AI обладает огромным потенциалом для преобразования отрасли розничной торговли, улучшая как качество обслуживания клиентов, так и операционную эффективность. Ретейлеры, которые используют AI, могут получить значительное конкурентное преимущество.
На протяжении последних нескольких лет AI-технологии совершают настоящую революцию в сфере ретейла. Искусственный интеллект помогает компаниям розничной торговли во многих направлениях: от улучшения качества обслуживания клиентов до повышения операционной эффективности. Коммерческий директор Napoleon IT Константин Прайс рассказывает о том, как ретейл-компании используют AI-технологии для развития своего бизнеса.
1. Персонализация в подходе к клиенту
Искусственный интеллект может анализировать данные о клиентах, которые собирает компания, чтобы понять их покупательские привычки, предпочтения и болевые точки. Ретейлерам можно использовать эту информацию для персонализированных предложений: рекомендаций по продуктам и проведения рекламных акций, что позволяет улучшить качество обслуживания клиентов. К примеру, если клиент часто покупает спортивную одежду, то он получит персональные рекомендации для приобретения новой экипировки для тренировок, популярного оборудования для занятий в домашних условиях или спортивного питания.
2. Управление складскими запасами
Искусственный интеллект также помогает компаниям розничной торговли оптимизировать процессы управления запасами. Анализируя данные о продажах, AI-системы прогнозируют, какие товары будут продаваться, когда и в каких количествах. На основе этой информации системы планирования автоматически способны принимать эффективные решения об оптимальном управлении запасами.
3. Управление продажами
AI-алгоритмы применяются для анализа и оптимизации ассортимента, планирования промо и оптимизации ценообразования. Это позволяет ретейлерам минимизировать потери и издержки, извлекать дополнительную прибыль и сокращать время на принятие решений. Подобные задачи в ретейле без применения AI-технологий решить практически невозможно.
3. Антифрод-системы
AI-технологии можно применять для выявления и предотвращения мошенничества в режиме реального времени. Алгоритмы искусственного интеллекта анализируют поведение клиентов во время покупок, чтобы обнаружить нетипичные действия, которые могут указывать на незаконную деятельность. Это помогает ретейлерам минимизировать риск мошенничества и защитить свой бизнес от финансовых потерь.
4. Интеллектуальные чат-боты
Чат-боты с искусственным интеллектом предоставляют покупателям круглосуточную поддержку, отвечая на поставленные вопросы и быстро решая возникающие проблемы. Это улучшает качество обслуживания клиентов и снижает нагрузку на сотрудников службы поддержки. Помимо этого, интеллектуальные чат-боты способны оказывать консультации и рекомендовать товары к покупке, что ведет к увеличению выручки компании.
5. Анализ отзывов и обратной связи
AI-технологии помогают ретейлерам, в особенности на маркетплейсах, картах, сайтах и мобильных приложениях, проводить анализ отзывов, чтобы быстро реагировать на обратную связь покупателей. Таким образом, ретейлеры могут, формировать по сегментам отрицательные и положительные отзывы, а затем анализировать их для улучшения качества обслуживания. Кроме того, генеративные сети позволяют формировать автоответы на данные отзывы, повышая доверие покупателей к бренду.
Глобальный тренд на AI
AI обладает огромным потенциалом для преобразования отрасли розничной торговли, улучшая как качество обслуживания клиентов, так и операционную эффективность. Ретейлеры, которые используют AI, могут получить значительное конкурентное преимущество. Именно по этой причине на глобальном рынке в сфере розничной торговли фиксируют быстрый рост использования искусственного интеллекта. Согласно новому отчету Grand View Research, Inc., к 2030 году объем мирового рынка AI в ретейле достигнет $40,7 млрд. В России индустрия розничной торговли также все активнее внедряет подобные технологии. В исследовании «Яков и Партнеры» о трендах развития и внедрения AI говорится, что наибольший экономический эффект от использования традиционного искусственного интеллекта для экономики РФ ожидается именно в ретейле — порядка 1 трлн рублей в год. При этом полный экономический потенциал во всех сферах достигнет 22–36 трлн рублей.
Показательный пример — использование AI-технологий крупнейшим ретейлером в мире — Walmart....