Найти тему

О сотворении земли и человека

Если забить в любом поисковике запрос о создании земли в интерпретации алтайцев, то Вы найдете огромное количество легенд и преданий, но вот именно такую легенду слышали мы на Алтае. Решили начать именно с нее, ведь она о сотворении всего, что нас окружает.

Землю, на которой мы живем, алтайцы называют «Чын дьерь» – действительная земля. Под этой, последней, есть другая земля, где царствует вечный мрак. Эта область – «Алтынгы орён» (Нижний мир), или «Алые jерь» (Дальняя земля). Действительная земля в настоящее время переживает второй период своего существования. Начало второго периода алтайцы относят к Потопу – «Дядык», о котором рассказывают так.

Вестником наступления Потопа был Синий козел с желтыми рогами. Семь дней бегал он вокруг Земли и неистово блеял. Семь дней было землетрясение. Семь дней горели горы. Семь дней шел дождь. Семь дней шел град с бурей. Семь дней шел снег. После этого наступили сильные морозы.

-2

О наступлении Потопа знали семь братьев-праведников. Из них старшим был Эрлик, а другим – Ульгень. Ульгень был одарен способностями и назывался «помчы» – книжник. Братья выстроили «кёрёп» – корабль (алтайцы говорят, что «кёрёп», плот, до настоящего времени сохранился на высокой горе «Дял-Мёнкю», другие говорят – на горе «Ыдык» близ Кош-Агача), на который взяли с собой животных, птиц и пресмыкающихся по одной паре.

-3

Когда кончился Потоп, Ульгень выпустил петуха, но тот погиб от мороза. Во второй раз выпустил гуся. Гусь не вернулся в «кёрёп». В третий раз Ульгень выпустил ворона. Ворон тоже не воротился назад, потому что нашел трупы и стал ими питаться.

-4

Семь братьев-праведников вышли из корабля. Ульгень с помощью «Ном» – Книги мудрости – стал творить человека. Положил синий цветок - ветренник («кёк чечек») в золотую чашку. Старший брат Эрлик похитил у него часть цветка и тоже сотворил человека. Разгневался Ульгень на брата и проклял его творение, сказав: «Пусть будет сотворенный тобою народ черный и опоясан черным ремнем. Мой белый народ пойдет на восход солнца, а твой черный народ – на запад». Черный народ покрыл круг (бубен) кожей и первым стал камлать.

-5

По другой версии, Ульгень создал человеческие тела и послал ворона к «Кудаю» – Высшему Божеству – просить души для своего творения. Ворон полетел на небо. Кудай дал ворону души. Ворон зажал их в клюве и полетел обратно. Путь был дальний, ворон почувствовал голод. Пролетая над землей, увидел труп верблюда, но пролетел мимо него. Совсем было стал уже забывать о голоде, но вдруг встретился ему труп лошади, он пролетел и мимо него, однако почувствовал, что силы его оставляют. Летит ворон дальше, напрягая свои ослабевшие крылья, и на пути встречает третий труп: лежит корова, а голубые ее глаза манят к себе. Тут ворон потерял самообладание и от восторга крикнул: «Ах, какие глаза!» Души из клюва выпали и рассыпались, упав на хвойные леса: сосны, кедры, ели, пихты и можжевельник. От этого деревья эти стали зеленеть зиму и лето.

-6

В то время, когда ворон летал на небо, Эрлик ночью выходил из своего подземелья. Он увидел на земле новый дворец и тихо подкрался к нему. Там лежали тела людей, которые создал Ульгень. Опасаясь Эрлика, Ульгень поставил сторожить у дверей дворца собаку. Собаки раньше не имели шерсти и были голые, как человек. Эрлик говорит собаке: «Пусти меня во дворец, дам тебе за это старую шубу, и ты не будешь мерзнуть. Дам тебе пищу, от которой не будешь чувствовать голода целый месяц». Соблазнилась собака и пустила Эрлика во дворец. «Все это будет моим достоянием», – сказал Эрлик, вдунул в тела свою душу, и те ожили. Тут были дети, юноши, девицы, мужчины, женщины и старики. Так на земле появились люди. Эрлик имел ружье, которое заряжалось бездымным порохом. Каждую ночь выходил он на землю и убивал людей, а души их забирал себе. При этом красавиц делал поварихами, а юношей – стремянными. Ульгень стал замечать, что из его дворца убывает народ. Тогда он незаметно всыпал в пороховницу Эрлика другой порох. Эрлик ночью выстрелил из ружья. Раздался оглушительный гул. Эрлик испугался, бросил ружье, а сам ринулся в подземную пропасть. С тех пор не стал сам выходить на землю, а отправляет за душами своих посланников.

-7

Когда-то Эрлик ездил на белом коне, но отдал его Высшему Божеству за душу богатыря. Но Высшее Божество обмануло его и вместо души дало ему черного быка, велев садиться на быка лицом назад и погонять вместо плети луновидным топором. На этом основании алтайцы приносят в жертву не лошадь, а быка или корову черной масти.