В ВК недавно наткнулась на один интерактив – можно было спросить людей, почему они не обращаются за услугами того или иного специалиста. Я не стала в нём участвовать – про услуги стилиста кто-то из коллег уже спросил до меня. Пролистала ту ветку. Самый распространённый ответ звучал так: “Уже был неудачный опыт сотрудничества”.
Грустно было такое читать. Один неудачный опыт – и люди разочарованы в профессии стилиста навсегда.... Заслуженно ли?..
Я решила посвятить эту статью анализу причин того, почему подобное сотрудничество в принципе может провалиться.
-Что же могло пойти не так?
-Кто же виноват в том, что работа не задалась?
-Что стоило сделать иначе, чтобы и вы, и стилист по итогу остались довольны и хранили о сотрудничестве лишь самые позитивные воспоминания?
Рада приветствовать на моём канале о моде и стиле!
Меня зовут Александра, мне 33. Я – из Москвы. Уже 9 лет я работаю в фэшн-сфере моды. Я участвовала в планировании торговых центров, руководила ателье, исследовала тренды, а теперь провожу разборы гардероба и шопинги для клиентов.
На канале я регулярно выпускаю статьи о том, как сегодня можно стильно одеваться и причём как можно делать это выгодно, легко и без постоянных походов за обновками. Пишу материалы на основе выводов из личной практики.
Подписывайся, если тема тебе интересна.
Обещаю много полезного классного контента! :)
🌪 Ситуация 1 - Недопонимание
Стилист как психолог – и с ним должен случиться абсолютный коннект.
Вам должны быть близки его подход к работе и его видение прекрасного – иначе друг друга вы не поймёте, а работа ничем хорошим не обернётся.
Допустим, нередко в комментариях на канале я встречаю позицию, что стилист должен откорректировать все нюансы фигуры клиента одеждой, сделав его внешность идеальной. Чтобы ни одного малейшего недостаточка не оставалось ни в коем случае.
Я работаю не так и подобный подход мне категорически не откликается: я не хочу вызывать комплексы у заказчицы, находя в ней недостаток за недостатком. Я помогаю скрыть одеждой визуально лишь те моменты, что её саму напрягают и смущают. И конечно, если ко мне обратится клиент с первым вариантом видения работы – нам друг друга не понять. И по итогу и я буду недовольна таким сотрудничеством, и заказчица.
Подход специалиста в работе – это вообще первое и главное, что должно вам откликаться, когда вы принимаете решение, обращаться к нему или нет, я считаю.
🌪 Ситуация 2 - Экономия
Тут клиенту можно пенять лишь на себя, если что-то по итогу не сложилось!
Если ради экономии вы обратились к начинающему специалисту в области стиля, то заранее должны быть готовы к любому результату.
Стилист готовится к шопингу несколько дней, а затем проводит в торговом центре с вами 3-4 часа – разумеется, опытный специалист никак не может взять за такую работу менее 8 тысяч рублей (хотя бы). Это лишь стоимость работы специалиста, на новые вещи важно выделить отдельный бюджет.
И если вы поработали с кем-то за 4-5 тысяч, то судить потом по этому опыту о других стилистах будет неверно. Вы сэкономили. Вы знали, на какой риск шли. Конечно, результат мог выйти какой угодно.
🌪 Ситуация 3 – Неготовность к переменам / экспериментам
Бывает, что люди ходят увидеть по итогу сотрудничества в зеркале новую себя, но психологически к этому ещё не готовы. Не дозрели. Это может стать понятно только в ходе работы – любые перемены будут вас пугать. Но, тем не менее, предлагать вам то же самое, что было ДО, – это путь в никуда.
У меня был опыт такой работы. Мужчина купил у меня разбор гардероба для любимой девушки в подарок. Я не знаю её итоговых впечатлений от работы, она сухо сказала “Спасибо” и больше мы не контактировали. Но, похоже, он хотел её порадовать, а она перемен для себя не ждала. Предполагаю, что была она не в восторге. Как и я :)
В ходе работы на любое предложение я слышала “Ой, я так не привыкла”, “Ой, как-то это слишком неожиданно”, Ой, нет, я так не рискну сочетать” – и получилось, что ничего, кроме базовых комплектов из джемпера и джинсов девушка носить и не была готова. Мы нашли комбинации, которые её порадовали, но я для себя тогда поняла, что больше не хочу пока предлагать свои услуги в подарок.
