Двадцать лет я чинил велосипеды по разным мастерским. Поэтому ответственно говорю: из минских деталей мы сделали надежную машину. Хозяин собирается в этом году выпустить таких 13 тысяч, а потом и больше. Значит, у меня будет хорошая работа.
Тексты тогдашних репортажей намеренно лишены претензий на «художественность» - их ценность в том, что они передают документ времени. Это позволяет представить трагический и героический период в истории Афганистана и Советского Союза. К сожалению память стирает у нынешнего поколения быстротекущее время.
Статья опубликована в газете ПРАВДА среда, 17 февраля 1988 года:
ПЕРВЫЕ АФГАНСКИЕ
Велосипед в Афганистане — не только средство передвижения, но и роскошь. Его цена в торговых лавках колеблется от 30 тысяч афгани за английскую модель до 10—15 тысяч за индийскую или китайскую. Если учесть, что заработок поденного рабочего (категории, весьма распространенной в Афганистане) — 3—5 тысяч афгани в месяц, судите сами, так ли уж реальна мечта простого кабульца, а тем более крестьянина из провинции об этой машине, весьма удобной для здешнего бездорожья.
Однако, видно по всему, Афганистану предстоит пережить велосипедный бум. Во всяком случае Фазль Рахман Инсаф, предприниматель, которому принадлежит 60 процентов капитала только что родившейся в Кабуле фабрики «Бахтар», намерен приложить для этого все усилия. Естественно, с большой пользой для себя.
В самом деле, г-н Инсаф получил выгодный кредит через торгово-промышленную палату, которая в свою очередь пользуется кредитом, предоставленным на льготных условиях правительству Республики Афганистан Советским Союзом. Торгово-промышленной палате принадлежат остальные 40 процентов капитала предприятия по сборке велосипедов. Себестоимость его продукции такова, что Инсаф рассчитывает мгновенно завоевать местный рынок и стать на нем монополистом, пустив в продажу велосипеды с товарным знаком «Бахтар» по немыслимо низкой цене — 4 тысячи афгани.
Организовать производство помогли советское внешнеторговое объединение «Проммашэкспорт» и Минский мотоциклетный и велосипедный завод Минавтопрома СССР. К концу минувшего года из Советского Союза новому предприятию были поставлены комплектующие детали и технологическое оборудование для сборки первой тысячи велосипедов. В канун нового года прибывший из Минска инженер-механик Юрий Коваленко наладил производство, и вот на днях участникам торжественной церемонии на фабричном дворе были представлены первые двадцать афганских велосипедов, сверкающих синей краской и никелем.
Сотрудничество СССР с частным сектором экономики — явление новое и, пожалуй, не только в наших отношениях с Афганистаном, а и вообще с развивающимися странами. Оно, на мой взгляд, перспективно. Частный сектор — основной в афганской экономике. Его доля в валовом национальном произведенном продукте составила в 1986 году 80.4 процента, а в промышленности — 52 процента. Причем афганцы не скрывают, что пока госсектор функционирует не столь эффективно, как хотелось бы, хотя некоторое время его пытались развивать в ущерб частному. Политика национального примирения расставила правильные акценты, и сейчас власти предпринимают значительные усилия для создания правовых, организационных и иных условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства. Но это — тема особого разговора.
В апреле минувшего года между СССР и Афганистаном было заключено межправительственное соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в сооружении на земле страны-соседа объектов с участием частного сектора. Льготный советский кредит, которым умело воспользовался Инсаф, предназначен для оплаты поставок из СССР технологического оборудования, некоторых материалов, а также проектных и пусконаладочных услуг советских организаций. С афганскими предпринимателями уже подписано 28 контрактов на создание хлебопекарен, предприятий по очистке соли, кондитерских фабрик, небольших строительных компаний в столице и провинции. Частнику, умеющему считать деньги, выгодно такое сотрудничество — поступило уже свыше 170 заявок на советское содействие в организации новых производств. Вижу в этом и характерный симптом из области политики — патриотически настроенные предприниматели, хорошо чувствующие, куда ведет ход событий, готовы внести свой вклад в развитие национальной экономики, а, следовательно, установление мира на родной земле.
Отрадно, что процесс этот, фигурально говоря, идет уже не пешком, а поспешает, словно бы верхом на велосипеде фабрики «Бахтар». Том самом синем, сверкающем никелем, о котором собравший его рабочий Имамдод сказал мне на фабричном дворе:
— Двадцать лет я чинил велосипеды по разным мастерским. Поэтому ответственно говорю: из минских деталей мы сделали надежную машину. Хозяин собирается в этом году выпустить таких 13 тысяч, а потом и больше. Значит, у меня будет хорошая работа. А раз так — верю: скоро стану приезжать на фабрику на собственном велосипеде. (В. ОКУЛОВ).
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта "Афганистан - наша боль". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.