Найти тему
Вчера и Сегодня

30 января или день рождения Леонида Гайдая

30 января 1923 года родился Леонид Иович Гайдай, один из самых популярных режиссёров советского кинематографа. Его отец, Иов Исидорович Гайдай был осуждён на участие в организации эсеров (социалисты-революционеры), два года сидел в разных тюрьмах и в 1906 году был сослан из родной Полтавщины на Дальний Восток, строить железную дорогу. Мать – Мария Ивановна Любимова была родом из Рязанщины. Леонид Иович был третьим ребёнком в семье – самым младшим.

Леонид Иович Гайдай
Леонид Иович Гайдай

Уже на следующий день после начала Великой Отечественной Войны, Леонид Иович пытался записаться добровольцем на фронт. В армию его призвали осенью 1941 года и поначалу Гайдай служил в Монголии, бомбардируя начальство рапортами с просьбой отправить его в действующую армию. Его стремления иногда были весьма курьёзны, а один из моментов в дальнейшем послужил комичным эпизодом для фильма “Напарник”, в котором герой Алексея Смирнова пытается не попасть на стройку. Помните? “Песчаный карьер! Я! Цементный завод! Я! Погрузка угля! Я! Кроме того! Я!”

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Точно также стремился на фронт Леонид Иович Гайдай, просясь и в артиллерию, и в пехоту, и в кавалерию, и в моряки.

Л.И. Гайдай во время войны.
Л.И. Гайдай во время войны.

В конце концов Гайдай добился своего и уже в декабре 1942 года лихой полковой разведчик был награждён медалью “За боевые заслуги”, за уничтожение лично им троих немцев и захват пленных.

В марте 1943 года Леонид Иович подорвался на противопехотной мине и получил тяжёлое ранение правой стопы. После лечения в медсанбате и госпитале Гайдай получил вторую группу инвалидности и вернулся в Иркутск. Там он начал работать в театре и параллельно учится в театральной студии.

В 1949-1955 г. Гайдай учился на режиссерском факультете ВГИКа, после чего перешёл на работу в студию “Мосфильм”.

В 1961 году выходит комедийно-сатирический альманах “Совершенно серьёзно”, состоящий из пяти киноновелл. Художественным руководителем альманаха был знаменитый Иван Пырьев, а режиссёром одной из новелл – Леонид Гайдай. Его новелла называлась “Пёс Барбос и необычный кросс”. Именно эта работа открыла советскому зрителю как самого Леонида Иовича, так и его знаменитую троицу – Трус, Балбес, Бывалый, в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. В роли инспектора рыбнадзора снялся знаменитый Георгий Милляр (Баба-Яга в фильме “Василиса Прекрасная” 1939г., Кащей Бессмертный в фильме “Кащей Бессмертный” 1944г., Квак в фильме “Марья-искусница” 1959г., Чёрт в фильме “Вечера на хуторе близ Диканьки” 1961г. и пр.)

“Пёс Барбос и необычный кросс”. Кадр из фильма.
“Пёс Барбос и необычный кросс”. Кадр из фильма.

В том же 1961 году Леонид Иович ставит ещё один короткометражный фильм с участием троицы, так понравившейся зрителям – “Самогонщики”. Именно с этих новелл жанр кинокомедии прочно закрепился за Леонидом Гайдаем. Режиссер нашёл свой, до сих пор никем непревзойдённый, знаменитый “гайдаевский” стиль, в котором короткие, но яркие и остроумные реплики чередовались с активными действиями, сделанными в лучшем стиле немого кино.

Из Яндекс-картинок
Из Яндекс-картинок

В 1962 году выходит постановка Гайдая “Деловые люди”, по рассказам О. Генри, с её искромётным юмором и непредсказуемыми поворотами сюжета, а уже в 1965 году режиссёр дарит советскому зрителю новое открытие – Александра Демьяненко в роли Шурика. Его “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” бьёт все рекорды и занимает первое место в прокате 1965 года. Весьма примечателен тот факт, что имя своему новому киногерою Гайдай придумал по аналогии со своим родным братом – именно Шуриком их мама любовно называла его старшего брата. Внешний образ Шурика, нелепого на первый взгляд очкарика, кажущегося ни на что не способным, но в итоге, всегда выигрывающем, Гайдай взял … с себя!

“Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. Кадр из фильма.
“Операция “Ы” и другие приключения Шурика”. Кадр из фильма.

Шурик настолько покорил советского зрителя, что требовалось продолжение и уже через год выходит “Кавказская пленница, или новые приключения Шурика” с неповторимыми Натальей Варлей, Владимиром Этушем, Фрунзиком Мкртчяном и знаменитой “троицей”. Именно после этого фильма режиссёр без сожаления расстался с “троицей”, справедливо посчитав, что этот “персонаж” исчерпал себя.

“Кавказская пленница, или новые приключения Шурика”. Кадр из фильма.
“Кавказская пленница, или новые приключения Шурика”. Кадр из фильма.

Необходимо отметить, что фильмы Гайдая всегда очень сложно проходили госприёмку. Сцену на стройке, где Шурик бьёт розгами незадачливого напарника, пытались вырезать за слова “Надо, Федя, … надо”. Дескать фраза эта намекает на Фиделя Кастро. В “Кавказской пленнице” песня “Если б я был султан…” считалась пошловатой, товарищ Саахов прочно ассоциировался со Сталиным, а слова о том, что в соседнем районе жених украл члена партии и вовсе были крамолой. “Спас” фильм Леонид Брежнев, которому показали ещё не утверждённую картину. Брежнев попросил поблагодарить руководство Госкино, режиссёра и съёмочную группу за хорошую работу, после чего картину не могли уже не выпустить.

“Бриллиантовая рука” 1968г
“Бриллиантовая рука” 1968г

Далее были знаменитые “Бриллиантовая рука” 1968г., “12 стульев” 1971г., “Иван Васильевич меняет профессию” 1973г. и другие фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кино.

“12 стульев” 1971г.
“12 стульев” 1971г.

Последние фильмы Гайдая “Частный детектив или операция “Кооперация”” 1989 г. и “На Дерибасовской хорошая погода на Брайтон-Бич опять идут дожди” 1992г. были менее удачными. Сказывался недостаток финансирования, необходимость учитывать пожелания спонсоров, и пр. Привыкший к шедеврам Гайдая, зритель не воспринял этих картин, а особо рьяные критиканы, сами никогда ничего не создавшие, заливались волной очернения, своевременно “забывая” в каком состоянии находился постсоветский кинематограф.

“Иван Васильевич меняет профессию” 1973г.
“Иван Васильевич меняет профессию” 1973г.

Леонид Иович Гайдай скончался на 71-м году жизни 19 ноября 1993 года. Поколение великих режиссёров и великих артистов всегда рано или поздно уходит. Нам почему-то хочется верить, что он мог бы создать ещё не одну достойную картину, наподобие тех его легендарных творений, которые золотыми буквами вписаны в историю великого советского кино. Увы… сбыться этому было не суждено.