Новый аппарат, тур по Болгарии, Дания, тур по Финляндии, Сергей Мазаев и Руслан Валонен
1986 начался для группы с двух недель отдыха, в конце закончившегося года группа представила публике свою новую масштабную работу – сюиту на стихи Наума Олева «Век №20», а чуть раньше коллектив, наконец, смог записать свою первую долгоиграющую пластинку на «Мелодии».
Группа
Состав группы на начало года:
Александр Ситковецкий – художественный руководитель, гитара
Леонид Гуткин – бас-гитара
Леонид Макаревич – клавишные
Виктор Михалин – ударные
Артур Беркут – вокал
Алексей Гагарин – ударные
Феликс Гиршин – директор
Юрий Фишкин – звукорежиссер
Олег Волков – художник по свету
Юрий Цурков – лазеры / эффекты
Александр Посвянский – ассистент звукорежиссера на ставке артиста
Владимир Алимов – инженер-электронщик на ставке артиста
Валерий Жаров – "оборачиватель" аппаратуры на должности техника
Рабочие сцены/техники: Александр Гамалия, Зураб Чочуа, Алексей Стремов и Сергей Рылеев
Инструменты и аппарат
К началу 1986 года техническое переоснащение группы еще не завершилось, хотя часть инструментов и оборудования, закупленных министерством культуры для нужд коллектива, уже были получены.
гитара Gibson Les Paul Custom
бас-гитара Ibanez Musician 924
клавинет Hohner Clavinet E7
синтезатор Moog MemoryMoog / Москонцерт
синтезатор Yamaha DX7
синтезатор Oberheim OB-8 / Москонцерт
электророяль Yamaha CP-70 MIDI Grand Piano / Москонцерт
секвенсор Yamaha QX-1 / Москонцерт
тон-генератор Yamaha TX7 / Москонцерт
драм машина Yamaha RX-5 / Москонцерт
ударная установка Yamaha YD-9000 (1 бочка) + гонг / Москонцерт
гитарный стэк Orange AD50 + PPC412
басовый комбик Peavey TNT
тон-генератор Yamaha TZ-816 with 8 TF-1 digital FM synth engine / Москонцерт
процессор мультиэффектов Yamaha SPX-900 / Москонцерт
эквалайзер Yamaha Stereo 2x31 / Москонцерт
пульт Studiomaster 12+8
кроссовер
усилитель Peavey CS-800 4 шт + отдельный усилитель для четвертой полосы
басовые бины вертикальные и горизонтальный (по 4 шт)
мидексы – колонки для средних частот (4 шт)
пищалки большие и малые – высокочастотные рупора (по 4 шт)
пьезо-драйверы – итальянские сверхвосокочастотные драйверы, 2 колонки по 4 драйвера в каждом
сценические (самодельные) мониторы (4 шт), а также мониторы для ударных и клавишных
Активный монитор Boss с усилителем и регулировкой громкости через которую в Часах Вите шел сигнал с секвенсора с которым он синхронно играл. Александр Ситковецкий
фагот Hüller, производства ГДР
саксофон, ГДР
педальбоард Boss на 8 педалей
Там были всякие: Distortion / Overdrive / Flanger / Chorus / Equalizer / Compressor / Digital delay. Подключены не все, я менял состав и последовательность иногда. Педаль громкости Moog или Oberheim. Александр Ситковецкий
Свет и эффекты
"Люстра" – ферменная конструкция, поднималась над сценой – 3 фермы с 24 низковольтными прожекторами 720 (ГДР)
7 П-образных сценических стоек: 3 узких по 4 прожектора и 4 широких по 6 прожекторов
2 обычные стойки с 4 PARами каждая
подиум для барабанов со слепящими галогеновыми светильниками и стробоскопами
два зеленых лазера с системой зеркал
дым-машина
Плюс к своему оборудованию группа старалась максимально использовать возможности залов.
Ставили техников на большие местные пушки залов и дворцов спорта. Александр Ситковецкий
Первые концерты года
Первыми выступлениями в новом году стали 6 концертов (по 2 в день) во Дворце культуры г. Зеленоград, 17–19 января.
Концертная программа
«Век №20» в полном виде, как показали концерты в Тбилиси и Москве, оказался несколько сложен для восприятия публики, к тому же сценическое оформление, представленное на Малой спортивной арене Лужников и являвшееся частью представления, было практически невозможно перенести на залы вне столицы.
Москонцерт себе не мог позволить такое не в Москве… Музыка, образы нам нравились, мы считали это серьезным шагом группы вперед с точки зрения и композиции, и стихов, и серьезно выросшего мастерства музыкантов, [но] Век, тем более для провинции, был публике не по зубам. Александр Ситковецкий
Поэтому программу несколько изменили, за основу взяли большой кусок из сюиты: «Дитя» – «Не спеши взрослым стать», включая инструментал – «Акселерат» и «Нам нужен мир» с вступлением «Фа-минор» к нему добавили два трека 1985 года: «S.O.S.» и «Головокружение», а также проверенные временем «Электронные часы» с соло на барабанах Виктора Михалина.
Остальная часть программы варьировалась, так в начале года, по воспоминаниям Всеволода Баронина, в Зеленограде группа играла «Истину» и «Ливень», в конце года в Пензе вместо них были «Время, вперед!» и «Размышления», а в сентябре в Калинине был дебют «Мира в себе», возможно, с тем же «Временем, вперед!» или «Старинной балладой», которая согласно рабочему журналу Александра Ситковецкого также исполнялась в 1986 году.
Гастроли продолжаются
Затем последовали:
23–30 января, Воронеж, ДК им. 50-летия Октября, 16 (!) концертов по 2 день
2–11 февраля, Тамбов, филармония, 14 концертов по 2 в день, где группа знакомится с музыкантами джазового коллектива «Аллегро», выступавшего на другой площадке.
Мы – в Зале Филармонии, они – в курятнике на окраине. Но жили вместе в единственной гостинице города и познакомились. Аллегро, старые джазовые акулы (кроме Курочкина, будущего президента АТ Трейд), были заядлыми пьяницами и картежниками. Одну ночь Витя от них ушел в одних трусах. Буквально… Александр Ситковецкий
Там же в Тамбове в последний день гастролей прошла репетиция выступления Валерия Жарова в составе группы. Леонид Гуткин ложился в больницу – косил от армии и заменить его на концертах в это момент должен был Валерий.
Готовили Валеру к фонограммным концертам. Александр Ситковецкий
14–23 февраля, Москва, ДС «Лужники», 14 сборных концертов номером под фонограмму, по концерту в рабочие дни, в выходные по два. Вероятнее всего, исполняли «S.O.S», «Головокружение» и «Нам нужен мир», возможно, «Истину» – то, на что были готовые фонограммы. Валерий Жаров на басу.
Леня в очередной раз лег в больницу, отмазываясь от армии. Валера Жаров - басист, играл у Кати Суржиковой (Москонцерт), в конце 80-х основал группу “Класс”, потом с Чернавским студию “Рекорд”, продюсировал Осина и Гетманского... Александр Ситковецкий
Пресса
В февральском номере журнала «Комсомольская жизнь» в рубрике «Встреча для вас» небольшая заметка о группе с фотографией и пожеланиями от музыкантов.
Советскую популярную музыку сейчас, видимо, трудно представить без московской рок-группы «Автограф». А ведь ветераном эстрады этот коллектив никак не назовешь. Он был создан в конце 1979 года из музыкантов двух любительских ансамблей — «Високосное лето» и «Кузнецкий мост».1
Гастроли продолжаются
8 и 9 марта праздничные выступления в Кантемировской дивизии, Наро-Фоминск, (2+2).
Кроме первой Капотни мы всегда старались выбирать сами – и маршруты по-комфортней, и залы по-приличней, и чтобы Гуткина из Концы отпускали. Чем дальше, тем больше становился наш “вес” в принятии решений. Плюс, такие концерты, как в Кантемировке, часто выбирались как для удобства (ночуй дома), так и для прогона новых произведений/программы перед менее искушенной публикой. Вот такие мы были “расистами". Александр Ситковецкий
На этот раз “ближние” выступления были использованы для тестирования нового оборудования – именно там Александр Ситковецкий впервые использовал свой новый концертный усилитель Dynacord Reference 1000.
Аппарат пополняется
В конце февраля – начале марта группе пришли “посылки” от Dynacord и Peavey:
- гитарный усилитель Dynacord Reference 1000
Немецкий ламповый гитарный MIDI-усилитель с колонкой, полученный в Москонцерте, которым я на время заменил мой преданный Orange, правда колонку оставил британскую. Александр Ситковецкий
Позднее рабочий конфигурация поменяется:
Под Оранж располагается цифровой и управляемый по MIDI усилитель и его колонка Dynacord. Я был “продвинутый” тогда, поэтому основной звук был фирменный ламповый американо-британский (Les Paul -> Orange (в колонку Dynacord), но управление различными комбинациями каналов и эффектов шло через тот Dynacord. Как сейчас посмотреть - инновационно )) Александр Ситковецкий
- басовая система Dynacord BS412
Мощная 400W басовая система Dynacord от щедрот Москонцерта, из двух частей: верхняя - усилитель с колонкой (4 динамика), нижняя - пассивная колонка с 4мя динамиками. Александр Ситковецкий
- сценические мониторы Dynacord и Peavey
Оригинальных американских Peavey было 4 шт (с накладным выпуклым металлическим логотипом), плюс 4 шт. немецких Dynacord (другое “распыление” звука на сцене), на которые мы налепили стикеры "Peavey powered" для (как казалось) фирменности )) Александр Ситковецкий
- 4-х полосная мощнейшая акустика Peavey на 6000 ватт
Гастроли продолжаются
17–20 марта, Николаев, ДК Судостроителей, 8 концертов (по 2 в день)
27–30 марта, Киев, Дворец спорта, 8 (2+2+3+3) концертов, по отделению с группой «Блиц». “Боевое” крещение новой 6000-ваттной акустики Peavey. Весь новый аппарат целиком, но пока еще без пульта. Последний концерт был триумфальным – публика неистовствовала!
Были аншлаговые концерты по 10К в Киевском ДС, где [5 годами ранее] началась реальная карьера проф. Автографа. Тот самый Блиц [из Тбилиси] открывали для нас. Валера Качаров. Дружили. Шикарная реакция публики после последнего концерта. Александр Ситковецкий
Заказанные для нас МинКультом инструменты и звукоусиление приходили постепенно, в течение 2-х лет. Пришли все 6000 вт тяжеленных колонок Peavey из США и усилителей/процессоров Dynacord из Германии, но английский пульт Soundcraft B800 24/4/2 с немецкой “кишкой” Klotz запаздывал. Работали на моем старом английском Studiomaster 16/4/2 с доп. пультом на 8 каналов. Александр Ситковецкий
Формула успеха
Тогда же
Киевское телевидение снимало про нас фильм уже было немножно можно. Александр Ситковецкий
Отснятый материал вошел в 15-минутную программу «Формула успеха», показанную в апреле на местном канале.
Болгария–2
Гастрольный тур был организован Госконцертом и в общих чертах повторял поездку 1983 года – 12 дней, 11 концертов 10 городов – на самолете до Софии затем автобусом по городам и весям:
Знаешь, это помню не очень, но почти уверен, что в Софию летели, а аппарат шел грузовиком из Москвы. Внутри, конечно, на автобусах. Прослушиваний уже не было. Да, это было по линии Госконцерта. Александр Ситковецкий
Весной 1986 года группа, уже на правах "звезд", отправилась в Болгарию. 25 апреля в городе Козлодуе Гуткин играл на фаготе дуэт с ишаком, потом музыкантов повезли на экскурсию на атомную станцию, копию чернобыльской. Через сутки рвануло в Чернобыле...2 Маргарита Пушкина
Программа, в общем, ни чем не отличалась от той с которой группа гастролировала внутри страны.
Играли или полный концерт, как в СССР, или выборку из сильных песен. Александр Ситковецкий
22 апреля, Перник, Театр
23 апреля, Михайловград, Театр
24 апреля, Козлодуй, Дом энергетиков АЭС
Весной 1986 года группа «Автограф» была с гастролями на Балканах. Профессиональный фаготист Гуткин обучаясь параллельно в консерватории репетирует партию фагота к очередному зачету перед концертом в городе с символичным (и реальным!) названием Козлодуй.
«Репетировал я в костюмерной козлодуйского дворца культуры, - вспоминает Гуткин. – Окно костюмерной открыто настежь, а за ним – настоящий луг. Я играю такую печальную партию, которую и музыкой-то назвать трудно – какие-то переливы душераздирающие. И тут вдруг обнаруживаю, что за окном на лугу стоит очень печальный ишак. И он, глядя на меня с неописуемым ужасом, вдруг вступает со мной в музыкальный спор: начинает петь, ржать, стонать, издавать совершенно неописуемые звуки. Чем больше я играю, тем более выразительно он ржет, и, в конце концов, перекрывает фагот. Тогда я, наконец, замечаю, что у него безумная эрекция: он так возбудился, что не может сойти с места, потому что его детородный орган упирается в землю. Когда я перестал играть, ишак уже орал от испуга и отчаяния…»3
Было более чем символично. ДК Энергетиков - это Козлодуй (Гуткин, фагот и ишак), нас повели на экскурсию на АЭС - абсолютную копию чернобыльской, строили наши. Одели белые халаты, все показали, вкл. реакторное отделение, размах поражал… Через 2 дня рвануло и мы точно представляли себе масштаб и ужас бедствия. Александр Ситковецкий
25 апреля, Враца, Читалище
26 апреля, Етропол, Дом культуры
27 апреля, София, НДК им. Л. Живкова, зал №12
Главный концертно-выставочный зал Болгарии – 8 этажей над землей и 3 под, 13 залов и 55 помещений для проведения различных концертов, выставок, культурных мероприятий, конгрессов.
29 апреля, Смолян, Театр
30 апреля, Кырджали, Театр
1 мая, Димитровград, Стадион
2 мая, София, Посольство СССР
3 мая, Сливница
Альбом
Пока группа гастролировала по Болгарии на прилавках музыкальных магазинов появилась первая долгоиграющая пластинка, если ее так можно назвать при времени звучания в 28 минут, ансамбля. Первый тираж был выпущен в ламинированном конверте и всего 60 000 экземпляров. В последующем альбом многократно допечатывался и к 1990 году тираж его превысил 1 млн. шт.
С60 - 24129 – 000 Ансамбль «Автограф» (руководитель Александр Ситковецкий).
Выход первого диска-гиганта одной из популярнейших московских групп запланирован на апрель. Тираж пластинки ― 15 тысяч экземпляров.4
Мы затрагиваем и глобальные философские проблемы — войны и мира, например, и социально-психологические проблемы – темпа жизни, постоянной нехватки времени. Записанный на новой пластинке «Реквием памяти Джона Леннона» касается проблем творчества, песня «Монолог» — с этой же пластинки — размышление о том, что будет после нас, кто придет нам на смену, буду ли они сильнее, счастливее нас? Наша пластинка — итог пятилетней работы «Автографа». Она получилась не очень большой: кроме названных произведений в нее вошли «Истина», уже выпускавшаяся на «сорокапятке» из серии «По вашим письмам» — своего рода анонсе гиганта, инструментальная пьеса «SOS» и финал композиции «Век № 20» «Нам нужен мир».5
Плакат
Весной 1986 у «Автограф» появился новый плакат, созданный с использованием фотографий из сессии для "черного" альбома, его авторы, постоянно сотрудничающие с коллективом художники, Анлрей Колосов и Валерия Ковригина, нарисовавшие все предыдущие постеры группы и конверт для первого официального альбома.
Плакат тоже работы тех же наших художников, они использовали фото-материал к черному альбому. Александр Ситковецкий
Рок-панорама-86
Сроки проведения фестиваля (4-8 мая) не позволили «Автографу», гастролировавшему в Болгарии, принять в нем участие. Слухи об использовании аппаратуры группы для проведения данного мероприятия также являются беспочвенными.
На РП-86 (по-моему в зале Доме Туриста на Вернадском) я сам приезжал посмотреть Диалог. Нас приглашали, но аппаратура не успела из Болгарии (трайлером). Поэтому, вряд ли на нашем аппарате и тем более на инструментах - не вижу смысла и логики в такой благотворительности. Тем более, что в наших клавишах разбирались считанные специалисты в стране в то время )) Александр Ситковецкий
Главный режиссер фестиваля - художественный руководитель гр. "Ария" - Виктор Векштейн. Т.о., проблема озвучивания решилась сама собой, аппаратуре "Арии" озвучить этот небольшой и весьма уютный зальчик было вполне по силам.6
Гастроли продолжаются
21-27 мая, СК Олимпийский, девять 35-тысячных выступлений в сборных концертах с различными ВИА (по концерту в рабочие дни и по 2 в выходные) под фонограмму. Валерий Жаров вновь заменяет Леонида Гуткина на сцене в ряде концертов.
Валера на сцене часть выступлений - Гут спасается от армии… Редчайший случай (потом опять на Счет 904), когда бетонные стены между 2-мя половинками раздвигались (проект для Олимпиады-80 для проведения 2-х соревнований одновременно) и Олимпийский превращался в 40-тысячную крытую арену, отсюда 35К. Площадка - обычная, просто огромных размеров, поэтому даже половину ее пробить живым звуком даже нам было сложно. Надо понимать, что сведенная и компрессированная запись позволяет достичь максимальной мощности аппаратуры, “врубая” “мастера” до конца, не боясь сжечь усилители и динамики, и лучше “прокачивая” зал. При работе живьем всегда оставляют в запасе 10-12db так называемого headroom. Давление падает. Александр Ситковецкий
Перед последним концертом, днем 27, на базе в ВОС группа проходила очередную выездную комиссию.
Прослушивание было для финнов, но, когда накануне Алла пригласила меня принять участие в Счет 904 соединив с ней аппарат (“раздвинутый” Олимпийский, 40К), она спросила, можно ли ей отобрать песни, которые ей кажутся приемлемыми для такой программы. Я предложил ей приехать на след. день к нам на базу, где мы все равно играли программу для финнов, и послушать живьем. Она с Женей Болдиным прослушала весь концерт и мы вместе решили, что будем играть. Александр Ситковецкий
Изменения в составе
После серии в Олимпийском из коллектива уходит Алексей Гагарин, так и не сыгравший ни разу на сцене с группой и Александр Гамалия, место последнего занимает Михаил Жаров.
Счет 904
А 30-го в том же Олимпийском состоялся грандиозный концерт «Счет 904» в пользу пострадавших от чернобыльской катастрофы, перед 30 000 зрителей выступили Алла Пугачева, Владимир Кузьмин, Александр Градский, «Браво», «Круиз», отыграл свой номер и «Автограф».
Концерт продолжает группа «Автограф». В прошлом году этот коллектив принимал участие в международном концерте в помощь голодающему населению Эфиопии, сегодня музыканты дарят свои песни чернобыльцам. Разве это не доказательство того, что рок-музыка может служить самым гуманным целям?7
Мы, как и все играли где-то 30 мин, фа-минорный кусок с Нам Нужен Мир длился минут 10, оставалось времени на 3-4 песни. Наверняка SOS, Головокружение, может быть что-то из Века... Александр Ситковецкий
Уникальный случай - концерт получился душевный, совершенно без пафоса...2 Маргарита Пушкина
По воспоминаниям Всеволода Баронина: Где-то в июне сильно урезанный вариант концерта показывали по телевидению8
Фрагмент выступления группы – инструментальное вступление «Фа-минор», вошел в телеверсию концерта.
Это единственное, что Алла решила дать в фильм. Александр Ситковецкий
Голландия
5 июня на базе группы в ЦДК ВОС должно было состояться прослушивание, на это этот раз для Голландии, но …
Отдельная история. Поставили аппарат, свет, приехали голландцы и Госконцерт. Макар упился в стельку и когда приехал (как еще доехал за рулем), опоздав на час, был не в состоянии не только играть, но сидеть и соображать, вышел играть локтями. Пришлось его сразу изолировать и объяснить отсутствие серьезным расстройством желудка. Не играли, я собрал собрание коллектива в задней комнате, Леня был оштрафован. Тогда ему запретили пить и он сказал: "Что даже пивка вкусненького чешского теперь нельзя?" Александр Ситковецкий
Гастроли
27 июня состоялся одиночный концерт в ДК АЗЛК, на нем в первый раз Александр Ситковецкий вышел на сцену с новой гитарой – "золотой" Ямахой и там же вступил в строй новый пульт группы, т.е. все оборудование заказанное для группы Министерством культуры СССР, наконец, было поставлено.
Вполне возможно, было прослушивание для кого-то - или иностранцев или своих чиновников, а заодно и заработали под видом офиц. выступления.
Фишкин, наконец, закончил комплектацию пультового река на 12U (единиц) - компрессоры, ревербераторы и пр. Да, я выбил из МинКульта еще 2 гитары - себе Yamaha SG-3000 (у нее звук, близкий к Лес Полу, но менее агрессивный, ближе к PRS). Yamaha SG-2000 (предыдущая модель) была главным инструментом Сантаны в 70-х, на ней был записан альбом Abraxas (1969) с Black Magic Woman и Oye Como Va. А BMW была для меня главным ориентиром, когда я почувствовал, что эта музыка мне нравится всерьез и я хочу ее играть. А Гут получил Yamaha BB2000 - наоборот, ревущий монстр с агрессивным и плотным звуком, более современным тогда, чем его собственный Ibanez RS-924.
