Найти в Дзене
Школа в Некрасовке

Темпераментный ребенок: грани взаимоотношений детей и взрослых

О темпераментном ребенке говорят, когда у него легко меняется настроение и когда преобладают реакции, заложенные в его характере или конституции. Это касается детей, которые более импульсивны, раздражительны и эмоционально неустойчивы. Воспитание таких детей может быть более сложным для родителей, так как необходимо найти грань между твердостью и авторитарностью.

Как управлять темпераментом детей? Темперамент - это предрасположенность действовать тем или иным образом. Он зависит от генетики и модулирует активность, реактивность и эмоциональность. Даже в колыбели можно заметить, что младенцы более беспокойны, чем другие, быстро реагируют на раздражители и проявляют больше эмоциональных колебаний. Темперамент трудно изменить на протяжении всей жизни, он обусловлен окружающей средой и приобретается в течение лет. Это набор поведенческих привычек, сформировавшихся под влиянием социальных, культурных, образовательных и других факторов. Характер - это своего рода «печать», которую жизненный путь накладывает на человека с самого детства.

Если темперамент побуждает человека к беспорядочным действиям, то характер позволяет контролировать свое поведение и подчинять его разуму и воле. Это касается, например, ребенка, склонного к импульсивным реакциям, которому удается сдерживать себя благодаря своему характеру. Темперамент и характер, несмотря на их различия, переплетаются и дополняют друг друга.

Когда фокус анализа приближается к этому типу ситуации, нередко можно обнаружить у родителей неправильную модель воспитания, под руководством реакций тревожного, поспешного, чрезмерно опекающего или отстраненного тона и т.д., что только портит отношения с ребенком и прокладывает путь к его поведенческим изменениям.

Не все дети, считающиеся «трудными», имеют особые проблемы, равно как и не все «легкие» дети свободны от поведенческих осложнений. 

Советы по работе с детским характером:

Необходимо наблюдать за детьми, включая их невербальный язык, и оценивать их поведение в зависимости от контекста. Лучше подкреплять правильные действия, чем порицать неправильные. Аналогично, недостатки не следует преувеличивать, но и не следует их скрывать.

Для того чтобы способствовать стабильности, необходимо приложить все усилия для упорядочивания основных графиков и распорядков: приема пищи, сна, учебы и т.д., в то же время постепенно поощряя детей к правильному использованию свободного времени.

Игра, физическая и спортивная активность - действенные воспитательные средства, поскольку они позволяют направлять энергию и модулировать характер.

Родительская модель очень важна. Положительный пример укрепляет уверенность родителей в себе и улучшает отношение к детям.

Авторитет, в отличие от авторитаризма, успокаивает. Если возникает конфликт, следует избегать «борьбы за власть» между родителями и детьми.

Обоснованные и разумные ограничения дают детям золотые ориентиры для корректировки поведения, уважительного развития и постепенного завоевания ответственной свободы.

Детям нужно помочь определить и выразить свои мысли и чувства. По мере взросления им необходимо участвовать в регулировании собственного поведения. Основным воспитательным инструментом является диалог между родителями и детьми: соответствующий тон, зрительный контакт и сердечная атмосфера.

Автор - методист дошкольных групп - Анна Цангари