Ташкент в числе мировых аутсайдеров по качеству воздуха. В январе в городе зафиксировали 15-кратное превышение предельно допустимой концентрации вредных частиц. Власти называют среди причин повсеместное использование угля, интенсивный автомобильный трафик и незаконную вырубку деревьев.
Воздух в столице Узбекистана — один из самых загрязнённых на земле. Жители и власти винят в ситуации широкое использование угля, большое количество транспортных средств и сокращение количества зелёных насаждений.
Ранним вечером 19 января уровень содержания твёрдых частиц (PM2,5) в воздухе в Ташкенте в 15,8 раза превысил рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения безопасный предел в пять микрограммов на кубический метр. Крохотные частицы, попадая в лёгкие человека, могут вызвать заболевания лёгких и сердца.
По данным швейцарской компании IQAir, которая отслеживает качество воздуха по всему миру, 19 января Ташкент набрал 163 балла по индексу качества воздуха, что означает «нездоровую» ситуацию, пишут СМИ.
Последние данные Всемирного банка (за 2019 год) показывают, что загрязнение воздуха частицами PM2,5 стало причиной 89 смертей на 100 тысяч населения в Узбекистане. Это самый высокий показатель в Центральной Азии. Для сравнения: в Кыргызстане загрязнение приводит к 61 смерти на 100 тысяч, в Казахстане — к 63, в Туркменистане — к 70, Таджикистане — к 78.
Узбекистан продолжает в значительной степени полагаться на угольные электростанции. В прошлом году страна увеличила потребление угля, чтобы сэкономить истощающиеся запасы природного газа. Зимой 2023 года правительство заявило, что планирует использовать уголь для отопления 2229 детских садов, 2432 школ и других учебных заведений, а также 746 медицинских учреждений в стремлении сберечь газ.
Эксперты предупреждают, что это ставит под угрозу здоровье миллионов жителей, поскольку при сжигании угля в атмосферу попадают вещества, вызывающие астму, рак, проблемы с сердцем и другие заболевания.
Министерство окружающей среды Узбекистана сообщает, что транспортные средства, использующие некачественное топливо, — один из основных загрязнителей в густонаселённом городе с населением более 2,6 миллиона человек.
По официальным данным, ежедневно в Ташкенте курсирует около 730 тысяч автомобилей. Кроме того, каждый день в столицу въезжают десятки тысяч машин из других регионов.
Количество транспортных средств в стране выросло с 3,14 миллиона в 2021 году до 4,6 миллиона в 2023-м. Многие из них ездят на некачественном бензине А-80, который содержит высокую концентрацию вредных веществ.
По данным официальной статистики Узбекистана, на долю автомобилей приходится 60 процентов из выброшенных в атмосферу за первые девять месяцев 2022 года 1,3 миллиона тонн вредных веществ.
МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВОЗДУХА
В поисках решения проблемы Минэкологии призвало запретить в Ташкентской области использование угля в промышленных целях.
Ведомство также призвало правительство запретить некачественное автомобильное топливо и старые машины, выпущенные до 2010 года, одновременно увеличив государственные субсидии на продвижение электромобилей.
Узбекистан также ужесточил наказание за незаконную вырубку деревьев, введя крупные штрафы и административный арест на срок до двух недель в попытке удержать жителей и компании от этой практики. Новый закон, принятый парламентом в ноябре, предусматривает штрафы на сумму до 8250 долларов.
Это произошло после того, как министерство окружающей среды сообщило о более чем 2000 зафиксированных случаев незаконной вырубки деревьев в первой половине 2023 года.
Правительство заявляет, что начало общенациональную кампанию по посадке 200 миллионов деревьев и кустарников, чтобы увеличить количество зелени в городе и улучшить состояние воздуха.
Однако многие жители Ташкента и активисты говорят, что власти не выполнили свои прошлые обещания по улучшению качества воздуха.
