В предыдущем очерке рассказывалось о том, как сформировалась площадь Советов. Пришла пора перейти к рассказу о тех зданиях, которые определили облик этой площади в послевоенное время. Логично начать с истории здания, которое и дало название площади Советов.
И это при том, что в нынешнем виде оно значительно меньше, чем планировалось изначально. А изначально планировалось возвести поистине гигантское строение или, вернее, комплекс строений, который должен был занять все пространство между нынешними улицами Станиславского и Большой Садовой, проспектами Ворошиловским и Соколова – на той территории, которую до революции занимали Новый базар и храм во имя Св. Александра Невского.
Примечательно, что сохранилось огромное количество фотографий, запечатлевших этот храм, но нет ни одного фотоснимка Нового базара. До наших дней дошли изображения лишь отдельных строений этого базара. Среди них были как деревянные, так и кирпичные здания, высотой от одного до двух этажей. Их начали сносить на рубеже 1920 – 1930-х годов. Причем, некоторые кирпичные дома не были снесены и после возведения основного объема Дома Советов. На некоторых предвоенных фотографиях их можно увидеть между крыльями здания, примыкающими к основному объему с запада…
В 1930 году был проведен конкурс проектов Дома Советов. В конкурсе приняли участие именитые столичные архитекторы, признанные мастера в области проектирования общественных зданий в модном тогда стиле под названием конструктивизм. Первую премию по итогам конкурса получил проект ленинградских архитекторов Троцкого и Казака. Но, как это нередко случалось, строительство было решено вести по проекту, занявшему второе место. Его автором был один из братьев-архитекторов Голосовых, Иван. Да и этот проект пришлось дорабатывать, для чего в пару к Голосову добавили архитектора Сербинова (чей проект на конкурсе занял третье место — прим. автора).
Первоначально указанный проект предусматривал сложную композицию из различных по объему и конфигурации корпусов. Параллельно проспектам Ворошиловскому и Среднему (ныне – Соколова) и улице Почтовой (ныне – Станиславского), а также по линии улицы Никольской (ныне – Социалистической) должны были располагаться 6-этажные корпуса, предназначенные для деловых помещений. К югу от них, вдоль улицы Энгельса (до революции и сегодня – Большой Садовой) планировалось выстроить два зала для культурно-массовых мероприятий, которые соединялись бы между собой остекленным проходом. Культурно-общественная и деловая части этого комплекса зданий должны были быть соединены 12-этажным корпусом, расположенным перпендикулярно улице Энгельса.
Помимо характерной для архитектуры тех лет гигантомании, к проектированию такого громадного сооружения побуждали вполне практические соображения.
Дом Советов задумывался как краевой, то есть, в нем собирались сосредоточить самые различные органы власти Северо-Кавказского края.
А в 1930 году в состав края входили более 20 административно-территориальных единиц, занимавших территорию нынешних Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи, Северной Осетии, Чечни и Ингушетии. Можно только догадываться, сколько людей требовалось для управления такого крупного региона. И, соответственно, сколько требовалось пространства для их размещения.
Фантастическому проекту – фантастические сроки. Возвести всю эту громадину планировалось за два года.
Некий Мальте, назначенный начальником управления строительством Краевого Дома Советов, в мае 1930 года вещал: «В этом сезоне будут сделаны земляные работы, заложен фундамент и, возможно, частично будут возведены стены… Основные работы будут произведены в следующем году. Отстроить дом полностью намечено в конце 31 года».
Однако этому оптимистическому прогнозу не суждено было сбыться. В августе 1931 года в «Молоте» появилась заметка, автор которой подписался просто: «Практикант». Он писал: «К 1 августа намечалось выстроить 4 этажа второго корпуса, а сейчас ведется кладка только второго этажа». И тут же указывал причины срыва сроков: «Расстановка рабочих поставлена неправильно. На работу, которую в состоянии выполнить 3 рабочих, зачастую ставится 5 человек. Выдача нарядов рабочим производится с большим запозданием… Подготовка рабочих чертежей отстает. От этого бывают технические ошибки в постройке (осадочный шов надо было вести с грунта, а его начали вести с цоколя)». И так далее.
Шли годы, строительство продолжалось… Продолжался и беспорядок в организации строительства.
И уже недостаточно было считать этот беспорядок причиной невыполнения первоначального плана. Надо было искать причину самого беспорядка. И нашли. В духе времени: «Подлые враги народа, орудовавшие в краевых организациях, делали все, чтобы затормозить строительство Дома Советов. Они срывали работу, омертвляли миллионные капиталы. На строительство этого дома уже израсходовано 17,5 млн рублей.
В выстроенных корпусах не обеспечена пожарная безопасность, обильны недоделки в водоснабжении, канализации и отоплении. Потребуются дополнительные затраты на замену прогнивших оконных переплетов, дверей и т.д. и т.п.».
Эти строки были написаны в октябре 1938 года. Тогда Дом Советов выглядел следующим образом.
Ко времени публикации этой фотографии изменились многие обстоятельства, влиявшие на постройку Дома Советов. Первая половина 1930-х годов ознаменовалась достаточно жесткой критикой принципов конструктивизма со стороны ряда архитекторов. И в 1933 году данный стиль был признан чуждым «пролетарской архитектуре»; соответственно, все незавершенные проекты, выполненные в стиле конструктивизм, были существенно изменены.
В 1934 году Северо-Кавказский край был разделен на два, из которых один сохранил это название, а другой стал называться Азово-Черноморским.
А в 1937 году последний был разделен на Краснодарский край и Ростовскую область.
Поэтому в строившемся Доме Советов должно было размещаться гораздо меньше учреждений и людей, чем планировалось изначально. Неудивительно, что было решено отказаться от возведения культурно-общественных зданий и 12-этажного корпуса, а также изменить отделку фасадов. По сути, первоначальный объем комплекса зданий был уменьшен вдвое.
Работы по изменению проекта Дома Советов первоначально вела мастерская архитектора Черкесиана, а завершала группа архитекторов во главе с Лаврентьевым. В соответствии с новыми веяниями, авторы должны были обращаться к «классическому наследию». В том числе, и при отделке внутренних помещений. Так, для парадного вестибюля предлагалось решение: «введение мраморных колонн, балкона с балюстрадой, богато украшенный кессонами потолок напоминают величественную архитектуру московского метро». Проект Большого зала, составленный архитектором Поповым, предусматривал оформление стен нишами со скульптурами. Стена позади президиума должна была быть украшена барельефами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина из белого мрамора, обрамленными знаменами, выполненными из красного мрамора.
А как должен был выглядеть фасад Дома Советов, дает представление следующая фотография.
Такой облик здание должно было приобрести в 1939 году. Именно к концу этого года совместное постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по Ростовской области» обязывало местные власти завершить строительство. Казалось бы, особых препятствий к реализации усеченного проекта нет. И борьба с «подлыми врагами народа» вроде бы прошла свой пик, и объем строительных работ существенно уменьшился, и на эти работы только в 1938 году были выделены значительные средства – 1,344 миллиона рублей.
Но… строительство не удалось завершить не только к концу 1939 года, но и к началу Великой Отечественной войны.
Хотя значительная часть здания была не только возведена, но и приспособлена для размещения и работы учреждений Ростовской области. Эту часть характеризовали «продуманная рациональная планировка внутреннего пространства, свободные светлые вестибюли, широкие лестницы, оборудованные лифтами, удобные, хорошо освещенные служебные и обслуживающие помещения».