Через Минкультуры СССР в числе всей остальной аппаратуры и инструментов была сразу заказана большая 2-х бочечная (2х24”) установка Yamaha 9000 по Витиной спецификации (полная) и 4 Рототома. Но, пока эта большая аппаратура постепенно, в несколько этапов, приходила в Москву на склад уже Москонцерта поступила однобочечная Ямаха, поскромней, но все равно 24” и пр. Пользуясь своими связями мы заполучили эту установку и Витя играл на ней, пока не пришла большая. Потом ее отдали Стасу. Александр Ситковецкий
В концертный рэк звукорежиссера группы вошли:
— компрессоры BiAmp Quad Compressor/Gate и Yamaha GC2020 2Ch Compressor/Limiter/Expander
— ревербераторы Lexicon PCM 60 Digital Reverb и Alesis Midiverb II
— дилей Roland SDE-3000 Digital Delay
— процессор эффектов Yamaha SPX-900
— эквалайзер Yamaha GQ1031C Graphic EQ Single - 2 шт
— магнитофон Tascam Z5000 Cassette Deck
— стабилизатор питания Furman Power Conditioner
Участие в состоявшемся годом раньше всемирном шоу открыло группе двери в западные страны.
Live Aid — телемост с Великобританией и США. Через спутник наше выступление, включавшее две песни, транслировалось в «живом» эфире на аудиторию в два миллиарда человек. Не думаю, что это было какое-то совершенно фантастическое зрелище. Но сработал информационный фактор, и о нас как о русской группе, играющей рок, узнали во всем мире. После этого мы начали получать большое количество приглашений на самые разные фестивали, затем на сольные гастроли...9 Леонид Гуткин
И как результат:
Дания
С 9 по 13 июля в Копенгагене пройдет международный «Фестиваль друзей». Кроме деятелей политики, спорта и театра, в фестивале будут участвовать музыканты из многих стран мира. В их числе лучшая группа Швеции по итогам 1985 года — «Империя», группа «Кан-кан» из Норвегии, ансамбли «Элизабет», «Гангуэй», «Фронтлайн», «Рокс» из Дании, «Локомотив ГТ» из Венгрии. Советская рок-музыка будет представлена группой «Автограф».10
Из всех перечисленных групп, скорее всего, только «Локоматива ГТ» был знаком советским слушателям.
Цель фестиваля: поддержать и усилить контакты между Востоком и Западом в области науки, культуры, спорта, политики. В рамках фестиваля были организованы мастерские, где представители разных стран демонстрировали искусство своих народов, различные диспут-клубы, клубы политической песни...11
[В Данию попали] через Общество Дружбы. Live Aid конечно помог. Мы засветились на весь мир. Леонид Гуткин
Не помню. В соц. страны мы ездили и через Госконцерт и Общества всякой дружбы и другие Рога и Копыта. В кап. страны кроме Госконцерта..? Не важно, на волне чего и кто пригласил. Важно - кто разрешил поехать и оформил загран. паспорта. Пока не помню, но кгб-шный инструктаж был в помещении МинКульта РСФСР на Новой площади, может быть Министерство само и оформляло... Александр Ситковецкий
10 июля «Автограф» вылетает в свою первую западную страну - Данию.
Первая поездка на Запад. Фестиваль, в данном случае - 45 минут днем. Как положено, с собой взяли только инструменты - это наши гитары, наши клавиши, сакс и… все. Барабаны - местные. Все остальное - предоставлено организаторами. Александр Ситковецкий
Копенгаген встретил советских музыкантов ясным солнечным днем и.., громадными, расклеенными по всему городу афишами с именами Фила Коллинза, Джона Мэйла, Эрика Клаптона, оставшихся после Роскилдского фестиваля, проходившего за неделю до приезда «Автографа». От этих имен, давно уже ставших легендами, ребятам стало как-то не по себе...11
Нас поселили в гостиницу рядом с порно-видео, где 3 рубля с паспортом, пять - без паспорта, там у входа две могучих проститутки дежурили. Причем до это нас вызывали в министерство и провели подробный инструктаж с картой, куда не надо ходить и этот район был обведен тремя красными кругами, что там ни в коем случае нельзя появляться. Поселили на какой-то чердак и не успели мы поставить чемоданы к Макаревичу в комнату зашел человек с баяном со всеми делами и спросил нет ли у тебя расчески. Леонид Гуткин, Александр Ситковецкий
- Конечно, волновались, — рассказывает Александр Ситковецкий. — Хотя датчане и слышали о нас, но, согласитесь, выступать после таких суперзвезд не так-то просто. И вообще, западная публика привыкла к коротким энергичным мелодиям, а мы везли им музыку серьезную и трудную для восприятия. Поэтому неизвестно было, какую реакцию ожидать...
Но когда прямо в холле гостиницы «Карлтон», их окружили вездесущие репортеры, а чуть позже организаторы фестиваля объявили программу дня. состоящую из сплошных пресс-конференций, ребята немного успокоились — приезд советской рок-группы заинтересовал датскую прессу.
Тот день, 10 июля, был особенно напряженным. С трех часов дня — бесконечная вереница следующих без перерыва пресс-конференций. Одна, на датском радио, запомнилась больше всего.
— Общая обстановка была довольно доброжелательная, — вспоминает Саша. — Но среди вопросов об образовании участников группы, о программе, которую мы привезли, были и такие: «Не думаете ли вы, что в России рок-н-ролл не может существовать, так как это музыка англо-американская?», «Можно ли в Советском Союзе купить пластинки ведущих западных рок-исполнителей?» Вообще выяснилось, что у датчан искаженное представление о советской рок-музыке. Они, например, до некоторых пор даже не знали, что такая существует.11
11-го группа выступает на фестивале в пригороде Копенгагена - Альбертслунде.
Я очень хорошо помню, кроме того, что нас привезли в эту замечательную гостиницу, нам никак не могли объяснить, где мы играем. Они говорят, ну это переводится, как фестиваль друзей. Мы приезжаем туда, ворота фестиваля выглядят следующим образом: стоит трехметрового размера мужской половой [орган] и соответственно трехметрового же размера вагина с другой стороны и собственно фестиваль друзей заключался в том, что на три дня туда съезжались люди со всей Дании, может быть Европы, и там видимо была какая-то свободная зона и они, как кролики там трахались нон-стоп. Леонид Гуткин
Приехав в Альбертслунд, пригород Копенгагена, где и должно было проходить закрытие «Фестиваля друзей», узнали, что «Автограф» заранее поставили на самое престижное место - в конец. Это, конечно, обрадовало, но ведь надо было и оправдывать такое доверие. А работать приходилось в совсем непривычных условиях. В Копенгаген музыканты привезли только инструменты, световое же и музыкальное оборудование было местным.
