Любили казачата деда Акима, он завсегда сидя на завалинке и сказку или байку какую мальцам расскажет а часто и конфетами угостит .Дед всегда считал, что детей надо баловать пока у них детство есть. А потом уже возраст, кони, учеба да служба. Уже не до баловства. Дед Аким Харитонович в свое время сам дослужился до урядника и толк в казачьей службе понимал.
Вот и сегодня летним вечером обступила детвора деда, а ну расскажи диду какую бывальщину из казачьей жизни, нам интересно.
Дед улыбнулся, расправил седую окладистую бороду – ну слухайте тогда пострелята.
Казаки испокон веку живут Войсками. Каждое в своей Области. На краю одной такой Войсковой области был одинокий казачий хутор Феофана Трошкина. За хутором Трошкина как раз степь начиналась, и краю ей не было. Вот вы не поверите, поди робята, а это красотища и воздух степной, такого нигде не встретишь, будто волей напитан. Но вернемся к нашему Феофану. Слыл он казаком ленивым, а на самом деле скорее от природы был нетороплив. даже фамилия Феофану от пращура досталась такая потому как тот всегда любил трошки погодить.
А тут вышло распоряжение по Войску оберегать посевы от набегов сусликов, коих в степи всегда великое множество. Но выполнять, то распоряжение по Войску Феофану действительно было лень. Суслики очень любили хлебные злаки и обычно вовсю изничтожали посевы на хуторе. Но и обносить посевы рвами от грызунов это ж такой труд. Годил годил наш Трошкин, да и решил - лучше курями пожертвовать чем хлебом. Да и отправился в ближнюю большую станицу, Привез оттуда хорька, поселил на хуторе. И набеги грызунов зараз и прекратились.
Стали суслики с той поры посевы Феофана обходить, дух хорька суслик совсем не терпит. Правда хорек охотник и на своей территории курей изничтожает регулярно. От трех до десятка зараз бывает удушит. И не ест почему то, хотя да, инстинкт видимо спокойно жить зверю не дает. А против природы ведь ничего путного человек никогда не сделает. Но Феофан считал, что эта потеря невелика есть. Зато посевы сохранены и ты завсегда с хлебом если год урожайный.
Вот и пойми от лени такое благо или от неторопливости.
Я это к чему мальцы рассказал? Наша с вами казачья жизнь спешки не терпит. И к решению проблем завсегда нужно подходить раздумчиво, трошки погодить. Будет польза и тебе и обществу.
О прощении
И снова сидит дед Аким на завалинке, греется на весеннем солнышке. Пасха уже скоро и стар казак этому искренне радый. А казачата живым ручейком вокруг деда. Расскажи чего диду, нам интересно
Ну слухайте тогда пострелята – дед встал, размашисто перекрестился на видимый неподалеку крест Храма, скинув папаху с седой головы. Снова сел, откашлялся, подале прогоняя свою старость и хворость и негромко загутарил.
Сегодня какой день робята? Правильно, Прощеное воскресенье. Казак он Вере привержен. А значит должен уметь прощать, поскольку это нам и предками заповедано и Господь сие указал. Сильный человек не должен хранить обиду. Это шибко неправильно и вообще недостойно православного Воина. Нехай вороги наши обиды хранят. Казак и так по краю ходит, оберегая родную землю. Вот расскажу бывальщину.
Жил в станице казак Иван Карпович Шлеев. Было у него три сына погодка Иван, Карп да Михайло. Всех отец вырастил казаками. Отправил на действительную службу И вот ведь лихо какое – убили его Ивана в Туречине. Во время очередной военной распри. Тогда было такое время победители побежденных брали в полон, а бывает и в полную неволю. Турок мы тогда победили. Многих невольников в столицу Войска тогда привезли. И узнал Иван Карпович, что и убийцу его сына в том полоне привезли. Вскипело родительское сердце робята. Захотелось в глаза тому турку посмотреть, сказать все что думает. А може взяв грех на душу и убить того турка. Собрался, поехал.
Но приехал как раз под Прощеное. Зашел в Храм у дороги и долго молился Богородице, светлея лицом. Понял казак, что это испытание ему такое. Бог же еще двух детей ему оставил, только старшего призвав до Себя. И это явный знак, что хватит крови.
А увидел турка, так сердце чуть не остановилось. Безусый мальчишка и сам не радый, что того казака посек. Посмотрел на турка Иван Карпович и ясно понял одно – надо нехристя простить. Война это судьбина казачья, тут как удача выйдет. Не вышла в тот раз. Случается и часто. Вспомните робята у Мишки да Степки которые среди вас рядом тоже отцы со службы действительной не возвернулись. Судьба такая. И к этому казаку сызмальства нужно быть готовым. Как и к прощению.
Не просто сказать бездумно - прости. а чтобы душа твоя это приняла и успокоилось сердце. Община наша казачья она же семью не оставит в любом случае если казак погибнет. Не бывает такого. А возвращаясь к Ивану Карповичу скажу так. Не успокоилось сердце того казака, пока он этого турка из неволи не выкупил да на родину не спустил. И на душе покой наступил. Вот что значит прощение робята.
Предыдущая часть: