневниках был описан бурный роман с крестьянкой Аксиньей, которая и после свадьбы Толстого оставалась в Ясной Поляне. Ох как много там было написано! Толстого понять можно. Решил начать совместную жизнь без скелетов в шкафу. Вот только каково было потом его жене?
Помимо ведения дел, постоянных решений бытовых вопросов (речь об усадьбе, а не квартире), решения финансовых вопросов: до женитьбы финансовое положение дел писателя было в весьма негативном состоянии. Но главное – это рождение детей.
Если суммарно сложить все месяцы её беременности, то получится ровно десять лет. Десять лет жизни проходить беременной! По всем параметрам личность Софьи Андреевны Толстой выдающаяся. Разумеется, портрет такого человека необходим, и сделать его должен особенный художник. Портретист, способный передать всю глубину и силу личности графини. Кто мог это сделать? Наверное, тот, кто считался одним из лучших. Выбор пал на Валентина Серова. Возможно, тут не обошлось без Ильи Репина, который был дружен с семьёй писателя, а Серов был учеником.
Это лишь домысел, подтверждения этому нет. А вот тот факт, что люди ждали годами, когда дойдёт очередь до них и Серов сотворит портрет - это факт. При этом Серов мог и отказать, или с поражающей прямотой высказаться откровенно всё, что он думает о человеке. Однако договорились без особых проблем. Всё складывалось максимально хорошо.
Валентин Александрович приехал в Ясную Поляну и взялся за дело. Серов был тем художником, который отрицал спешку в работе и был крайне щепетилен в деталях. Ходили легенды, что натурщики падали в обморок от изнеможения, позируя ему. Софья Андреевна такого не боялась. стойкая была женщина. И начались сеансы, Много сеансов. Каждодневный процесс, занимающий 3-4 часа! Ещё и постоянно находиться в заданной рисовальщиком позе. Графиня стойко терпела, откладывала дела и сидела неподвижно, ведь портрет заказал её любимый Лёвушка. Она выбрала важный аксессуар: перстень, подаренный мужем за переписывание Анны Карениной (и тоже не один раз), дабы подчеркнуть любовь к мужу.
В процессе создания портрета Софья Андреевна восторгалась увиденным. Казалось, результат превзойдёт все ожидания. А кое - что в живописи она определенно понимала, даже брала уроки рисования у художников Ильи Прянишникова и Василия Сурикова. Шло время, сеансы продолжались. Казалось, осталось всего ничего, и портрет будет готов. Но нет! Серов постоянно вносил корректировки: изменял цвет и тон, возился с фоном, вносил изменения в лицо на портрете. В итоге результат графиню ошеломил.
Только совсем не так, как она предполагала. Вот что она сказала о портрете:
Лев Николаевич заказал художнику Вал. Серову мой портрет масляными красками. Я позировала почти ежедневно, и портрет, начатый прекрасно, Серов потом испортил. Да и позу он мне, живой и бодрой, придал какую-то мне несвойственную, развалившуюся. Всего было 19 сеансов, и, когда Серов решил, что портрет окончен, он просил дать ему 800 руб. вместо вперед уговоренных 600 руб. Это показалось нам странно и неделикатно.
С деньгами, вероятно, вышло недоразумение. Рискну предположить, что понравься Толстой - творение художника, то она и не обратила бы внимания на этот нюанс. Но портрет ей не понравился категорически. А. Серову не понравилась графиня и период пребывания в Ясной Поляне. Особенно художнику не понравились сыновья четы Толстых. Вернувшись домой, он рассказывал, что Лев Николаевич выглядел несчастным, а его сыновья вели себя неподобающе. Но больше всего ему не понравилась выбранная графиней рама. На его взгляд, портрет был просто "убит" ею.