И вот начался концерт. Один за другим на сцену вышли три группы: датская «Париж-Париж», норвежская «Кан-Кан» и венгерская «Локомотив-ГТ». Пять часов ожидания своего выхода были настоящей пыткой. Наконец, почти в полночь, свое место на сцене заняли и музыканты «Автографа».11
Юрию Фишкину пришлось проявить все свое умение очень сложно вырулить было всё. Тем более в первый раз, в загранке и т.д.....! Фест-то масштабный был! Артур Беркут
Мы начали играть, а там было целое поле палаток таких и они так потихонечку оттуда начинают выходить под звуки музыки. Леонид Гуткин
Публика встретила их сдержанно. Расточать похвалы авансом она не привыкла. Прозвучала одна композиция, другая, третья... Реакция та же. И только когда Александр Ситковецкий объявил, что исполняется последняя песня, зал взорвался такими овациями, что, казалось, на Альбертслунд надвинулась стихия, способная сокрушить все вокруг.
Сразу после выступления в Альбертслунде, еще не успели ребята опомниться после своего триумфа, как к ним за кулисы буквально вбежала женщина, как выяснилось минутой позже, член оргкомитета Роскилдского фестиваля, и предложила им на следующий год принять участие в... этом фестивале.11
На следующий день «Автограф» еще раз выходит на сцену (12 июля, Феллед-парк).
Двенадцатого июля по линии общества Дания — СССР был назначен еще один концерт, чисто коммерческого плана. Когда ребята приехали в Феллед-парк, то к своему удивлению увидели, что на сцене уже кто-то настраивает аппаратуру. Однако, вскоре их недоумение было развеяно. На западе принято перед выступлениями звезды выставлять исполнителей менее известных, с целью разогреть публику. Не изменили там своим традициям и на этот раз, предоставив перед выступлением «Автографа» площадку ирландской группе «Похитители велосипедов». Конечно, такой знак уважения был приятен советским музыкантам.11
Была смешная история, это наши концертные костюмы, которые несильно отличались от неконцертных, поэтому когда мы отстроились в джинсах в одних, потом ушли, сказали сейчас мы переоденемся, а вышли в чем были — в других джинсах. Александр Ситковецкий
Но поначалу огорчало другое — публика, Это были люди, которые приехали в свой выходной день отдохнуть в Феллед-парке, а заодно и посмотреть выступление советской группы. Поэтому публика была самая разнообразная — «от 0 до 60», как писала одна из газет. С первых же тактов музыки в зале стали танцевать... Понятно, что наших ребят, исполняющих музыку далеко не танцевальную, это очень поначалу отвлекало и выбивало из колеи... Этот дневной концерт «Автографа» шел без привычного светового оформления. И снова музыкантам пришлось доказывать свою состоятельность только музыкой. Концерт шел два часа, и так же, как и в первый раз, после последней песни «Нам нужен мир», исполненной на английском языке, публика долго не отпускала советских музыкантов.
В основном программа была построена на новых песнях и пьесах. Но мы играли и свои старые вещи, которые уже имеют резонанс — «Истина», «Электронные часы», «Ливень».11
Игры доброй воли
Вернувшись из Дании «Автограф» 20 июля выступает в ГЦКЗ Россия на закрытии «Игр доброй воли», которые проходили в Москве с 5 июля и должны были помочь спортсменам различных стран, наконец, встретиться в честном соревновании после бойкотов Олимпийских игр в 1980 и 1984 годах.
ГЦКЗ “Россия”, серьезный зал. Думаю (и судя по ставке), это был номер из 2-3х песен, в то время почти наверняка SOS, Головокружение, Нам Нужен Мир. Александр Ситковецкий
Пресса
В третьем номере каталога-бюллетеня «Мелодия» выходит большое интервью с группой Сергея Бартенева – «Автограф – источник энергии», посвященное выходу альбома, цветное фото.
В прошлом году фирма «Мелодия» выпустила миньон (45 об/мин) с записями «Автографа». В настоящее время выходит их первый диск-гигант (С60 24129 000).5
Клип
Несмотря на проблемы, возникшие с песней «Головокружение» годом раньше, при подготовке к выпуску пластинки, летом 1986 года на нее был снят клип для передачи «Музыкальный киоск».
Не помню, но думаю, что [именно Головкружение] – наша инициатива. Александр Ситковецкий
Съемки проходили на Арбате около дом 14, скорее всего в июле или августе.
Клип, снятый на Арбате на Головокружение снимался, если не ошибаюсь, летом 1986-го года для какой-то тематической передачи на ЦТ, красивая женщина ведущая, там еще участвовал ансамбль Пламя (отделявшийся от Самоцветов). У меня и Березина (худрук, имя не помню) еще брали интервью на улице, не помню, вошло ли в программу, по-моему да. Александр Ситковецкий
Это было наше единственное выступление в программе «Музыкальный киоск», для которого мы и снялись. Когда мы спустились с Марса, видя наши гастроли замечательные, нам объяснили, что кроме концертов существует телевидение, и что надо как-то сниматься и популяризировать свое творчество. По тем временам эта песня считалась страшно крамольной, когда «Мелодия» выпускала наш диск первый в 86 году, редактор сказал, "Головокружение от успеха" это в статье Сталина, [и это] не годится. Мы пять раз меняли все это дело и, в конце концов, она так и не вошла ни в "сталинской редакции", ни в какой. Это очень хорошо характеризует время, эта песня не вошла в наш альбом, потому что она считалась из-за этой строчки страшно крамольной.
И вообще-то чудесно было, потому что после этого или до, там была Элеонора Беляева с пучком, которая все это комментировала: "Ну вот в мелодиях и ритмах молодежной эстрады..." - какой-то текст был безумный.
По технологии нам пускали фонограмму, и мы под нее изображали.12 Леонид Гуткин
Абсолютно новая, кстати, технология была, мы совершенно не привыкли к этому "производственному процессу". Нас не поставили в курс дела, я привез с собой малый барабан один, а там играет все на свете и как-то это все пародийно достаточно выглядит.12 Виктор Михалин
Фестиваль «Фолькштимме»
Став статусной группой 29 августа «Автограф» снова вылетает на запад, в Вену, для участия в фестивале газеты австрийских коммунистов «Фолькштимме». Выступления проходят в одном из парков австрийской столицы Праттер в павильоне газеты «Правды». В субботу, 30-го, «Автограф» выходит на сцену 4 раза и еще два раза на следующий день, в воскресенье.
Да, австрийская газета и наша Правда, у которой был приличный павильон со сценой на открытом воздухе и мы там сыграли 3 раза по отделению из 5-6 песен, 4-й не помню где, но аппарат не помню, чтобы разбирали. Я уже обнаглел и устроил скандал (вспомнив весь мой немецкий после МГУ) с нашим размещением (вся группа и музыканты жили в школьном общежитии в одной огромной комнате с десятком кроватей. Но было весело )) А заодно потребовал доплатить нам за что-то, и австрияки, к моему удивлению, быстро согласились, а председатель компартии Австрии потом пришел к нам “за кулисы” с бутылкой местной водки - мириться, а вернее всего, чтобы мы не доложили в Москве о том, что нас плохо приняли. Мы и не собирались )) Александр Ситковецкий
Пресса
29 августа «Московский комсомолец» опубликовал большую статью Ирины Мостыкиной с двумя фотографиями - «Фестиваль за фестивалем».
