Найти в Дзене
40 часов

На чем зарабатывает магазин и курьер, если доставка бесплатная?

Рассказываю, как зарабатывает сервис доставки, магазин, сборщики и курьеры, если для клиента доставка бесплатна. Спойлер: зарабатывают не все. Двадцать лет назад доставка по клику казалась утопией. Сегодня 76% предприятий общепита и продуктового ритейла предлагает такую услугу, а 40% жителей крупных городов практикует онлайн-заказы. Исследования показывают, что стремительный рост аудитории стимулируется за счет маркетинговых предложений, главное из которых — бесплатная доставка. Но как зарабатывают компании, разбрасываясь халявой? Ниже постараюсь объяснить, как всё устроено. Доставка стоит дорого Многие думают, что доставка стоит копейки, а прибыль от продажи товаров легко компенсирует расходы. Это не так. Чтобы пакет с продуктами появился дома у клиента, компания платит: Цена товара на полке не покроет расходов, в нее уже заложены основные расходы компании и минимальная прибыль. Доставка — это дополнительная услуга, которая должна оплачиваться отдельно, чтобы не терять маржу. Себесто
Оглавление

Рассказываю, как зарабатывает сервис доставки, магазин, сборщики и курьеры, если для клиента доставка бесплатна. Спойлер: зарабатывают не все.

Двадцать лет назад доставка по клику казалась утопией. Сегодня 76% предприятий общепита и продуктового ритейла предлагает такую услугу, а 40% жителей крупных городов практикует онлайн-заказы.

Исследования показывают, что стремительный рост аудитории стимулируется за счет маркетинговых предложений, главное из которых — бесплатная доставка. Но как зарабатывают компании, разбрасываясь халявой?

Ниже постараюсь объяснить, как всё устроено.

Доставка стоит дорого

Многие думают, что доставка стоит копейки, а прибыль от продажи товаров легко компенсирует расходы. Это не так.

Чтобы пакет с продуктами появился дома у клиента, компания платит:

  • за работу мобильного приложения;
  • за работу сборщиков;
  • за упаковочные материалы;
  • за работу курьеров;
  • за работу поддержки для клиентов и курьеров.

Цена товара на полке не покроет расходов, в нее уже заложены основные расходы компании и минимальная прибыль. Доставка — это дополнительная услуга, которая должна оплачиваться отдельно, чтобы не терять маржу.

Себестоимость доставки одного заказа 200-300 рублей, которые компания фактически дарит клиенту. Теперь представьте, что за 2023 год было доставлено 402 миллиона заказов из магазинов и ресторанов.

Курьер и клиент своё получат

Клиент действительно получит заказ бесплатно, а сборщикам и курьерам работу оплатит компания. Я тружусь курьером в «Яндекс Еда», поэтому расскажу как организована система здесь.

  1. У компании есть общий бюджет.
  2. Часть бюджета передается отделу маркетинга.
  3. Отдел маркетинга проводит акции и раздает промокоды.
  4. Клиент использует промокод на бесплатную доставку.
  5. Курьер получает деньги из отдела маркетинга.

За прошедший год, на привлечение клиентов подобным образом, «Яндекс Еда» потратила 6 млрд рублей. Если не платит клиент, сервис или ретейлер оплачивает работу сборщиков и курьеров из своего кармана.

Зачем это компаниям?

Чтобы привлечь клиента. На рынке жестокая конкуренция, если не сыпать щедрыми акциями, можно потерять аудиторию, обороты и выручку.

В перспективе онлайн-заказы с доставкой открывают новые возможности:

  • увеличение количества продукции;
  • повышенный контроль качества продукции;
  • оптимизация экономики за счет развития дарк-сторов;
  • увеличение количества продаж.

Сейчас компании в минусе

Бесплатная доставка позволяет быстрее нарастить долю рынка и расширить клиентскую базу, но является убыточной для бизнеса. Убыток крупнейших сервисов по доставке продуктов питания достиг 60 млрд рублей в 2022 году.

Лиза Эмерт, директор по бренду и коммуникациям онлайн-ретейлера «Самокат»:

Пока компания не выйдет на определенное количество торговых точек, показать операционную прибыль почти невозможно.

Иван Федяков, гендиректор аналитического агентства «Infoline»:

Компании сегмента E-grocery в большей степени ориентированы на увеличение оборота, ради чего дотировалась доставка и даже покупки.
Сейчас же, когда в России практически разрушен фондовый рынок и рынок инвестиций, модель, ориентированная на привлечение инвесторов и продажу, как у «Самоката», Delivery Club и ряда других онлайн-компаний, обречена на провал.

Что нас ждет в будущем

В ближайшем будущем радикальных изменений ждать не стоит. Мы знаем десятки примеров технологических компаний, которые годами работают в убыток и существуют за счет привлечения инвестиций.

«Uber», «Telegram», «Кинопоиск», «Окко» и «Ozon» никогда не приносили прибыли. Для руководителей компаний приоритетна борьба за долю на развивающемся рынке, вопрос самоокупаемости отставлен на будущее.

Главным бенефициаром текущего положения остается потребитель. Но каких изменений ждать на горизонте 5-10 лет?

Помните, пять лет назад катались на «Uber» и «Яндекс» почти бесплатно? Сейчас такой фокус провернуть не получится. Яндекс монополизировал рынок, приучил клиентов к сервису и поднял цены.

Скорее всего подобную динамику мы увидим и в сегменте E-grocery. Компании начнут оптимизировать расходы и сделают доставку платной. Потребители будут возмущаться, но продолжат пользоваться сервисами.

Вывод

Сейчас компании дарят промокоды, работают в минус и доставляют бесплатно, но так будет не всегда. Пока есть возможность, стоит пользоваться ситуацией и экономить честно заработанные.

А чтобы платить за товары с доставкой, можно подрабатывать курьером. Свободный график, пешком, на велосипеде или авто. Зарплата каждый день, до 5 тысяч рублей. Переходи по ссылке ниже и начинай зарабатывать.

🚴 🍔 Яндекс.Еда — Работа пешим курьером по доставке еды у партнёров сервиса