512 подписчиков

Попробуем разобраться когда, сколько, как и какие мультфильмы показывать детям от 2-х до 7 лет?

213 прочитали

KidSeed
KidSeed
Тема далеко не новая и часто вызывает много разногласий, ведь есть родители, которые готовы до школы оттягивать знакомство с мультфильмами, а другие в любой свободный момент дают гаджет ребенку.
Давайте разбираться, на что стоит обратить внимание при выборе, и что говорят на этот счёт специалисты.

Давайте разбираться, на что стоит обратить внимание при выборе, и что говорят на этот счёт специалисты.

С какого возраста стоит показывать мультфильмы детям?

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, просмотр мультиков стоит отложить до 3-х летнего возраста. Возможно, звучит категорично, но ведь это только рекомендации. По мнениям некоторых психологов, можно  понемногу знакомить детей с мультфильмами, начиная с 2-х лет.

Почему  не стоит начинать раньше?

Дети до двух лет не способны понимать, что происходит на экране перед ними. Они просто зависают, глядя на разноцветную мигающую картинку. А вот основные знания об окружающем мире они получают только через взаимодействие с ним. Это подтверждается многочисленными
исследованиями, проведенными еще в период с 1999 по 2011 год.

Сколько времени стоит уделять просмотру мультфильмов?

При просмотре мультфильма 15-20 минут в день детьми от трёх до пяти лет и 20-40 минут от пяти до семи лет(рекомендации воз и роспотребнадзора) риск получить психологический урон, даже от не самого «полезного» мультфильма, минимален. Особенно, если вы обсудите с ребёнком спорные ситуации в сюжете. А вот если пренебрегать временем просмотра, то это может перерасти в настоящую проблему, даже при самом безобидном контенте.

Что плохого может произойти, если смотреть в экран слишком долго?

  • У ребенка может развиться зависимость, как следствие ребенок будет выбирать телевизор, а не прогулки,что может привести к гиподинамии.
  • Могут появиться проблемы в развитии, например, задержка речи.
  • От проблем с поведением тоже нельзя быть застрахованным, ведь дети любят подражать любимым героям, если «общения» с ними больше, чем “живого”.
  • Зрение, безусловно, оказывается под большим ударом.
  • Могут начаться проблемы со сном вследствии перевозбуждения.

В случае, если время просмотра уже гораздо больше рекомендованного, нужно постепенно его уменьшать. Ни в коем случае нельзя резко лишать ребёнка привычного образа действий, так как это тоже может травмировать психику.  Можно пойти на маленькую хитрость и, например, вместо очередного просмотра, предложить ребёнку совместно придумать историю о любимых персонажах. Или включите аудиосказку.

Как и где лучше смотреть мультфильмы?

  • Хорошо, если  дома будет правило - 15-40 (зависит от возраста) минут в день на просмотр. Ребенок быстро привыкнет и не будет просить ещё.
  • Для сохранения остроты зрения важно не смотреть на экран в темноте, если  не иметь в виду проектор. Изображение должно быть качественным,  а расстояние до экрана более 3-х метров. Лучше не давать ребёнку телефон и планшет, а отдавать предпочтение телевизору.
  • Раннее утро и поздний вечер - не самое лучшее время для просмотра. Интересная статья с исследованиями
  • Совместный просмотр - это всегда полезно для тёплых отношений в семье. Отлично, если, например, будет добрая традиция семейного просмотра мультфильма дома или в кино по выходным.
  • Понаблюдайте за ребёнком, после просмотра мультфильмов, особенно, если это новый контент. Обсудите  увиденное, спросите, какой герой понравился, почему, было ли вообще интересно. Ведь живое и вовлеченное общение с близкими не сможет быть заменено никаким мультфильмом.
  • Сами подавайте правильный пример. Сложно объяснить ребёнку, почему нельзя смотреть долго мультик, если родители на его глазах проводят кучу времени в гаджетах, или, если дома в фоновом режиме работает телевизор.
  • Не кормите детей под мультики. Да, они так все съедают, но последствия могут быть печальны. У ребенка формируются неправильные пищевые привычки, например, они не могут оценить степень  насыщения, не чувствуют вкуса еды, не могут понять нравится, ли им тот или иной продукт. На этот счёт было проведено много исследований, вот одно из них.

Какие мультфильмы стоит смотреть, а каких лучше избегать?

На что стоит обратить внимание при выборе хорошего мультфильма:

  • Присутствие познавательного контента, для каждого это будет что-то свое.  Кого-то интересуют сейчас обитатели морей, а кто-то увлечен далеким Космосом. В идеале подбирать ребенку мультфильм под  сегодняшние увлечения.
  • Четкое разделение добра и зла, об этом говорят многие психологи. При смешении этих понятий у маленького ребенка мир может стать запутанным, что вызывает тоску и непонимание. Интересное интервью доктора психологических наук Надежды Мазуровой на эту тему можно почитать.
  • Логичное развитие сюжета и понятный финал тоже важны для юных зрителей
  • Простая, но при этом не примитивная подача информации. Сюжет и реплики персонажей должны соответствовать возрасту ребенка, чтобы  было интересно и понятно. Физические явления (гравитация, извержение вулкана и тд.)    объясняются на доступном ребёнку языке.
  • Грамотная и чистая речь персонажей приветствуется, поскольку дети любят подражать любимым героям.

А вот моменты, которые должны насторожить при подборе мультфильма:

  • Поощрение поведения персонажей, которое не соотносится с понятием Нравственность. Например, если отрицательный персонаж постоянно остается безнаказанным после проделок, или, когда нет уважения к старшим и к друзьям.
  • Наличие сцен насилия, смерти, тяжелой болезни и другого контента, который может негативно повлиять на психику ребенка. Британские и канадские ученые провели полезное исследование на эту тему.
  • Не приветствуется наличие демонстрации экспериментов, которые не стоит повторять в реальной жизни. Ведь маленькие дети не всегда чувствуют опасность.
  • Хорошо, если количество спецэффектов и тревожной музыки, которые могут напугать ребенка или излишне взволновать, будет минимальным.

Подведём итоги

Просмотр мультфильмов - это здорово, если они правильно подобраны под возраст вашего ребенка. А время, проведенное у экрана, гораздо меньше, чем время, отведенное на живое общение и исследование окружающего мира.

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка