Найти тему
Журнал Сапфо

«Воскресение» Льва Николаевича Толстого: от народников к Евангелие.

Что примечательно, это одна из очень немногих обложек, на которой есть Нехлюдов. В основном  на обложках фигурирует только Катюша.
Что примечательно, это одна из очень немногих обложек, на которой есть Нехлюдов. В основном на обложках фигурирует только Катюша.

«Воскресение» — последний роман Л. Н. Толстого, написанный в 1889–1899 годах.

По сути, это история воскрешения двух заблудших овец, отбившихся от Божественного.

Сюжет выстраивается вокруг двух персонажей: проститутки, которую осудили за убийство, и погрязшего в праздной жизни князя-интеллигента, который следует за ней по этапу.

Сначала он ищет искупления своих грехов в помощи другим и модном тогда либеральном народничестве: отдаёт два имения крестьянам, ищет справедливости у высших чинов, чтобы защитить слабых и бесправных осуждённых. Уже тогда, кстати, понимает, что помочь всем – невозможно, а крестьяне между собой вряд ли договорятся.

Также ему по пути встречается сектантство в лице тетушки, отошедшее от догматического христианства куда-то в балабольство для дворянства.

Затем князь уповает на идеи анархического народничества, задаваясь вопросами: «по какому праву одни люди берутся судить других людей?», «как можно запирать человека в неволе, ставить его в унизительное положение и при этом на голубом глазу утверждать, что нравственно исправляют его?»

Все эти умозаключения сближают его с политическими заключёнными разного толка. От зазнавшихся недалёких выскочек, до интеллигентных либералов, сторонников «мира во всём мире без революции» – по сути, тоже выскочек, но сейчас не об этом.

Финал романа принято считать открытым и неоднозначным, поскольку заканчивается тем, что князь открывает для себя Евангелие, а проститутка Катюша примыкает к "хорошим" политическим заключённым, за одного из которых собирается выйти замуж.

Портрет Нехлюдова созданный Шедеврумом
Портрет Нехлюдова созданный Шедеврумом

Хотя на самом деле, финал вполне оправданный, и все точки на "i" в нём расставлены: князь понимает, что бороться с людьми неверно, поскольку в конечном счёте, это такая же роль Бога в чужих судьбах. И всё, что ему остаётся – прощать людей, как Христос прощает. Подставлять другую щеку и созидать доброе, светлое, вечное.

Ну а женщине в лице Катюши автор в очередной раз выделил борщеводство, семью и, можно не сомневаться, воспитание детей.

Лев Николаевич в «Воскресении», как всегда, убедителен и проницателен: все "реформаторы", с которыми сталкивается главный герой, в действительности принесут множество разрушений, в отличие от христианских догматов, обещающих рай на Земле.