Очередная подборка исторических фотографий Советской авиации.
1. Рождение гигантов
Постройка вертолетов В-12 в цехах Государственного завода №329 в Панках, в районе Люберец. В кадр попали сразу два прототипа гигантских вертолета.
В 1974 году все работы по доводке двух опытных вертолетов В-12 были остановлены. Первый экземпляр остался на «вечной» стоянке на заводе, а второй был передан в экспозицию музея ВВС в Монино.
2. На Чукотке
Вертолет Ми-4 СССР-02284 на Чукотке в апреле 1968 года. Винтокрылая машина совершила грузопассажирский рейс в отдаленное место Крайнего Севера.
Этот вертолет был построен в 1964 году на заводе №387 в Казани. С февраля 1965 года вертолет эксплуатировался в Магаданской ОАГ ГА (с февраля 1966 года Магаданское УГА). В июле 1985 года Ми-4 СССР-02284 был списан по отработке срока службы.
3. Ан-8 СССР-13323
Транспортный самолет Ан-8 СССР-13323 на одном из аэродромов. После службы в ВВС, этот Ан-8 в конце 1972 года был передан в Министерство авиационной промышленности, где эксплуатировался в интересах Калужского опытного бюро моторостроения. После распада СССР, самолет эксплуатировался в ОАО «Калужский двигатель», где получил регистрационный номер RA-13323.
13 декабря 1993 года самолет Ан-8 RA-13323 потерпит аварию в Ереванском аэропорту Эребуни. При заходе на посадку, из-за ошибки экипажа, у самолета были разрушены правая плоскость крыла, фюзеляж, шасси и другие элементы кабины. Экипаж и сопровождающие груз не пострадали.
4. Каспийский монстр
Советский экспериментальный экраноплан «КМ» в день своего первого испытания 18 октября 1966 года. Очень атмосферный снимок, где на фоне одного из самых совершенных транспортных средств, позируют верблюды, которые, можно сказать, также являются транспортными средствами. Я бы эту фотографию назвал так: «транспорт прошлого, на фоне транспорта будущего».
Аббревиатура «КМ» означала «корабль-макет», но зарубежные корреспонденты в своих публикациях прозвали уникальный экраноплан «Каспийским монстром». «КМ» проходил испытания с 1966 по 1980 год. В 1980 году экраноплан из-за ошибки пилотирования потерпел аварию и затонул в Каспийском море.
5. На лыжном шасси
Транспортный самолет Ан-12Б СССР-11381 на лыжном шасси. Для дальних полетов Ан-12 в Антарктиду несколько самолетов было переоборудовано установкой дополнительных топливных баков в грузовом отсеке и неубирающегося лыжного шасси. Лыжи были цельнометаллические с титановым полозом.
Самолет Ан-12Б СССР-11381 эксплуатировался в Полярном управлении гражданской авиации в Шереметьевском авиаотряде с ноября 1966 года по декабрь 1969 года. 6 декабря 1969 года самолет потерпел катастрофу в Красноярском крае, при выполнении грузового рейса по маршруту Шереметьево – Сыктывкар – Хатанга – Анадырь.
6. Ми-4П СССР-31420
Вертолет Ми-4П СССР-31420 был произведен в январе 1959 года на авиазаводе №387 в Казани. С февраля 1959 года он эксплуатировался в Украинском ТУ ГВФ в Симферопольском авиаотряде. В августе 1963 года винтокрылая машина была передана в Сыктывкарскую ОАГ ГВФ в Ухтинский авиаотряд. В дальнейшем Ми-4П передали в Воркутинскую ОАЭ. В апреле 1976 года вертолет Ми-4П СССР-31420 списали по износу.
7. Ан-8 СССР-69319
Транспортный самолет Ан-8 СССР-69319 на одном из аэродромов. После службы в ВВС, этот Ан-8 в апреле 1977 года был передан в Министерство авиационной промышленности, где эксплуатировался в интересах Оренбургского машиностроительного завода (с апреля 1986 года производственное объединение «Стрела»). После вывода из эксплуатации, самолет несколько лет на рубеже 1990-х годов простоял в Оренбурге, пока не был утилизирован.
В заключении хочется сказать, что с бортовым номером СССР-69319 в 1972-1975 годах в Министерстве авиационной промышленности в Омском авиационном заводе летал самолет Ли-2 с заводским номером 18436610.
8. Во Внуково
Дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114 на перроне Московского аэропорта Внуково. Изначально самолеты Ту-114 Московского транспортного управления ГВФ базировались во Внуково, а с ноября 1964 года по февраль 1965 года все они были перебазированы в Домодедово.
На заднем плане видны два реактивных пассажирских самолета Ту-104. В кадр попал еще легендарный советский шестиместный легковой автомобиль представительского класса ГАЗ-12 (ЗИМ), который выпускался с 1948 по 1960 год на Горьковском автомобильном заводе.
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует…