Найти тему
Загадки Клио

МИТРИДАТ: ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ОТРАВИТЕЛЬ

Этот человек убивал свои гаремы, входил в пятерку злейших врагов Рима и при этом был интереснейшим собеседником, увлекавшимся наукой и искусством.

Понтийское царство и Митридат.
Понтийское царство и Митридат.

Митридат VI Евпатор, прозванный Дионисом, - одна из неординарнейших личностей в античной истории, а, может, и истории вообще – правил в 120-63 гг. до н.э. Вся его жизнь была одно сплошное противоречие.

Ядовитый государь

В Митридате прекрасно уживались тяга к науке и искусству и абсолютно наплевательское отношение к гибели тысяч людей. Даже его приближенные, идя к нему на застолье, не знали, вернутся ли с него живыми. Не подсыплет ли правитель за разговором о высоком яд в вино. Не раз бывало, что кому-то вдруг становилось плохо за столом, и слуги выносили тело под внимательным взглядом царя.

Таким образом Митридат убивал сразу двух зайцев: расправлялся с неугодными и оценивал качество очередной отравы, подыскивая наиболее эффективный и безболезненный вариант. Интерес к зельям появился у него в раннем возрасте. После кончины его отца, его матушка сделала все возможное, чтобы сын не сел на освободившийся трон, так что Митридату пришлось бежать из страны. А поскольку дело происходило в Малой Азии (Понтийское царство находилось на южном побережье Черного моря, там, где сейчас находится Турция), то там традиционно все травили всех почем зря. Митридат, прекрасно зная эту страсть своих подданных, начал с юности приучать себя к малым дозам яда, чтобы не пасть жертвой чьих-то амбиций. Этой практики он придерживался всю жизнь, и так в этом преуспел, что, когда понадобилось свести счеты с жизнью, не смог отравиться, и его верному телохранителю пришлось проткнуть царя мечом. Но это отдельная история, которую я расскажу, если захотите (пишите в комментариях).

Все бы ничего, и остался Митридат в истории обычным азиатским (греко-персидским) царьком, если бы не его ненависть к Риму. Правителем он был воинственным, много чего позахватывал, и из небольшого царства стал властителем почти всего черноморского побережья, едва не сделав Эвксинский понт внутренним морем Понтийского царства. Рим мрачно посматривал на эти бесчинства, но терпел, копя обиды большие и малые. Но, в конце концов, терпение Вечного города лопнуло.

Враг Рима

Произошли одна за другой три кровопролитные войны, стоившие обеим сторонам десятков тысяч жизней. Как правило, зачинщиком очередной разборки выступал Митридат, успевший подкопить деньжат и собрать очередную партию бедняг, желавших встать под его знамена. Дальше шли более-менее серьезные битвы и стычки с одними из величайших римских полководцев - Суллой, Лукуллом и Гнеем Помпеем. Драки Европы и Азии заканчивались победой Рима. Митридат спасался бегством, а чтобы его гарем не захватил враг, посылал кого-нибудь прикончить всех его обитателей – женщин и детей. Как говорится, «баб много, еще нарожают». Однажды он оставил одну из любимых (!) жен защищать осажденный римлянами замок, сам удрав в безопасное место. Когда же она сдала его римлянам на почетных условия и приехала к мужу, рассерженный царь запер жену в башню, и на глазах безутешной матери прирезал их общего ребенка.

Благодаря такой политике Митридат к концу жизни потерял все земли, кроме захваченного ранее Боспорского царства, находящегося на Крымском полуострове, где был наместником его старший сын Махар (покончил с собой при появлении любимого папаши). Но и тут вояка не угомонился, и снова собрался идти на Рим войной, но уже по земле с переходом через Альпы.

Сообразив, что эта затея добром не кончится, не желавшие воевать боспоряне подняли мятеж во главе с еще одним сыном понтийского беглеца Фарнаком. Их поддержал римский отряд. Митридат попытался отравиться, но ничего путного, как вы помните, из этого не вышло.

Митридат давно почил, но остался вопрос: надо ли было лезть с претензиями к более сильному противнику, с которым можно было жить в ладу?

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Вам не трудно, а мне приятно.))