Найти в Дзене

Служение Божией Матери человеческому спасению

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила,  скормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам. Преподобный Никодим Святогорец
Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, скормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам. Преподобный Никодим Святогорец

Православное богослужение многосторонне и подробно освещает значение благодатных влияний Божией Матери в личной христианской жизни верующих. Один богослужебный Октоих содержит восемьдесят Богородичных канонов, читаемых на малом повечерии и утрени. Триоди и месячные Минеи имеют свои Богородичные каноны, положенные на двунадесятые праздники в честь Пресвятой Богородицы и на торжества явления Ее чудотворных икон.

Все богатство литургического богословствования по этому вопросу в целом дает возвышенное и ясное представление о видах Богоматерного влияния на верующих; об их душевном состоянии в результате облагодатствования Богородицею и о силе Ее молитвенного дерзновения и ходатайства за грешников пред Сыном и Богом. Суждения богословов-литургистов излагаются своеобразным стилем, вполне соответствующим величию темы, и отличаются глубиной мысли и изящной выразительностью.

Божия Матерь есть первая нетленная светоприемница благодати у престола Божия и световидный храм Божественной славы. Вся светоносная Матерь воплощенного Бога Слова изливает на всех молящихся Ей благодатное Богоматернее просвещение. Облечение верующих во светоносную одежду благодати представляет возочищение в них благодати святых таинств Церкви, угашаемой их грехами (см. Триодь пост., пяток утра 1 седм. Вел. поста, трипеснец, Богород. 5 п.; нед. сырн. утра, кан. Богород. 8 п.; сб. 1 седм. Вел. поста утра. канон, Богород. седальна по 3 п.; 2 нед. Вел. поста утра, 2 канон, Богород. 9 п.). Божию Матерь Святая Церковь глубокомысленно называет «блистающим умом, жилищем света и светоносной дверью благодати» (см. Триодь пост., пн. 5 седм. Вел. поста утра, 2 трипеснец, Богород. 8 п.; Сб. Акафиста утра, кан. Б.М., 3 тр. 8 п., 4 тр. 9 п.). Силою света Божия Она, как небесной манной и живой водой, кормит и поит духовно голодных и жаждущих (см. О. I., 3 гл. нед. повечер., кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; сб. утра, 4 стиховная стихира на «И ныне») и вдыхает в них благоухание благодати (см. О. II., 5 гл. среда утра, кан. Б.М., 4 тр. 4 п.). Говоря литургическим языком, посредством Ее световождения и светоизлияния в омраченных греховностью душах восходит свет Солнца славы Христа (см. О. I., 1 гл. пн. утра. Блаженны на литургии, 6 стих) и обновляется (см. О. I., 1 гл. сб. вечера, 8 и 9 стихиры на «Господи, воззвах»).

Молитвенное предстояние Божией Матери и святых пред Богом напоминает нам, что мы, члены Церкви земной, можем и должны быть в самом живом общении с членами Церкви Небесной. Священномученик Фаддей (Успенский)
Молитвенное предстояние Божией Матери и святых пред Богом напоминает нам, что мы, члены Церкви земной, можем и должны быть в самом живом общении с членами Церкви Небесной. Священномученик Фаддей (Успенский)

Пресвятая Богородица благословениями светлейшего Христова света радует весь человеческий род во вселенной (см. О. II., 5 гл. чт утра, кан. Апостол., Богород. 1 п.). По Ее молитвам, невидимые телесно, но ощутительные сердечно светоозарения благодати Христовой возбуждают у прибегающих к Ее помощи, прежде всего, дух покаяния (см. Триодь постная, вт. сырн. утра, 1 трипеснец, Богород. 1 п.; О. I., 3 гл. пн. повечер., кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 4 тр. 1 п.).

Поэтому в богослужебных молитвах и песнопениях многократно исповедуется та истина, что Пресвятая Богородица отверзает покрытым грехами людям светозарные двери покаяния, показывает входы в волю Божию и подает стенания, душевные слезы и постоянное умиление. В этом смысле Она – мост к Богу, врата спасения (см. Триодь пост., пн. 5 седм. Вел. поста утра, 2 трипеснец, Богород. 8 п., 1 трипеснец, Богород. 3 п.), успокоение и утешение грешных (см. Триодь пост., 2 нед. Вел. поста утра, 2 канон, Богород. 1 п.), подательница их осужденному естеству прежней красоты (см. О. I.,1 гл. вт, повечер., кан. Б.М., 1 тр. 9 п.). Ей присуща власть и дерзновение отверзать кающимся беспредельную пучину Божией благости. Чрез Нее Господь являет множество милости грешным (см. Триодь цвет., сб. пред 5 нед. по Пасхе, мал. вечерн., 4 стихов. стих.) и умиротворяет их дух (см. О. I., 1 гл. сб. вечер. догматик на «И ныне») прощением грехов (см. О. II., 6 гл. пн. утра, кан. Госп., Богород. 5 п.).

Ввиду великой помощи отчужденным от сладости жизни в Боге Божия Матерь есть переплавляющее горнило грешного человеческого существа (см. О. II., 6 гл. сб. мал. веч., 5 стихов. стих.), сокровище благодатного воскресения неготовых к смерти (см. О. II., 7 гл. сб. веч., Богород. по воскр. троп. 7 гл.), возвращение их ко благочестию и духовной высоте (см. О. II., 8 гл. нед. повечер., кан. Б.М., сед. по 6 п. кан.). Нет греха у людей, побеждающего благодать Божией Матери. По Своему Матернему дерзновению пред Сыном Божиим Она удостаивает Божиего милосердия даже немилостивых нравом, но сокрушающихся о своей черствости, и все может творить людям в помощь (см. О. II., 8 гл. нед. повечер., кан. Б. М., 3 и 4 тр. 7 п.; вт, повечер., кан. Б.М., 3 тр. 3 п).

Сын Божий, как Всеблагий и Человеколюбивый, даровал миру в Пресвятой Богородице Великую Помощницу к избавлению от земных бед и вечной гибели. Ее покров крепок, изменение напастей непреложно, освобождение от мучений быстро, облегчение человеческих страданий постоянно. Дивная, светлая и бодрая Заступница христиан, в защите их от горя и несчастий есть подлинно Нерушимая стена. Людям, усердно молящимся Ей, Господь не попускает гибнуть, но чудными путями Своего Промышления приводит их ко спасению.

Церковно-литургические творения часто и в ясных выражениях говорят о глубочайшей тайне преображения грешной человеческой души молитвами Божией Матери к Сыну Ее и Богу и Ее непосредственным светоозарением. От Пресвятой Богородицы, по словам церковных песнопений, нисходит на людей некий светозарный покров (см. Триодь пост., нед. блудн. сына утра, кан., Богород. 9 п.), и вода бессмертия светлейшая огня и действеннейшая света (Триодь пост., сб. мясоп. утра. канон, Богород. 8 п.) – это есть благодать Христа – Бога Слова (см. Триодь пост., чт. седм. ваий утра, 1 трипеснец, Богород. 4 п.), которой Божия Мать, как руками, покрывает оберегаемых людей. Родительница Невечернего света Христа и Сама жилище Его света и всех верующих просвещает Его светом, обитающим в Ней (см. Триодь пост., чт. 3 седм. Вел. поста утра, 1 трипеснец, Богород. 9 п.), и попаляет в них колючий терновник страстей (см. О. II., 7 гл. нед. полун., кан. Св. Троице, Богород. по 6 п.). Из световидной благодатной чаши Ее неистощимо истекает сила (см. Триодь цвет., пяток Светл. седм. утра, кан. Б.М., 4 тр. 4 п.; среда 4 седм. по Пасхе утра, 1 канон, Богород. 9 п.), преобразующая грешные души в рай, полный цветов Духа (см. О. I., 2 гл. нед. повеч., кан. Б.М., 3 тр. 3 п.).

В Пресвятой Богородице, как двери Божественного света, лежит бездна благодатных дарований (см. О. I., 2 гл. ср., повечер., кан. Б.М., 2 тр. 1 п.). Ночью и днем Она освещает, и наставляет ко спасению грешников (см. О. I., 2 гл. чт. утра, кан. св. Николаю чудотвор., Богород. 4 п.), и возливает на их душевные струпья и язвы смягчающий светозарный елей благодати Христовой (см. О. I., 2 гл. нед. повеч., кн. Б.М., 2 тр. 4 п.). Родившая Небесный Дождь благодати, напояет Им борозды душ, иссохших от греха и печали (см. О. I., 2 гл. чт., повеч., кан. Б.М., 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п.). Ее мольбами Христос без меры подает достойным небесной милости Духа, происходящего от Отца (см. О. I., 3 гл. нед. утра, кан. Б.М., 2 тр. 9 п.), и показывает их жилищами света (см. О. I., 3 гл. пн. утра, кан. Госп., Богород. 9 п.). И Сама Богоматерь властию, данною Ей от Бога, сообщает благодать усердно молящимся Ей. В этом очевидно выражаются Ее промышления о верующих во Христа, посещение (см. О. II., 8 гл. вт повечер., кан. Б.М., 3 и 4 тр. 1 п.), целение и духовное питание их (см. О. II., 6 гл. пяток повечер., кан. Б.М., 1 тр. 1 п.). Богоматернее просвещение разгоняет в душах омрачение от плотских услад, укрощает бурю и волнение страстей. Под действием светоозарения грешники воскресают от падения, обновляются, находят вход к Богу и успокаиваются [571] от наплывов греховных переживаний. Царивший в них грех низлагается.

Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», одну Богоматерь она просит: «Спаси нас». Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», одну Богоматерь она просит: «Спаси нас». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

В частности, воздействие благодати Божией Матери чудно отражается на состоянии человеческого ума. В нем укрощаются бурные и мутные волны суетных и злобных помышлений (см. Триодь постн., сб. мясоп. утра, канон, Богород. сед. по 3 п.; нед. блуд. сына утра, кан., Богор. 9 п.), исцеляется его разбитость, отверзается душевный слух людей ко вниманию Божественным словам (см. Триодь пост., 2 нед. Вел. поста, 2 канон, Богород. 4 и 5 п.).

При озарении свыше зеницы человеческого ума способны усматривать правильный путь жизни и избегать коварных советов и ловлений диавола. Нередко в часы недоумений Божия Матерь Сама полагает людям Свои благие мысли в их сознание. Сила Богоматернего осияния прекращает в уме набеги страстных помыслов, приводит в бездействие диавольские прельщения и очищает мысленное зрение от облака греховных представлений и мечтаний. С прекращением бесовских мечтаний, страстного говора и мысленных блужданий ум верующего человека постепенно приобретает целомудренность, устанавливается на молитве и бывает способен в мире и тишине призывать непрестанно имя Сына Божия, и на опыте разуметь тайну личного спасения.

Отражения света Богоматери в верующем сердце делают его умиленным, охлажденным от зноя страстных чувств (см. О. I., 2 гл. ср. утра, кан. Б. М., 1, 3 и 4 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.), богобоязненным (см. О. I., 2 гл. пяток утра, кан. Б.М., 3 тр. 3 п.), успокаивают его от смущении (см. Триодь цвет., 7 нед. по Пасхе утра, 1 канон, Богород. 6 п.).

Она молится всегда о нас – о чтущих Ее и верующих в Нее, Она приносит молитвы наши к престолу Божию. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Она молится всегда о нас – о чтущих Ее и верующих в Нее, Она приносит молитвы наши к престолу Божию. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Божия Матерь в богосиянии как бы полагает на сердца людей Свою всецелительную Десницу (см. О. I., 1 гл. сб. повеч., кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.). И поглощаемые скорбями ясно чувствуют тогда (см. там же, 2 тр. 6 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.) услаждение своей сердечной горечи (см. Триодь цвет., пяток Светл. седм. утра, канон Б. М., 2 тр. 1 п.)нетленным обрадованием по действию Пречистой. Осияние Божией Матери гордые сердца смиряет (см. О. I., 2 гл. сб., повеч., кан. Б.М., 4 тр. 4 п.), жестокие – сокрушает (см. О. I., 3 гл. пн., повеч., кан. Б.М., 3 тр. 7 п.), загрязненные греховной чернотой просветляет (см. О. I., 4 гл. пяток, повеч., кан. Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п.), объятые густой печалью – утешает, стесненные расширяет (см. О. II., 8 гл. вт., повеч., кан. Б.М., 3 тр. 6 п.), обремененные тяготой облегчает.

В связи с этим литургическое богословие часто называет Богоматерними дарами сердцу человека его общее успокоение и отдельные благодатные чувства, каковые – смирение, душевный плач о грехах, кротость, умиление, страх Божий и др. В человеческой воле Богоматерь благодатно изменяет плотские желания на духовные, целит Ее порочное тление и прокажение, тушит в ней угли страстности, укрепляет ее на добро. Помощию Божией Матери восстания страстей слабеют, замирают в грешных и из глубины их воли поднимается сила преобладания над страстями.

Что особенно характерно, Божия Матерь связывает грешную волю любовью к Богу, и разрывает связанность ее злобой (см. О. I., 2 гл. чт., повеч., кан. Б.М., 2 тр.8 п.), отчего блудный нрав человека исправляется (см. О. I., 2 гл. пяток утра, кан. Б.М., 2 и 4 тр. 5 п.), малодушие в испытаниях сменяется терпением (см. О. I., 2 гл. вт., повеч., кан. Б.М., 4 тр. 7 п.).

Говоря обобщенно, верующий благодатию Божией Матери бывает защищаем и храним от увлечения прилогами демонов, страстными чувствами и влечениями при искушениях. Приумножение в нем благодати чрез осияние Пречистой возвращает его уму – целомудрие и способность не рассеянно молиться, сердце умиротворяет волю, наполняет силой любви к Богу и людям.

Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает всех притекать под Ее кров. Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к Богу чрез Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений, смертного часа и Страшного суда, они невольно устремляют мысли и чувства к Пресвятой Деве и в Ее любви, благости и помощи уповают найти восстановление чистоты и избавление от горького пленения страстями.

Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и упованием на помощь Божией Матери превосходно отражают, например, следующие литургические молитвы:

«Я, – восклицает грешник к Богоматери, – впал в лютую пучину уныния из-за множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати Божия! Ты меня спаси, Ты мне помоги, ибо Ты – умилостивление за грешников и очищение» (см. Триодь постная, вт. 2 седм. Вел. поста утра, Богород. Сед. по 2 стих.). «Подними меня павшего в пропасть грехов, от увлечения страстями и наставь к жизни» (см. Триодь постная, ср. 2 седм. Вел. поста утра, 1 трипеснец, Богород. 3 п.). «Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из глубины сердца, со слезами» (см. Триодь пост., чт. 2 седм. Вел. поста утра, Богород. седальна по 2 стих.). «Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего избави от всякого действия страстей» (см. там же, 1 трипеснец, Богород. 4 и 9 пп.). «Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю надежду моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл. Ты удостой меня будущей славы и Божественной жизни» (см. О. I., 3 гл. сб. веч., 8 стих. на «Господи, воззвах»). «Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и целомудренное сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения» (см. О. II., 6 гл. чт. веч., 6 стих. на «Господи, воззвах»; чт, повеч., кан. Б.М., 2 тр. 1 п., 4 тр. 3 п.). «Ты – мне просвещение, Ты – мне избавление, радование. Ты – моя поборница. Ты – моя слава, похвала, надежда и спасение, Пренепорочная» (см. О. I., 4 гл. чт., повеч., кан. Б.М., 2 тр. 9 п.). «Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я совершенно обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я не отпаду от надежды спасения» (см. О. II., 5 гл. вт. утра, кан. Госп., Богород. 8 п.; 6 гл. пн., повеч., кан. Б.М., 1 тр. 3 п.).

Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно припадают к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение от добродетели одеждою благодати. И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице не будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от греховных соблазнов и увлечений.

Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет при мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение ума, изнеможение в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания, малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и прельщение беспощадных злых духов. До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные стенания людей, мытаревы воздыхания их, требования помощи, слышны даже несовершенные «худые» молитвы, исповедание «тайн грехопадений».

Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь скоро и благосердно принимает моления людей и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой, бодрой и умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов, благодати слезного покаяния и совершенного исправления прежде смерти. Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы привел их до кончины к чистой световидной жизни (см. О. II., 5 гл. пн., повеч., кан. Б.М., 2 и 4 тр. 9 п.), избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук за гробом (см. там же, 1 тр. 9 п.), и соделал храмами Святого Духа (см. О. I., 1 гл. вт. утра, кан. Предтече, Богород. 4 п.). Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем. Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении неисчетно. Она – теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как благовонную жертву (см. О. I., 2 гл. сб., повеч., кан. Б.М., 4 тр. 5 п.; вт., повеч., кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п.). Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во всех трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства страстям (см. О. I., 4 гл. чт., повеч., кан. Б.М., 4 тр. 3 п., 1 тр. 4 п.). Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от Своего лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает его в жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами (см. О. I., 3 гл. чт., повеч., кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. чт. утра, Богород. сед. на 2 стих.), и одевает световидною ризою спасения (см. О. I., 3 гл. пяток утра, кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п., 2 тр. 5 п.). Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь имеют в Ней Свою поручительницу пред Спасителем (см. О. I., 3 гл. ср. утра, кан. Б.М., 2 и 3 тр. 5 п., 4 тр. 9 п.), благую заступницу и душепитательный источник исцелений (см. О. II., 5 гл. нед. утра, кан. Б.М., 2 тр. 6 п.). Спаситель, несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства о людях Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает "благопременителен" к ним и облегчает их тяжкое душевное состояние прощением их грехов (см. Триодь пост., нед. блудн. сына утра, Богород. 4 и 6 пп.; пяток сырн. утра, канон, богородичен 8 п.; сб. 1 седм. Вел. поста утра, канон, Богород. 4 п.; нед. сырн. утра, канон, Богород. 7 п.).

