А был ли смысл?
Говоря о военных флотах времен Второй Мировой войны невозможно пропустить линейные корабли кригсмарине "Бисмарк" и "Тирпиц", очень уж заметные страницы в истории военного флота.
Как всегда начнем с истории создания.
Наверное, все помнят, что по итогам Первой Мировой войны Германия была вынуждена подписать крайне унизительный для нее Версальский мирный договор, который практически вывел её из числа значимых мировых держав. Документ коснулся и военно-морского флота, были жестко оговорены численность, качествественный и количественный состав. Но, придя к власти, нацисты стали этот договор нарушать с завидным постоянством и упорством.
На конец, 16 марта 1935 года Германия решила больше не выполнять военные статьи Версальского договора. Одним из символов возрождения немецкого военного флота стала разработка линкоров проекта F - "Бисмарк" и "Тирпиц".
"Бисмарк" был готов первым. Краса и гордость кригсмарине. 251 метр длины, около двух с половиной футбольных полей, ширина 36 метров, примерно как высота двенадцатиэтажного дома, а высота от киля до верхней палубы 15 метров, как обычная пятиэтажка от фундамента до крыши.
Конечно такая громада никак не вписывалась в ограничения Лондонского морского договора, который был заключен между Германией и Англией 22 апреля 1930 года. Но по документам провели как 35 000 тонн водоизмещения, по самой верхней границе допустимого, чтобы не дразнить англичан раньше времени.
Проектировали эту махину под руководством Германа Буркхардта (Hermann Burkhardt). Технические работы начали 1932 году, в ответ на усиления флота соседей. Франция в это время строила "Дюнкерк" с главным калибром в 330 мм, Англия разрабатывала проекты с вооружением в 305мм, остальные тоже не стояли на месте. Учитывая германские реваншистские настроения, появление чего-то подобного проекту F было вопросом времени.
Итогом работы конструкторов стала выдача 16 ноября 1935 года верфи "Блом унд Фосс" заказа на строительство первого корабля проекта.
Особенности линкора.
Что же такого особенного было в "Бисмарке", кроме его исполинских размеров?
Во-первых, это пушки главного калибра, они были воистину внушительны. 8 пушек SK C/34 380 мм и длиной в 52 калибра (получается длина ствола пушки была чуть меньше 20 метров) массой в 111 тонн каждая. Отличная выучка немецких артиллеристов, высокое качество порохов, совершенная система управления огнем и современные прицельные приспособления превращали их в оружие мирового уровня. 800-кг снаряд доставлялся на дистанцию свыше 36 км с начальной скоростью 820 м/с – этого было достаточно для уверенного пробития 350-мм брони с дистанции около 20 км. Таким образом, функционально орудия SK C/34 практически не уступали «топовой» британской и американской 406-мм артиллерии.
Корпус был разделен на 22 водонепроницаемых отсека. Семнадцать из этих отсеков находились в цитадели линкора. По ватерлинии было забронировано 70% длины корпуса линкора. Толстая броня обеспечивала кораблю надежную защиту от артиллерийских снарядов и торпед. От киля до фор-марса корабль делился на 17 палуб.
С силовой установкой все было несколько сложнее. Как сверхрейдеру "Бисмарку" важно было иметь большой запас хода, это мог дать дизельный двигатель. Но, в Германии на тот момент не было ничего, что можно было бы использовать. Пришлось выкручиваться - на корабль поставили не самые экономичные и не очень надежные паровые турбины, но они обеспечивали достаточную мощность. Правда из-за их низкой эффективности сильно пострадала автономность (способность находиться в открытом море не заходя в базы).
14 февраля 1940 года "Бисмарк" был спущен на воду. Но это был еще не конец, нужно было еще поставить энергоустановки, вооружение и много много всего.
24 августа 1940 года линейный корабль был введ в строй.
В общей сложности на постройку первого линкора проекта F было потрачено более 198 миллионов рейхс марок. По тем временам сумма была астрономическая.
Давайте поговорим о тактике.
По концепции применения новые линкоры, как и их предшественники типа «Шарнхорст», должны были стать прежде всего океанскими сверхрейдерами. Их задачей было наводить хаос на коммуникациях врага всеми доступными способами, появляться в самых неожиданных местах и снова пропадать из поля зрения. Однако к концу 1930-х годов взгляды руководства кригсмарине стали склоняться к идее открытого противоборства с Англией и достижения господства в генеральном сражении линейных сил. В конце 1938 года Гитлер утвердил 10-летний план кораблестроения, в котором упор делался на постройку линкоров и крейсеров. Соответственно, «Бисмарк» и «Тирпиц» стали рассматриваться как первенцы будущего линейного флота. Таким образом, их предполагалось использовать и как сверхмощные рейдеры, и как традиционные тяжелые артиллерийские корабли.
Не знаю насколько серьезными были разговоры о том, что после исполнения плана Z германский флот сможет дать бой британскому, но пока что иное применение своим тяжелым кораблям немцы найти просто не сумели бы. Не может одна отдельно взятая единица, какой бы сильной она ни была, сражаться с целым флотом, определенные проблемы создать сумеет, но не более того.
Первый поход "Бисмарка". И последний.
Свою службу гроза морей должен был начать с нарушения коммуникаций англичан в Северной Атлантике. Для этого 19 мая 1941 года он вместе с другим линкором "Принц Ойген" вышел с базы в Готенхафене (ныне – польская Гдыня). Операцию возглавил контр-адмирал Лютьенс, вышедший в море на "Бисмарке".
Почти сразу возникла первая проблема: немцы повстречали шведский крейсер. Швеция была нейтральна, и поводов уничтожать или захватывать её корабли не было. Однако вскоре о походе эскадры становится известно в Стокгольме, а оттуда депеша летит в Лондон. Примерно зная, где искать, немцев обнаруживает самолёт-разведчик.
На перехват немцев выходит эскадра под командой адмирала Холланда: линкор "Принц Уэльский", линейный крейсер "Худ" и стая эсминцев. "Худ" считался символом британской морской мощи. Однако этот линейный крейсер был уже весьма почтенного возраста. Его заложили ещё в Первую мировую, и в 20-е годы это был великолепный боевой корабль, сочетавший высокую огневую мощь, хорошее бронирование и отличные ходовые качества.
Вечером 23 мая немецкие корабли обогнули Исландию по кромке арктических льдов. Там их и обнаружили: на немцев выходил отряд адмирала Холланда.
24 мая рано утром немцы и англичане обнаружили друг друга. Боя желали обе стороны, уклоняться никто не стал.
В 05:55 утра сражение началось. Первое попадание было за немцами.Один из снарядов "Принца Ойгена" попал в палубу "Худа", и на британце начали гореть зенитные боеприпасы. Английские корабли вообще не слишком удачно вступили в бой: немцы заходили с носа, и кормовые башни кораблей "Роял Нэви" не стреляли. Однако выучка британских артиллеристов оказалась на высоте: "Бисмарк" с ходу получает три попадания. В этот момент произошло событие, которого никто не ожидал.
В 06:01 после залпа "Бисмарка" на крейсере "Худ" происходит взрыв боеприпасов главного калибра из-за невероятно удачного попадания между грот-мачтой и последней трубой. Буквально за 5 минут огромный корабль затонул и унес жизни 1415 английских моряков, среди них был и адмирал Холанд.
Оставшийся без поддержки линкор англичан "Принц Уэльский" вышел из боя, который его отряд проиграл. Но он не ушёл без прощального подарка: один из снарядов проделал пробоину в носу "Бисмарка". Никаких серьёзных проблем это могло и не вызвать, но во время боя немцам пришлось прямо с этой дырой активно маневрировать. "Бисмарк" дал неприятный крен на нос.
Конечно, на фоне полностью уничтоженного линейного крейсера противника это был смешной урон. Однако рейд против английских конвоев теперь не выглядел разумным: автономность резко упала. Посовещавшись, капитан Линдеман и адмирал Лютьенс решили перекроить первоначальные планы. "Принц Ойген" ушёл в самостоятельный рейд, а "Бисмарк" отправился в сторону Франции для ремонта.
Реализовать этот замысел ему не удалось — после трех дней драматической погони и двух атак торпедоносцев, вторая из которых, проведенная «Суордфишами» с авианосца «Арк Ройял», лишила «Бисмарк» рулевого управления. Британцы догнали противника.
27 мая в 10:39 «Бисмарк» был потоплен. Английские корабли потерь не понесли — немецкий линкор, почти лишенный хода из-за повреждения рулевого управления после нападения с воздуха, в бурном море не мог адекватно маневрировать и корректировать огонь артиллерии, вдобавок одним из первых попаданий был уничтожен главный дальномерный пост «Бисмарка». В первом бою, ставшем и последним, погибли 1977 моряков из 2092.
Но эти факты известны всем и каждому, кто интересуется историей Второй Мировой войны. Какие же выводы мы можем сделать из всей этой истории?
- Англичане пересмотрели возможности флота противника и были вынуждены усилить группировку кораблей, опасаясь новой попытки прорыва противника в Атлантику. Несмотря на большой флот, делать это пришлось в ущерб другим театрам военных действий. От этого Германия и союзники оказались в выигрыше, им стало проще проводить операции в других частях света.
- Немцы же поняли, что для рейдерской войны лучше подходят подводные лодки, чем огромные надводные корабли и свели к необходимому минимум их участие в различных операциях.
- Командование немецкого флота поняло, что в классическом эскадренном сражении у суперрейдеров проекта F не так много шансов, ведь противостоять им будут сопоставимые по размеру противники да еще и корабли сопровождения. Просто забьют толпой.
- По сравнению с Первой Мировой войной сильно повысилась эффективность авиации в целом, палубной в частности. Теперь самолеты становятся самой главной угрозой для морского флота.
Но что же касается общей эффективности "Бисмарка"?
Если отбросить восторженные эпитеты, которыми его принято награждать в мировой истории, то корабль-то средненький. Во-первых, большую часть превосходных оценок подарила пропаганда нацистов. Во-вторых, ей подыгрывали англичане, дабы оправдать не всегда успешные действия своего многократно превосходящего по силе флота. В-третьих, рейтинг «Бисмарка» сильно повысила, в общем-то, случайная гибель «Худа». В действительности на фоне своих собратьев германские сверхлинкоры выделялись не в лучшую сторону. По бронированию, вооружению и противоторпедной защите они уступали и «Ришелье», и «Литторио», и «Саут Дакоте», не говоря уже о «Ямато». Слабыми местами «немцев» были капризная энергетика, «неуниверсальность» 150-мм артиллерии, несовершенные радиолокационные средства. А соотношение эффективность/стоимость вообще уходит чуть ли не в минус, при таких астрономических материальных и трудовых затратах.
Но "Бисмарк" оставил след не только в истории, но и мировой культуре. Из последнего хочется отметить песню группы Sabaton - "Bismarck".
Добавляйте в комментариях, если вспомните что-то еще или появятся уточнения)