Не успели ребята прийти в себя от фестиваля в Дании, а впереди уже ждут новые гастрольные маршруты.11
Гастроли
Закончив фестивальную серию, группа продолжает свой тур по городам страны.
10-16 сентября, Ленинград, ДК им. И. Газа, 10 концертов (1+1+2+2+2+1+1), именно там гитара Yamaha SG-3000S становится постоянным инструментом Александра Ситковецкого, а его знаменитый малиновый Les Paul уходит в историю.
3000я была более певучей, чем Гибсон, с более узким (удобным) грифом и легче, что было немаловажно. Сольный концерт с Лес Полом на плече - непростое испытание для спины и позвоночника, спроси у любого Лесполиста (( Александр Ситковецкий
Пресса
11 сентября в «Московском комсомольце» Александр Ситковецкий ответил на вопросы рубрики «Мы – за!»
Обязательно должны появиться критические рецензии на пластинки, концерты. Причем стоит обращать внимание не только на музыку и текст, но и на световое и сценическое оформление, качество звука, оценку работы технического персонала.13
Мир в себе
Все началось в 1985 году…
Мелодия существовала давно, помню, во время очередных съемок в Останкино был Градский, я отвел его за сцену и, переживая, сыграл на рояле куплет и припев. Потом спросил - заканчивать? Саша внимательно на меня посмотрел и сказал “да”. Она была менее прогроковой, просто хорошей power ballad. Мнение Градского мне было и ценно, и поддерживало меня перед своими в “продвижении” песни в наш репертуар. Возможно, это и повлияло на то, что я опять отдал стихи МП... Александр Ситковецкий
В то время основным поэтом группы был Наум Олев, именно он написал все тексты для «Века №20», однако к 1986 году сотрудничество с ним практически прекратилось и Александр Ситковецкий, закончивший к тому времени работу над музыкой, вновь обратился к Маргарите Пушкиной.
Наверное, считал, что она сможет написать внятный, позитивный текст. В словах - все Ритино, тему обсуждали с ней очень в общем, на фоне антивоенных настроений в мире и Века #20. Я знал, что песня должна быть понятна и за рубежом. Александр Ситковецкий
Попросили – сочинила :)) Маргарита Пушкина
Гастроли
20-23 сентября, Калинин (ныне Тверь), Драматический театр, 8 концертов (по 2 в день), где 21 числа на вечернем концерте группа впервые представила публике свою новую песню «Мир в себе».
Отличный был концерт. Все по полной программе... и Ливень, и Ремни безопасности [все же S.O.S], и Время, вперед, Головокружение... Андрей Новиков
27 и 28 сентября, Москва, ДК АЗЛК, 4 концерта (по 2 в день).
Изменения в составе
Штат группы расширяется - появляется пятый техник - Герман Чиквашвили. Зураба Чочуа переводят на ставку артиста.
Зураба Чочуа сделали артистом, нам с Фелей так было удобнее управлять cash-flow ансамбля, в тоже время Зураб все больше превращался в драм-техника Михалина - собирал, настраивал и разбирал его гигантскую кухню. Мы взяли на работу еще одного рабочего/техника - Геру (Германа) Чиквашвили. Александр Ситковецкий
Тур по Финляндии
Без какой-либо раскачки 1 октября «Автограф» уезжает в Финляндию.
«Группа «Автограф» — истинный суперфаворит у себя на родине и наиболее известный советский рок-ансамбль в западном мире». «Десять концертов русского рока — от Хельсинки до Лапуа» — такими заголовками центральных газет и журналов Финляндии был встречен приезд ансамбля «Автограф», который со 2 по 11 октября совершил свое первое турне по этой стране.14
Тур был организован при участии Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в конце мая прошло прослушивание, а некоторые подробности предстоящего турне финская сторона сообщила в середине июля:
Гастроли, всего 9-10 концертов, состоятся 2-13.10.1986 в разных областях Финляндии.
Помещения, где будут концерты, обыкновенные концертные залы. В зависимости от местности на концертах будет 500-3000 слушателей.
С финской стороны будет выступать ансамбль «Попеда», который является одной из самых популярных рок-групп в Финляндии. Ансамбль «Автограф» может пользоватся инструментами и оборудованием для звукопроизведения группы «Попеда».
Мы хотели бы 40 минутовый рок-н-ролльный концерт.
В ближаищее время мы связиваемся с ССОДом для подписания договора о гастролях «Автографа». Кроме того попросим ансамбль «Автограф» подготовиться к встрече с прессой и к возможным съёмкам и записям (для некоммерческого пользования).
Для прессы и информации нам нужны, в ближаищее время, например, пластинки ансамбля «Автограф» (50-200), различные плакаты, значки и т.д.15
11 дней 11 городов 11 концертов.
2 октября, Хельсинки, Тавастия клуб
В Хельсинки, концерта не планировалось. Мы прибыли днем в страну на поезде, сразу повезли в мэрию на пресс-конференцию и фото-сьемки, а в 6 утра след. дня уже выехали на концерт в Каяни с сухим пайком. Александр Ситковецкий
Был большой клуб где-то на 1000 чел. Леонид Гуткин
3 октября, Каяани
4 октября, Химанка
5 октября, Оулу
6 октября, Куопио
Где мы только не выступали. В Финляндии даже в тюрьме… Где-то в середине тура, но не прямо в тюрьме-тюрьме, а в их клубе, что-ли )) Это-ж не Матросская Тишина. Александр Ситковецкий
Небольшие залы в основном 300-500 чел. Леонид Гуткин
7 октября, Юваскюля
8 октября, Турку, Тюю клуб
В Турку советско-финляндский рок-вечер будет проведен 8.10 в 20.00, организатором вечера дружбы выступит Карен и стоящий за ним рок-клуб ТЮЮ.16
9 октября, Пори, Коттон клуб (?)
Знаменитый и в 80-е и сейчас джаз-рок фестиваль в Пори. Александр Ситковецкий
Однако Pori Jazz это летний фестиваль на открытом воздухе, возможно, выступление «Автографа» проходило в рамках каких-либо мероприятий связанных с фестивалем или просто на одной из площадок фестиваля.
10 октября, Тарвасёки
11 октября, Лапуа
12 октября, Тапмере, отель Ильвес
Благотворительный концерт посвященным борьбе с раком: выступят помимо "Автографа" и "Попеды", "Эпут" и "Джус",16 местом проведения мероприятия был выбран только что открытый в августе отеле «Ильвес».
Это был последний концерт и нам выдали денег, я помню мы спустились в бассейн огромный олимпийский 50-метровый, шикарный отель, шикарный бассейн. Мы спустились вниз с пивом уже отмечать последний концерт и ждем Феликса, директора. Появляется Фелиск с деньгами в костюме, раздает деньги и в этот момент такой всплеск большой и кто-то там заорал, я поворачиваюсь и Пате Мастоярви, вокалист группы «Попеда» с которой мы были, [плавает в бассейне]. Он вышел с огромной пачкой финских марок в нагрудном кармане и сразу упал в бассейн и вот этот 50-метровый шикарный бассейн был полностью закрыт марками. Когда этот эпизод прошел я повернулся и [вижу] Феликс в своем прекрасном костюме сидел в детском лягушатнике [в задумчивости], а Витя почему то появился в длиннющей шубе. Эта поездка была потрясающей. Александр Ситковецкий
До нее у нас была иллюзия, что русские много пьют, которую финны полностью развеяли, полностью... Леонид Гуткин
Заплатили меньше, чем мы рассчитывали и нам говорили в Москве. Это была 2-я попытка выезда в Финляндию (в 85-м не пустили Витю и Фелю) по линии ЦК ВЛКСМ и я не исключаю, что наши высокопоставленные комсомольцы приложили к этому руку. В свою пользу, естественно. Александр Ситковецкий
Приезд "Автографа" в Финляндию привел в движение радио и телевидение. МТВ ездил изучать настроения ансамбля непосредственно перед гастролями в Финляндии, молодежные программы радио записали концерт в Куопио, а второй канал телевидения - концерт в Пори.16
Ко мне на Беговую приезжала группа с финского ТВ, я как раз - между гастролями - выгуливал Сашу Jr. в коляске у дома и эти тв-шники ходили за мной с камерой и микрофоном на палке и снимали интервью. Александр Ситковецкий
Нас отправили в двухнедельное турне по всей стране вместе с финской группой «Попеда», которая в то время была лидером среди рок-групп страны. Впрочем, кроме Финляндии, ее нигде не знают. Мы играли первое отделение, финны — второе. Финский рок очень специфичный, так сказать, самосозерцательный. Плюс ко всему музыка «Автографа» — это музыка не для Финляндии. Просто не тот рынок! Наши соседи слушают и любят рок-н-ролл — традиционный, тяжелый. Любой. Там даже практически отсутствует хэви-метал. Поэтому нам каждый раз приходилось отстаивать свою точку зрения, причем чаще перед двенадцати-четырнадцатилетними слушателями. Все это было делать непросто. Тем не менее бывали так сказать светлые моменты, когда «Автограф» выступал перед студенческой молодежью. Любопытно, что финская группа ушла со сцены с «нулевой оценкой», а мы играли на «бис». Хотя чаще всего во время выступлений в танцевальных залах нам приходилось удаляться как можно незаметнее.
Всякое было. Но именно с этой точки зрения поездка в Финляндию оказалась особенно интересной и познавательной. Мы вернулись домой более мудрыми и опытными. Суть состоит, как мне кажется, в том, что наша музыка не универсальна и требует от слушателей внимания, а потому перед гастролями необходимы информация, реклама и т. д., чтобы не разочаровать тех, кто пришел потанцевать и меньше всего ожидал услышать сложные композиции.17
Открытки
Там же в Финляндии у группы появились две новые открытки:
Открытки на свои деньги отснял и отпечатал частный бизнесмен (он есть в кадре, у него какая-то строительная фирма, которая спонсировала [концерт]) и потом продавал в качестве благотворительности - в Тампере все работали бесплатно в пользу противоракового фонда. Съемки были там же, где играли, жили - Президент Отель. Александр Ситковецкий
Организовал съемки и отпечатал открытки местный предприниматель Теро Каски.
Нам дали 2 пачки, в каждой - около 100 шт каждого вида. Оплатил все это какой-то местный бизнесмен, который запечатлен на одной из открыток с нами за роялем. Сколько всего их напечатали - не знаю, думаю немало. Александр Ситковецкий
Футболка
Первая фирменная футболка у «Автографа» появилась именно благодаря поездке в Финляндию.
Футболки отпечатала фирма-промоутер гастролей, было немного - по паре штук на брата на весь коллектив с техниками - красная и черная. Александр Ситковецкий
На груди жёлтая пятиконечная звезда с серпом и молотом и надпись:
Lokakuun ‘86
Rockvallankumous-
Kiertue
Popeda
Autograph
На спине тот же текст и расписание гастролей. Футболки были двух цветов: ярко красные и чёрные.
Гастроли
С корабля на бал - 13 октября поезд с музыкантами из Хельсинки прибывает Москву и «Автограф» сразу же отправляется в Горький (Нижний Новгород).
Помню, приехали поездом утром в Москву из Хельсинки, поменяли Ленинградский на Казанский без заезда домой и уехали в Горький…) Александр Ситковецкий
15-20 октября, Горький (Нижний Новгород), ДК им. Ленина, 12 концертов (1+2+2+3+2+2)
В Горьком у Александра Ситковецкого впервые замечена новая гитара – белая Yamaha SE 700m.
Рунд-2
И снова заграница – 24-25 октября «Автограф» проводит в Бад-Зальцунгене, снимается для программы «Рунд» телевидения ГДР.
Александр Ситковецкий: В этот Зальзунген из Москвы прямого рейса быть не могло по определению, там и аэропорта, может, не было. Ощущение, что из Берлина мы ехали на автобусе. Репертуар, наверняка, был стандартным для того периода. - S.O.S., Головокружение и Нам нужен мир.
Промо-фото
Примерно в это время, как видится, были сделаны достаточно известные рекламные фотографии, в том числе "с дверями" (как минимум 2 из данной сессии доступны).
В студии, после Австрии-86 (мой свитер)) для Госконцерта - general promotion. Александр Ситковецкий
Рок в борьбе за мир
И снова фестиваль - 1 международный молодежный фестиваль «Рок в борьбе за мир».
Киев, 30 октября - Дворец Украина, 1 ноября - Дворец спорта, среди участников: группа Стаса Намина, София Ротару, Enno55 (ГДР), Miklos Varga (Венгрия).
Был большой международный фестиваль в прекрасном и большом киевском зале Украина, по какому поводу - не помню, помню. что подружились с Миклошем Варгой, а мои ребята здорово набутузились с Сашей Лосевым и Яном из ГСН. Весь фестивальный табор отыграл сначала в Украине, на след. день - в ДС. Александр Ситковецкий
Двумя годами раньше после гастролей «Автографа» в Венгрии Миклош Варга записал кавер на песню «Истина» группы, которая была издана на сингле «Slágerbarátság '84» (Favorit, 1985).
Пути выхода из гонки вооружений
Не прошло и месяца, а группа вновь вернулась в Германию на этот раз Западную, с 14 по 16 ноября в Гамбурге проходил Международный конгресс ученых за предотвращение ядерной войны «Пути выхода из гонки вооружений», советскую делегацию на форуме возглавлял академик Е. П. Велихов. Для участия в большом рок-концерте, завершившем мероприятие, и был отправлен туда «Автограф».
Нас пригласили на какой-то мирно-атомный конгресс в Гамбурге, где мы играли во Дворце и в первом ряду сидел знаменитый академик-атомщик АН СССР Евгений Павлович Велихов. Бедняга, там, в метрах от наших “порталов” мало никому не казалось. Мы прилетели во Франкфурт, получили свои инструменты с барабанами (остальное все предоставлялось) и ехали полночи в Гамбург выступать. За рулем был веселый безработный, как он сказал, немец, которому мы с Витей продали по коробке кубинских сигар и разжились какой-то валютой. Для Михалина это был знак )) Александр Ситковецкий
Изменения в составе
Ища новый образ и звук, в руководстве группы рассматривался вариант изменений в составе коллектива, так один из вариантов предполагал добавление второго гитариста Сергея Маркина и замену вокалиста на Михаила Серышева, но в результате были взяты саксофонист Сергей Мазаев и второй клавишник - специалист по программированию Руслан Валонен.