К сотрудничеству со стилистом клиент должен прийти САМ. У него должно уже безумно болеть на тему “Не могу так больше ... (выглядеть/одеваться)”.
Опять же стилист – как психолог, а вести кого-то к психологу, пока тот человек сам не испытывает острого желания пройти терапию, – занятие абсолютно бессмысленное.... Дозреть – вот что необходимо.
🌪 Ситуация 4 – Завышение важности чужого мнения
А ещё бывает так: клиентка довольна работой, стилист это видит, но уже после завершения сотрудничества:
📌 муж насмешливо хмыкает,
📌 подруги начинают задавать странные/токсичные вопросы (“Ты теперь это будешь носить, да, хихих?”),
📌 старшее поколение может элементарно осудить,
📌 а комплиментов может стать меньше.
И всё. Неприятный осадочек.
Девушка, которая была в восторге от работы и от своего отражения в зеркале, наслушивается этого всего, расстраивается, относит вещи обратно в магазны, начинает вновь одеваться, как привыкла (и как не осудят), а стилиста везде затем клеймит. Он же её мужа и маму своей работой не порадовал (а с чего вдруг он должен-то был?).
🌪 Ситуация 5 – Непрофессионализм стилиста, который навязывает своё видение
Такое бывает. Безусловно.
Стилист не профессионален, если он что-то навязывает. Если не хочет встать на ваше место, прочувствовать ваш вкус и образ жизни, понять, как вы для себя видите прекрасное.
Но грань здесь очень тонкая. Бывает, клиенты остаются с мнением, что стилисты им что-то навязал, когда они совершенно никак не шли на перемены или соглашались лишь на вещи устаревшие. Тут ради достижения цели сотрудничества стилисту действительно поднадавить на вас. Либо в середине работы опустить руки и отказаться от сотрудничества, видя, что вы не были к нему готовы. В любом случае, удачной работы в этой ситуации уже точно не сложится.
А в целом каждый стилист знает свои сильные/слабые стороны и просто не работает с теми, кому ему “придётся что-то навязывать”, если так это можно назвать. Я, например, фанат цвета и странных сочетаний – и от работы с клиентами-минималистами отказываюсь сразу, ещё в момент их обращения.
Знаю, что в этом случае не смогу помочь. Знаю, что непроизвольно начну навязывать более яркие цвета и более необычный крой.
✨ Важно понимать: обращаясь к стилисту, вы:
📌 должны чётко и подробно сообщать все свои пожелания (стилист, может, и психолог, но не экстрасенс, если вы скажете, что хотите перемен, но будете подразумевать под переменами более сексуальные образы, он вполне логично может этого не понять);
📌 должны быть готовы к экспериментам и выходам за рамки привычного стиля;
📌 должны быть готовы участвовать в процессе и чётко комментировать по ходу работы, комфортно ли вам в тех или иных вещах, нравится ли вам их сочетание, а если вдруг что-то смущает, пояснять, что именно;
📌 должны знать:
⚡ стилист никогда и ни за что не предложит вам гардероб из устаревших вещей, даже если вам очень этого захочется (хотя может оставить несколько изделий, потерявших актуальность, если вместе с вами подберёт к ним современные комбинации)
⚡ стилист работает для того, чтобы ВЫ нравились СЕБЕ в первую очередь (а не мужу/маме/подругам/окружающим – они вообще могут язвить и токсичить именно из зависти к тому, что вы такая красивая теперь, и к тому, что вы такая смелая – решились на перемены, которые под силу далеко не каждой).
🎡 А у вас был опыт работы со стилистом?
Удачный или нет?
Расскажите о нём :)
Напоминаю о главном правиле моего канала: какое бы мнение вы ни выразили (а вы вполне можете со мной не соглашаться), делайте это всегда максимально тактично и корректно. Здесь не допускается ни намёка на токсичность. Иначе бан :)
P.S.
🕸️ Приглашаю вступить по ссылке и в мой Телеграм-канал - там контент появляется каждый день: https://t.me/valeks_stylist