Конец 1920-х гг. – период расцвета авангарда в советской архитектуре. В это время молодые зодчие, отказавшиеся от старых форм и решений, пытались воплотить в жизнь самые смелые проекты. Некоторые из них не были реализованы из-за экономических сложностей, другие отличались откровенной фантастичностью. В их числе был «летающий город» Георгия Крутикова, а также «Сатурний» Виктора Калмыкова.
По словам самого Георгия Крутикова, он работал над концепцией «летающего города» 15 лет. Проект, представленный в 1928 году, стал его дипломной работой. Архитектор верил в возможность существования города в воздухе и доказывал свою теорию с технической, научной, биологической и социальной точек зрения.
Архитектор предлагал оставить на земной поверхности производственную инфраструктуру, а жилье отправить в воздух. Жилые комплексы проектировались в виде домов-коммун. Пятиэтажные корпуса соединялись лифтами и «общественными кольцами».
Связь с землей планировалось поддерживать с помощью специальных кабин, способных перемещаться не только по воздуху, но и по воде. Кабины рассматривались не только в качестве транспорта, но и в качестве жилья на краткий срок — автономной части неподвижных зданий. Мебель в ней трансформировалась. Подвижные ячейки могли стыковаться с «основным» жильем.
Крутиков надеялся, что люди с большей эффективностью воспользуются освобожденной от построек землей. Сам он свой проект называл «городом будущего». Поднимать здания в воздух архитектор собирался с помощью новых видов энергии, которые должна была в скором времени открыть наука.
Несмотря на фантастичность проекта, Крутиков считал, что его реализация — дело ближайшего будущего. У смелой идеи сразу же появились последователи. В их числе был Виктор Калмыков, который пошел еще дальше и предложил построить над планетой кольцо, которое огибало бы Землю над экватором. Идея получила название «Сатурний».
Проекты «летающих городов» вызвали бурные споры в профессиональном сообществе. Столь масштабные задумки раздвинули рамки привычной дискуссии о том, какой должна быть архитектура будущего (до этого обсуждения велись о том, должен ли быть советский город городом каменных мешков или городом-садом). В газетах Крутикова критиковали за излишнюю увлеченность фантазиями.
В 1930 году, после закрытия Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа), где учились Крутиков и Калмыков, работа над футуристическими градостроительными проектами прекратилась.