На тот момент мы поняли, что нужен какой-то апгрейд группы, который и был реализован через появление Мазая с Русланом.18 Леонид Гуткин
В группу приходили новые музыканты - второй клавишник Руслан Дубровин (он же финн Валонен, или просто "Ру", экс-группа "Москва") и профессиональный саксофонист Сергей Мазаев (ранее работавший в коллективе "Здравствуй, песня"). Второй клавишник был необходим группе как воздух, так как Леонид Макаревич был великолепным пианистом, а требовался знающий синтезаторщик, владеющий к тому же мастерством современных аранжировок.2 Маргарита Пушкина
Мы решили, как говорится, идти в ногу со временем. У нас появилось очень много электронных примочек и приставок, в которых нужно было очень быстро разбираться, сразу записывать, и чтобы это на сцене еще работало. А Руслан - он электронщик, он играл на клавишах, прекрасно разбирался в электронике, в секвенсорах, и поэтому его и взяли. А Мазаев – у нас давнишняя дружба с ним, и, так как духовой инструмент никто еще не отменял, мы решили его внедрить. Я пытался и сам - я же учился играть на саксофоне - но против Сережи это было бесполезное дело….19 Артур Беркут
Гастроли
На концерты в Пензу группа выехала уже с Мазаевым…
26 ноября – 1 декабря, Пенза, Дом Офицеров, 12 концертов (по 2 в день)
...на концерте Автографа в Пензе... Дату проведения я уже не помню... А сам концерт проходил в Гарнизонном доме офицеров. Оператор сидел в середине зала и мы с друзьями (а наши места были как раз перед ним) доставали его различными вопросами. На самом деле концерт нам очень понравился!!!
Помню одно, что на предыдущих концертах (записи показывали друзья) они называли весь состав группы по имени-отчеству: Артур Вячеславович Михеев и т.д. Тогда они привезли нам свою сюиту "Нам нужен мир". Впечатления были потрясающие! Беркут так пел, что по коже мурашки бегали. До сих пор его считаю лучшим голосом России. Да и все остальные музыканты молодцы! профессионалы!!!
Песни в концерте шли в следующем порядке: Дитя - Не спеши взрослым стать - Проигрыш и Акселерат - Головокруженье - Проигрыш и Нам нужен мир
Это была первая часть концерта. Потом, во второй части, были разные песни. Николай Чеканников
Микрофон включён!
Один из концертов, а также встреча зрителей с музыкантами и интервью с группой были записаны местным телевидением. Часть отснятого материала в декабре была показана в молодежной музыкальной программе «Микрофон включен!».
Наши договорились с Автографом о записи и проведении пресс-конференции по окончании концерта. У них были все инструменты Yamaha (гитары и барабаны). На пресс конференции Ситковецкий сказал, что это что-то типа промо акции. И примочки у него звучали отлично.. Комментарии к песням, как всегда, давал Ситковецкий. Николай Чеканников
Мы приедем в Москву, мы надеемся записать песню для «Новогоднего огонька», нашу новую песню, которая в Пензе не звучала, она только в стадии репетиций, затем гастроли в Куйбышеве во Дворце спорта и начиная с 27 декабря мы начинаем большую серию концертов в Москве в Лужниках на Малой спортивной арене, это будут не сольные концерты и у нас будет очень много времени, целый месяц, возможность не только вечером выходить на сцену, но и репетировать с утра, поверьте, для нас это очень важно. Как ни странно нам очень трудно найти время для репетиций - довольно насыщенный график концертов, график гастролей.20 Александр Ситковецкий
Студия
Осенью «Автограф» получил приглашение принять участие в «Новогоднем огоньке», поэтому вернувшись из Пензы, группа отправляется в студию записывать фонограмму для своего выступления.
Это было первое “взрослое” приглашение в советский шоу-бизнес, мы долго пыхтели в престижном Первом Тон-Ателье в Останкино (их лучшая студия звукозаписи на то время), записывая “Мир в Себе”, все переругались. После нескольких дней работы, прослушав на “свежее ухо” запись, мы остались ею недовольны. Настолько недовольны, что решили с такой записью в эфир не выходить, хотя Огонек был пределом мечтаний для любого советского артиста, не говоря уже о рок-группе. Вот такие были принципы... Представить себе, что известная рок-группа добровольно откажется от супер-популярного всесоюзного эфира из-за претензий к качеству собственной звукозаписи… сегодня сложно. Александр Ситковецкий
Завершение гастролей
Сергей Мазаев и Руслан Валонен становятся полноценными членами коллектива.
Мазаева, Валонена оформили, но как платили сначала - не помню, возможно первые концерты Мазаю Феля платил как-то по-другому, окладов точно не было, а потом сделали ставки. Александр Ситковецкий
19-23 декабря, Куйбышев (теперь Самара), Дворец спорта, 10 концертов по отделению (?) (по 2 в день)
Куйбышев на сцене не помню (за сценой помню)), но сольник в голову не приходит, думаю было отделение. Александр Ситковецкий
Завершился год для группы участием в больших сборных новогодних концертах
27 декабря 1986 – 11 января 1987 в МСА Лужники, 16 концертов номером, с участием Ирины Понаровской, ансамбля «Экспресс» Александра Пульвера, «Вейланд роуз» и других.
Просто новогодний “сборник” с номером. Александр Ситковецкий
Итоги
По итогам года хит-парад «Звуковой дорожки» поместил «Автограф» на второе место в номинации «Лучшая группа», а «черный» альбом группы на третье в номинации «Лучшие грампластинки».
В 1986 году «Автограф» 178 раз выступал перед зрителями в 37 городах, 6 раз выезжал за границу, в том числе провел там два тура, принял участие в 5 значимых (в той или иной степени) крупных (и не очень) музыкальных мероприятиях (фестивалях).
Карта событий 1981 года
- Байки от «Автографа». – www.avtograf25.ru, 25 февраля 2005
- С60 - 24129 – 000 Ансамбль «Автограф». – Комсомольская правда, 13 февраля 1986
- Автограф. – In/Out, №66, 8 октября 2008
- Фестиваль друзей. – Московский комсомолец, 10 июля 1986
- Мы - за!. – Московский комсомолец, 10 сентября 1986
- "Автограф" в Финляндии. – Московский комсомолец, 30 октября 1986
- ССОД, группа "Автограф". Письмо, 11 июля 1986
- Neuvostoliiton rockin ylpeys Turussa. - Turun Sanomat, 6 октября 1986
- Автограф: от Intro до Coda. – www.avtograf25.ru, 26 февраля 2005
- Виталий Куликов, Александр "Alexx-Off" Молодяков Интервью с Артуром Беркутом. – metalrus.ru, 26 апреля 2011
- Александр Ситковецкий Рабочий журнал. 1972-1990