Храм – это единственное место, где мы становимся вместе с Божией Матерью, с Иоанном Крестителем, со святыми апостолами и мучениками и со всеми угодниками Божиими, ибо мы, хотя и грешные, являемся такими же членами Тела Христова, как и они. Священномученик Сергий (Мечев)
Храм – это единственное место, где мы становимся вместе с Божией Матерью, с Иоанном Крестителем, со святыми апостолами и мучениками и со всеми угодниками Божиими, ибо мы, хотя и грешные, являемся такими же членами Тела Христова, как и они. Священномученик Сергий (Мечев)

По молитвам Богоматери Божьего милосердия удостаиваются даже лица, одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою (см. О. I., 2 гл. пяток утра, кан. Б.М., 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.), но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание грехов их, принимая Богоматернее ходатайство за них (см. О. II., 6 гл. вт., повеч., кан. Б.М., 1 и 3 тр. 9 п.; ср. утра, кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; чт. утра, кан. апостолам, Богород. 5 п.; чт. веч., 4 стих. на «Господи, воззвах»; чт., повеч., кан. Б.М., 5 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.). Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез Богоматернее заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по естеству (см. О. II., 5 гл. вт., повечер., кан. Б.М., 3 тр. 5 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.). Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно возвеличивает Божие милосердие (см. О. II., 3 гл. пн.., повеч., кан. Б.М., 4 тр. 3 п.), являемое кающимся грешникам (см. О. II., 8 гл. чт., повеч., кан. Б.М., 1 тр. 1 п.).

В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются в самых разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных опасностей, от сетей диавольской злобы и из разных состояний гнетущей скорби. Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину отчаяния, смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы Небесной Заступницы находят в Ней могучее воззвание из падения. Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного нрава, душевных болезней и смятения, не попускает в грехах уснуть сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет волнение их страстей и связывает любовью к Богу. Вводя грешную душу в общение невечернего света, Она отгоняет от нее дремоту уныния, разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как бы столпообразными стенами от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели. Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к борьбе со страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений начинает носить легкое иго заповедей Сына Божия. Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души Божия Матерь привязывает любовию к Богу и от Него изливает на них елей Божественной благости и сладкое утешение.

Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная смерть, прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная Заступница и тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную область бытия верующих во Христа. Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких мытарствах и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к почившим в вере.

Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие в жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан без конца величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя благословлять Ее за материнское попечение о человеческом спасении. Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает кровом благодатных крыл Своих от всякого зла. Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в песнях хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных опасностей.

Епископ Вениамин (Милов)

Из его кн.: Чтения по литургическому богословию. М., Сретенский монастырь, 2012 г.

Епископ Вениамин (Милов)
Епископ Вениамин (Милов)

Епископ Вениамин (Виктор Дмитриевич Милов) родился в Оренбурге в 1887 году в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и затем Московскую духовную академию. В апреле 1920 года был пострижен в монашество епископом Гурием (Степановым) в Свято-Даниловом монастыре в Москве. С 1923 года управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия. Дважды был арестован, находился в северных лагерях. В 1946 году, по освобождении из лагеря, вступил в монашеское братство возрожденной Троице-Сергиевой лавры и стал преподавать в Московской духовной академии. Защитил магистерскую диссертацию на тему «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви». На пять лет был сослан в Казахстан. 4 февраля 1955 года был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. Всего полгода прослужил Преосвященный Вениамин на Саратовской кафедре, но много сделал на своем посту. Паства всей душой полюбила его. 2 августа того же года скончался этот ревностный служитель Божий, смиренный монах, видный богослов и пламенный проповедник. Похоронен на Воскресенском кладбище Саратова. Ежегодно в годовщину его смерти у могилы собираются верующие, служатся панихиды и литии.