Найти тему
Наследство СССР

Получив признание в СССР и Голливуде, променяла славу на тихую жизнь. Как сложилась судьба Анны Стэн в Голливуде

Оглавление

Ею искренне восторгалась элита мирового киноискусства, а зрители покупали недешевые по тем временам билеты, лишь заметив на афише ее имя. Публика стремилась увидеть хоть краешком глаза любимую актрису. Она же парадоксально предпочла уединение, не озвучив правдивую причину ухода со сцены и оставив еще одну загадку ее биографии.

Начало пути к вершине

Рождение, детство и даже отрочество Анны Стэн покрыты муаром неизвестности. Дата ее рождения, например, варьируется от 1908 до 1913, в зависимости от редакции и релиза той или иной энциклопедии. То же касается ее отца, работавшего, согласно источникам, то ли в обувной лавке, то ли театральным художником или балетмейстером и носившего фамилию то ли Фесак, то ли Фесаков.

Достоверно известно лишь место рождения Анны Петровны Фесак – Киев. Шведское происхождение матери – также подтвержденный факт, равно как и ее служба в киевском театре оперы и балета в качестве прима-балерины. В любом случае Анна, взявшая вместо вымышленного псевдонима девичью фамилию мамы (хотя это тоже лишь предположение), росла в среде людей искусства.

Неудивительно, что с ранних лет она увлеклась театром, танцем, а также игрой на фортепиано, посещая уроки по этим дисциплинам, но продолжая грезить о сцене. Бедность заставила девушку оставить учебу и работать билетершей и официанткой, сохранив, однако, достойное место в любительском театре. На одной из постановок последнего талант пятнадцатилетней актрисы заметил Станиславский, поспособствовавший окончанию Анной театрального техникума.

Многие считают скрытность актрисы, в отношении своего происхождения в том числе, банальным кокетством «звезды», издевающейся над журналистами. Но нужно понимать, что в то время Анна с равной степенью вероятности могла бы превзойти успехи Орловой или повторить судьбу Окуневской и Федоровой. Скорее всего, именно поэтому привычка «не распространяться» осталась с актрисой до конца ее дней, оставив кучу гипотез и домыслов, о причине ее ухода из кино в том числе.

-2

Покорение советского зрителя

После непродолжительного брака с актером Борисом Бронштейном, носившего псевдоним Стэн, Анна уезжает в Москву, где играет эпизодические и второплановые роли в фильмах «Предатель» и «Мисс Мэнд». Лента, где одним из сорежиссеров был Федор Оцеп, покорила публику и собрала максимальную кассу.

Брак актрисы и режиссера – далеко не современное изобретение, сулящее безоблачные перспективы брачующимся. Но никто ни на секунду не сомневался в искренности отношений этой пары. В очередном шедевре Оцепа – «Девушка с коробкой» (1927) – жена режиссера играет уже главную роль и абсолютно заслуженно становится знаменитой на всю страну.

Далее последовали не менее полюбившиеся зрителю ленты «Провокатор», «Белый орел» и ряд других картин. При этом Анну Стэн снимал не только муж. Не менее известные Евгений Червяков и Яков Протазанов, к примеру, также ценили ее актерский талант.

Вынужденная миграция

Советско-германский фильм «Живой труп» понравился зрителю, советскому в том числе, но отечественные критики восприняли его в штыки. Вместе с отказом от НЭПа, заканчивался период свободы самовыражения в искусстве. Идеология становилась единственно важным аспектом советского кино.

-3

Вовремя почувствовав грядущие перемены и отправившись по поручению Межрабпомфильма на съемки немецкой картины «Бухгалтер Кемке», супруги приняли решение навсегда остаться в Германии. Благо в то время эмиграция из СССР приветствовалась любой западной страной по политическим причинам.

Политика осталась на последнем плане после выхода уже европейского шедевра «Убийца Дмитрий Карамазов». «Анна Стэн затмила звезду Марлен Дитрих» – писали таблоиды. Далее последовали картины «Бомбы над Монте-Карло», «Буря страсти» и «Сальто-мортале». В каждом из них, несмотря на ширину спектра жанров (комедия, детектив и мелодрама), актриса не переставала уверенно покорять западную публику.

Переезд в США

Брак с Оцепом постепенно изживал себя. Здесь неуместно ссылаться на ветреность актрис – такое отнюдь не редкость в среде рядовых обывателей. В любом случае Анне Стэм предложение от голливудского магната Голдвина, владеющего одноименной студией, показалось привлекательным и она переехала в Америку.

Уже на съемках «Убийцы Дмитрия Карамазова» у актрисы завязались близкие отношения с земляком Юджином Френке. Злопыхатели отметят удачную смену режиссера на продюсера, не принимая во внимание искренность чувств, спонтанно возникающих между двумя молодыми людьми. Как бы то ни было, в Голливуд пара отправилась вместе.

Сложности с языком и неистребимым акцентом Анна Стен преодолевала тяжело, но на удивление справилась довольно быстро. Также успешно прошло освоение голливудского стиля игры.

Первые фильмы с участием актрисы («Нана», «Мы снова живем» и «Свадебная ночь») не имели ошеломляющего успеха, хотя собрали достойную кассу. Затем последовала картина нового мужа Френке под названием «Одинокая женщина». В серии лент – «Экспресс изгнания», «Мужчина, за которым я замужем» и «Так кончается наша ночь» – актриса довольствовалась ролями второго плана.

-4

Колоссальный успех мимолетно вернулся к Анне Стэм лишь единожды. Речь идет о трилогии Федора Оцепа, состоящей из картин «Четники», «Они пришли разрушить Америку» и «Три русские девушки». В этих фильмах она сыграла главные женские роли. После съемок в сериале 1964 года «Арест и суд» Анна решила покинуть сцену, объяснив свое решение как всегда уклончиво.

Это отнюдь не забвение

Вопли критиков о безуспешной попытке Анны Стэн войти в элиту мирового искусства умолкают, когда в 2010-м в Одессе на фестивале немого кино творчеству актрисы посвящается полноценный сет. Ладно Украина, но признание таланта Анны в Италии игнорировать бесполезно. В 2012-м на фестивале в Порденоне продемонстрировали 8 картин с ее участием.

Вместо заключения

Актрисы не стало в 1993 году, прожив долгую, насыщенную и, вероятно, счастливую жизнь. Можно долго спорить о разумности решений, принятых Анной Стэн в жизни. Останься актриса в СССР, картин, наверняка было бы намного больше. Слава и любовь зрителя были бы более искренними и долговечными. Но она, оставаясь склонной к парадоксальным, где-то авантюрным, действиям, поступала, как считала нужным в каждой конкретной ситуации. Вот уж действительно – загадочная русская душа.