Наверно, ни один другой патрон с точки зрения применимости на охоте не вызывает столько споров, сколько первый патрон с проточкой отечественной разработки. И все эти споры, все эти попытки докопаться до истины начались не вчера, и даже не 10 или там 15 лет назад.
Так получилось, что в 1991-92 году первыми доступными гражданам карабинами стали СКСы из мобзапасов. Да, были еще винтовки СВТ-40, под наименованием ОСК-88 продававшиеся по цене мотоцикла Урал с коляской. И винтовки, и карабины Мосина тоже были - под названиями КО-44-1 и КО-44 соответственно. Но светок было ничтожно мало, мосинок немного, а СКСов - СКСов хватало тем желающим, кто готов был расстаться с суммой 350-600 советских рублей.
Соответственно - патроны были все больше те, которые из мобзапаса. И были эти патроны военного образца, с пулей ПС. С нее наш разговор и начнем.
Что такое пуля ПС? Это стальной сердечник, спрятаный в тоненькую свинцовую рубашку и укрытый оболочкой из биметаллического колпачка - слой томпака поверх низкоуглеродистой стали марки Ст-3
С учетом размера стального сердечника - расход цветных металлов при изготовлении пуль ПС был и остается минимальным. И пуля - максимум целесообразности. Стальной сердечник с плоским носом для лучшей нормализации, если пуля попадает под углом. Для той же цели и мягкий, легко деформируемый свинцовый нос, который при попадании в твердые препятствия увеличивает время соударения.
Как это работало? При соударении пули с твердым препятствием мягкий нос сминался, сердечник по инерции разрушал оболочку, за счет плоскости выравнивался перпендикулярно поверхности - это и есть нормализация. Все это обеспечивало пулям довольно таки неплохую пробивную способность. Свинцовая рубашка между оболочкой и сердечником была нужна для того, чтобы пуля легче вдавливалась в нарезы и сохраняла некоторую способность деформироваться при движении по стволу - это важно для увеличения ресурса ствола.
Для массового выпуска, для миллионных партий, для масштабных военных действий - лучшего не придумать. ПС дешевы, практичны и эффективны. За счет стального сердечника позволяют уничтожать небронированные и легкобронированые цели, а также живую силу в простейших укрытиях.
При попадании в двуногую биоцель пули ПС практически не деформируется и оставляет за собой раневой канал с входным отверстием порядка 7 мм и выходным порядка 10-15 мм. Останавливающее действие при этом невелико - но почти при любом попадании биоцель будет выведена из строя.
Для целей же охоты пуля ПС подходит условно. Да, тетереву или там глухарю- хватит с гарантией, при этом тушка не будет разбита. Если отстреливать лису или волка - выстрела по передней части будет достаточно. Косуля на рану не то, чтобы крепкая, мелкий подсвинок то же самое. А если кабан покрупнее - тут уже надо выбирать место попадания - либо шея, либо сердце-легкие, либо выстрел сзади, так чтобы пуля прошла вдоль позвоночника.
Почему - потому что пуля твердая, недеформируемая, легко пробивающая зверя насквозь в любом направлении. При этом не оставляющая повреждений, достаточных для того, чтобы уложить зверя на месте. А значит, стрелять нужно исключительно по месту.
Пулей ПС можно уложить лося, кабана или медведя - любого представителя русской тройки. При этом крайне желательно первым же попаданием перебить позвоночник - то есть, стрелять лучше наверняка, в шею.
Тем не менее, кому в руки впервые попадал СКС в качестве охотничьего карабина - обретали что-то вроде чувства превосходства.
И стреляли того же лося или сколько нибудь крупного кабана даже не так, как привыкли стрелять из ружья 12 или там 16 калибра пулей. А издалека, шагов с 300-400. И попадали, понятное дело, абы куда. Ии не попадали вовсен
И тот же лось с пробитыми легкими мог уйти довольно далеко. И забрести в такую чащобу, что вытаскивать его приходилось по частям. Если же обзадить и попасть не по легким, а по кишкам - зверь мог быть и вовсе потерян.
Автору этих строк доводилось разбирать лося, у которого под шкурой около лопатки обнаружилась ПС, пришедшая боком. Похоже, что пуля пробила шкуру, ударилась об лопатку и ушла в сторону.
И от таких вот охот, таких стрелков и ушедших либо вовсе потерянных трофеев в народе сформировалось мнение, что нарезное оружие вообще, а СКС в частности - малопригодны для охоты. И что нарезное оружие - это зло, от которого зверя приходится еще долго искать.
Нельзя сказать, что патронов с подходящими, охотничьими пулями не было. Автор этих строк когда то давно был в гостях у одного владельца ОП-СКС, человека более чем заслуженного. И помимо ОП-СКС, человек достал из сейфа пачку патронов. Патроны охотничьи 7,62х39, полуоболочка. И запомнилась фраза "Для стрельбы до 300 метров необходимо произвести пристрелку карабина СКС." И год выпуска как будто 1990.