Здание Дома Советов проектировалось главным образом как административное. И уже в 1938 году в нем разместился целый ряд областных административных учреждений – Облплан, Облотдел торговли, Облпищепром, Управление по делам искусств. При этом предполагалось, что в корпусе, выходящем фасадом на улицу Станиславского, «будет расположена поликлиника, оборудованная по последнему слову врачебной техники, с разнообразными кабинетами и лечебницами. Здесь же будет запроектирован красивый вестибюль и центральный зал ожидания и отдыха».
Но все это было уничтожено в годы войны. В результате бомбардировок и обстрелов здания немецко-фашистскими захватчиками были разрушены крыша и деревянные перекрытия верхних этажей, сгорели дверные и оконные заполнения.
В 1947 году кандидатом архитектурных наук Александровым и архитектором Калашниковым был разработан проект восстановления здания. Он предусматривал «значительное изменение конструктивистской монотонной коробки путем введения в композицию здания монументального портика и башни, а также изменения пропорций оконных проемов».
В 1948 году на площади Советов перед зданием был разбит сквер, спроектированный архитектором Таракановым. А на следующий год начались работы по восстановлению Дома Советов. И если бы эти работы были выполнены в кратчайшие сроки, то главный фасад здания, обращенный к площади Советов, выглядел бы так.
Но быстрые темпы строительства – это не про Дом Советов.
И основная причина этого – объективная: в книге «История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья» он охарактеризован как «самое большое здание на Северном Кавказе». Разумеется, найти средства на строительство и восстановление такого здания крайне сложно. И пока шел поиск этих средств в послевоенные годы, в отечественной архитектуре начался новый этап. В ноябре 1955 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оказалось, обращение к тому самому «классическому наследию», которое было призвано заменить конструктивизм, значительно повышает стоимость строительных работ.
Поэтому все колонны, шпили, статуи и прочие элементы, призванные украсить фасады зданий, были объявлены «архитектурными излишествами».
После этого был составлен новый проект Дома Советов. Его разработали специалисты института «Ростоблпроект» – архитекторы Васильев, Григор, Симонович, инженер Карасик. Проект предусматривал существенное упрощение архитектурного оформления фасадов, а также изменение этажности главного корпуса здания – должны были быть надстроены два этажа. Благодаря воплощению этого проекта здание Дома Советов приобрело свой окончательный вид.
В феврале 1963 года государственной комиссией был подписан «акт приемки центральной части сооружения», однако строительные работы продолжались еще 5 лет. Лишь в 1968 году завершились работы по отделке всех фасадов здания.
Как и в довоенный период, Дом Советов являлся многофункциональным. Основное предназначение его по-прежнему состояло в размещении органов региональной власти, в первую очередь – исполнительного комитета Ростовского областного совета депутатов трудящихся. А поскольку советскую эпоху советы рассматривались как народные органы власти, то главный фасад здания увенчала надпись «Слава советскому народу!».
Помимо облисполкома и нескольких других учреждений областного уровня, в здании разместился Ростовский часовой завод. Он был основан в сентябре 1955 года и представлял собой предприятие, выпускавшее в основном продукцию оборонного назначения. Кроме того, завод производил часы-будильники «Витязь», не только пользовавшиеся широким спросом в СССР, но и экспортировавшиеся более чем в 60 стран мира.
«12 моделей часов-будильников удостоены государственного Знака качества», - писали тогда газеты.
…С годами многое изменилось. Исчез Советский Союз, исчезла и надпись, восславлявшая советский народ. В здании разместилось множество магазинов – в основном, продуктовых. Но суть здания не изменилась: здесь по-прежнему находится главный орган региональной власти – правительство Ростовской области.
В нашем городе есть здания, построенные до революции, но перестроенные в советское время. Есть здания, возведенные в довоенный период в стиле конструктивизма, но перестроенные после войны в духе советского неоклассицизма. Но, пожалуй, только история проектирования, возведения и восстановления Дома Советов воплотила в миниатюре практически все этапы развития советской архитектуры.
В этом отношении здание является уникальным для Ростова-на-Дону, а, может быть, и для всей области.