Журналист Никита Макаренко напомнил, что чиновники пообещали сократить количество автомобилей на дорогах, сделав общественный транспорт привлекательным для пассажиров, а также повысить стоимость владения автомобилем.
«Где обещанные меры по ограничению автомобилей? Миллион вариантов предлагали. Где платные парковки, где удорожание владением автомобилем? Где общественный транспорт?» — написал Макаренко в Telegram’е.
Он опубликовал фотографию ночного Ташкента, где видны огромные клубы дыма, который валит из промышленной трубы.
«До меня одна вещь не доходит: неужели наши политики и олигархи не понимают, что они медленно умирают наравне со всеми?» — добавил Макаренко.
Между тем...
Генеральная прокуратура и Министерство экологии Узбекистана провели встречу с участием экспертов по вопросу загрязнения воздуха в Ташкенте. На ней предложили несколько идей по решению данной проблемы.
В рамках встречи было согласовано разработать и реализовать "день без автомобиля", разделение дней недели для движения автомобилей с четными и нечетными номерами, расширение использования общественного транспорта, повышение минимума топливного стандарта до Евро-4, отказ от угля в промышленности и т. д.
Об этом сообщается в официальном телеграм-канале Генпрокуратуры.
Также пишется, что по инициативе президента в рамках общенациональной программы "зеленое пространство" в стране высажено более 85 млн деревьев, на высохшем дне Аральского моря на площади 1,8 млн га или в Сурхандарье созданы зеленые зоны с 3 млн кустов засухоустойчивых растений.
Так начальник управления Генпрокуратуры Узбекистана Уктам Утаев подчеркнул, что в Ташкенте уменьшилось количество искусственных озер, водохранилищ, зеленых насаждений, растет опустынивание, вызванное нехваткой воды в регионе, не прекращаются случаи определенных нарушений в области использования транспортных средств, топливной энергетики и экономии воды, атмосфера загрязняется больше, чем обычно.
Грязный воздух влияет на здоровье людей
Загрязненный воздух – один из факторов риска развития инсульта и инфаркта миокарда. Ученые долгое время наблюдали за большими группами людей и выяснили, что воздух, загрязненный твердыми частицами, озоном, угарным газом и оксидами серы, увеличивает риск инсульта и инфаркта миокарда.
Чем больше загрязнителей в воздухе, тем выше риск инфаркта. В Китае провели исследование, в котором задействовали 1 млн жителей. Выяснилось, что основная часть инфарктов, связанных с опасным воздухом, возникает в течение нескольких часов после его воздействия на людей.
Твердые частицы пыли, дыма и органических соединений могут стать фактором риска развития хронической обструктивной болезни легких, бронхита, астмы и COVID-19. Загрязнение воздуха этими частицами может быть второй по значимости причиной рака легкого после курения.
Как измеряют загрязнение воздуха
Американские врачи и ученые разработали индекс качества воздуха – AQI. Хотя индекс AQI был придуман в США, его используют для мониторинга качества воздуха по всему миру, включая Узбекистан. Который в последнее время часто занимает 1-е место в мировом рейтинге AQI, достигая красного уровня опасности.
AQI оценивает воздух по пяти основным загрязнителям: озон на уровне земли, крупные и мелкие твердые частицы, угарный газ, сернистый газ и диоксид азота.
1. AQI от 0 до 50 – хорошее качество воздуха (зеленый цвет).
2. AQI от 51 до 100 – приемлемое качество воздуха (желтый цвет).
3. AQI от 101 до 150 небезопасен для людей из уязвимых групп, но большинству людей такой воздух особо не навредит (оранжевый цвет).
4. AQI от 151 до 200 небезопасен как для уязвимых, так и для здоровых людей (красный цвет).
5. AQI от 201 до 300 опасен для всех людей без исключения (фиолетовый цвет).
6. AQI от 301 и выше — чрезвычайная ситуация. Обозначается, например, при аварии на химзаводе (темно-бордовый цвет).