То есть, использование этих патронов не в СКС, а в каком либо другом карабине и вовсе не предполагалось. И пули в них были полуоболочечные. Конструкция известная еще с 60х годов прошлого века - по патронам 5,6х39 и 9х53 с пулями типа "А". Колпачок из биметаллической фольги, открытый с одной стороны, заполнялся свинцом - получалась пуля с характерным свинцовым носом.
Эффективность подобных пуль в 7,62х39 не так, чтобы высокая. Нормальное раскрытие у них получалось на дистанциях до 150 примерно метров. На большем расстоянии скорость и энергия падали, пуля не раскрывалась, а работала, как обыкновенная, оболочечная. И бывало так, что пуля раскрывалась в кустах и вовсе не долетала до зверя.
Вот для примера полуоболочечная пуля, отстреляная в кевлар. Расстояние - метр. Свинцовый нос просто размазался по оболочке, пуля пыталась раскрыться, но у нее ничего не вышло.
Тем не менее, в сравнении с ПС это был большой шаг. Понятное дело, что полуоболочка продавалась не везде и не всегда. И некоторым покупать какие бы то ни было патроны мешала бытовая жадность. Действительно, зачем тратить деньги в магазине, если у знакомого прапорщика можно за бутылку разжиться цинком.
Более того, некоторые карабины, рассчитанные на применение патронов только с оболочечной пулей, патроны с полуоболочечными и/или экспансивными пулями подавать из магазина в патронник отказывались.
К 1993 примерно году патроны 7,62х39 для гражданского внутреннего рынка были с тремя основными типами пуль:
Оболочка со сплошным свинцовым сердечником и пустотой в носовой части - для лучшей стабилизации на траекториии - на фото слева.
Полуоболочка с оголенным свинцовым сердечником.
И пули еще одного типа - экспансивные, с отверстием в носу. На фото справа
Начнем с пуль в сплошной биметаллической оболочке. За счет отказа от стального сердечника у пуль немного увеличилась масса - с 7,9 гр до 8 ровно. Упростилось производство - для штамповки таких пуль нужен был только свинец и биметаллическая фольга.
Пули в пределах партии могли отличаться по весу и по диаметру - но в отведенные нормативом 80 мм на 100 метров прилетали исправно. За счет несколько большей длины и полой носовой части - оболочечные пули обладали чуть лучшей точностью и кучностью.
Но лучше всего летали пули экспансивные. На фото, где пули в разрезе - видно, что пуля несколько длиннее оболочечной и полуоболочечной. Плюс хвостовая часть пули сужена для уменьшения аэродинамического сопротивления - летящая пуля с такой хвостовой частью создает за собой меньшее разрежение - увлекая за собой воздушные массы в меньшем объеме.
Что и подтверждалось на практике. Пули с отверстием в носу у абсолютного большинства стрелков показывали наилучшие результаты. Но работа экспансивных пуль по зверю получалась весьма нестабильной.
На фото хорошо видно, что эти самые экспансивные пули представляют собой трубку из биметаллической фольги, заполненную свинцом. И в зависимости от сложившихся факторов, экспансивные пули могли работать по зверю разнообразнейшим образом. И как оболочечная пуля и как сверхчувствительная экспансивная.
Методом проб и ошибок некоторые охотники приходили к следующему решению. Если затвор исправно подавал из магазина в патронник патроны с пулями любого типа, то брали за основу обыкновенную полуоболочку и немного ее модернизировали.
У пули острым ножом срезали выступающий свинец - просто и без затей. И немного выравнивали срез - так, чтобы оболочка равномерно выступала над свинцовым сердечником. Пуля становилась легче примерно на 0,35 грамма, за счет худшей аэродинамики быстрее теряла скорость, но взамен приобретала нечто гораздо более важное. Способность контролируемо разворачиваться и внятно работать по зверю. На загонных охотах далеко не стреляют - 100 шагов много. И такие плосконосые пули были безопаснее - ложились в землю на меньшей дистанции и никогда не давали рикошетов.
Но в любом случае это было народное творчество, которое где то использовалось, а где то о таком и не слышали. И в формирующемся общественном мнении 7,62х39 стал считаться патроном неоднозначным. И для охоты на зверя не очень то и пригодным. Доходило даже до того, что в некоторых охотохозяйствах охотники с оружием под патрон 7,62х39 и вовсе до охоты не допускались.
И эта самая неоднозначность охотничьего оружия под патрон 7,62х39 послужила поводом к появлению карабина Тигр под 7,62х54 и Сайги и Вепря под патрон .308. Лишняя тысяча Джоулей решала дело даже с дрянной полуоболочечной пулей - кусок свинца, вытарчивающий из колпачка биметаллической фольги.
Откуда же взялась эта самая неоднозначность? Факторов было несколько.
Первый - конструкция пули, вернее - отсутствие подходящей по конструкции пули для зверовой охоты вывело 7,62х39 из игры и оставило этот замечательный патрон на вторых ролях. Вот для примера - небольшая подборка разнообразных импортных пуль для зверовой охоты. И аналогов нашей полуоболочки почему то среди них нет.
Второй - использование для охоты оружия войскового образца, предназначенного совсем для другого. Задача оружия военного - это стрельба по силуэтам. И для того, чтобы вывести оппонента из строя - достаточно просто в него попасть. На охоте точность попадания по месту имеет критическое значение - особенно если патрон по мощности не дотягивает до 2,5кДж.
А что, собственно, хотеть большего от 7,62х39?
Он разрабатывался именно как промежуточный патрон. Для выведения из строя живой силы и некоторым образом, техники. Патрон самодостаточный, из него изначально был выжат тот максимум, на который он способен.
А что же оружие под него?
Оружие из мобзапасов не всегда соответствовало ожиданиям. Брали то, что давали - возможность выбора была далеко не всегда. И часто так бывало, что тот же СКС оказывался с воронкой на дульном срезе - просто от того, что срочники чистили его с дульного среза прилагающимся стальным шомполом без колпачка для защиты нарезов - который, к слове сказать, на пенале используется в качестве крышки. Соответственно, нарезы на дульном срезе, так называемая корона - оказывалась бездарно испорченой. Соответственно, кучность оставляла желать много лучшего.
Но вот допустим , нашлось приличное изделие. И пес с ней, со зверовой охотой - оставим ее. Что бы у нас получилось с охотой на того же тетерева или там глухаря с 7,62х39. Бесспорно, что то бы получилось, но так себе - не очень. Тот же СКС совершенно неприспособлен для установки оптики. А значит, надо городить какое то основание, и на него уже вешать кронштейн с оптикой.
После чего из снаряжать магазин из обоймы уже не получится - только по одному патрону и из руки. Щеки на прикладе нет и быть ее не могло - а значит, голова стрелка висит в воздухе.
Сайги и Вепри ушли подальше - там уже и магазин сменный. и боковая рельса есть и щека.
И Вепрь с 590 стволом серии АА, по сути и смыслу бывший РПК - вполне уверенно собирал 55 мм на 100 метров с упора.
Использовали в качестве мишеней красно-черные пачки из под патронов КСПЗ - присобачили их к щиту и стреляли по ним. И что характерно, пули ложились практически в пределы пачки - а это две угловые минуты.
Это обычная валовка, из пачки, без всякого отбора. Если вооружиться весами, штангенциркулем и микрометром и откладывать в сторону патроны слишком тяжелые и слишком легкие, сильно отличающиеся по длине и по диаметру пуль - из трех примерно пачек получается 22-25 патронов болл-менее одинаковых. И эти одинаковые позволяют собирать уже не 55 миллиметров, а 35-40. А бывало и лучше.
То есть, глухарю на дистанции до 150-180 метров вполне бы хватило и кучности и энергетики в сочетании с останавливающим действием. То есть, 7,62х39 вполне мог бы быть аналогом .22Hornet, а в чем то даже его превосходить. В распространенности и доступности, в останавливающем действии. Цена - если собирать 7,62х39 на латунной гильзе, с пулей стабильного качества и в томпаковой оболочке - даже и в этом случае была бы ниже.
Но таскать с собой, с учетом веса оптики, пять килограмм железа - удовольствие ниже среднего.
4 кг - это без магазина и без оптики.
Плюс Вепрь весь состоит из углов и острых граней - это не охотничье оружие, а бывший пулемет, минимально адаптированный дл охоты.
7,62х39 мог бы полностью раскрыть себя в болтовом карабине. Выпускались одно время Барс-4-1 под 7,62х39. Но выпущено их было крайне мало да и спросом большим они не пользовались.
И свои 50 мм он выбил даже при заводском отстреле. И по мишени видно, что если не гуляющая скорость и пули, разбегающиеся вверх-вниз, результат бы выше.
Но к редкости карабинов в 7,62х39 тут еще вот что. У нас привычнее держать один карабин универсального калибра на все подряд, чем заводить несколько разных стволов под свои задачи.
Еще - некоторые правильные охотники почему то считали и продолжают считать , что стрелять того же глухаря из нарезного карабина - неправильно. Что птице надо давать шанс и так далее. То есть, добыть птицу чисто, подобрать на месте попадания - это негуманно. И чистая тушка без дроби - это тоже нехорошо. А вот хлопнуть дробью, засыпать лес свинцом, потом не найти подранка, которого съест лиса или куница - это нормально, это хорошо. И гуманно
Еще - подлили масла в огонь наши законодатели -закогнобратели. До недавнего времени можно было охотиться на боровую с любым калибром. А теперь только .22LR и 22WMR - бокового боя. Больше, почему то, нельзя.
И остается 7,62х39 либо дешевым патроном для тренировок и спортивных соревнований. Либо охотничьим калибром для немногих любителей.