В норме вся группа свистящих звуков и «Ц» появляется к 3-4 годам.
Если малышу уже 4, а фонемы так и не получаются или же произносятся искаженно – это считается нарушением звукопроизношения и определяется как сигматизм (если проблема только в артикуляции) или парасигматизм (если звуки начинают заменяться другими, например, Ш, Ж, Щ или ТЬ, Ф и т.д.). Тогда необходимо начинать коррекцию самостоятельно или с логопедом.
Есть несколько методов, благодаря которым можно научить ребенка произносить букву «Ц»:
- Объясните правильное произношение. Покажите ребенку правильную артикуляцию свистящего звука «Ц». Уделяйте внимание положению языка и губ. Обратите внимание на то, что произношение буквы «Ц» сопровождается соприкосновением кончика языка с верхними зубами.
- Рассматривайте карточки с изображениями предметов. Попросите ребенка назвать предметы, на которых изображены предметы с буквой «Ц».
- Повторение и игры. Используйте игры, загадки и песни, в которых присутствует буква «Ц». Ребенка будет легче увлечь обучением, если занятия будут в игровой форме.
Правильная артикуляция буквы «Ц»
В процессе артикуляции буквы «Ц» кончик языка поднимается к верхним зубам, и контактирует с ними. При этом происходит выдох воздуха, а звук возникает из-за того, что воздух проходит через узкое отверстие между кончиком языка и зубами.
При артикуляции буквы «Ц» рот должен слегка приоткрыться, язык находится в верхней части рта у основания верхних зубов. Во время повторения этого звука не должно быть никаких вибраций гортани. Важно при произношении звука «Ц», уделить внимание положению языка и губ, а также постоянно практиковаться в произношении слов и фраз для улучшения артикуляции.
Способы постановки звука «Ц»
Постановка звука «Ц» требует правильной артикуляции. Вот несколько способов постановки этого звука, которые могут помочь:
Упражнения с языком. Попросите ребенка, тренирующегося в произношении звука «Ц», выполнить определенные упражнения с языком, например, касание кончиком языка верхних зубов и удержание его в этом положении.
Практикуйте звук в словах. Используйте слова, в которых есть звук «Ц», просите ребенка произносить их медленно и четко. Можно начать с простых слов, а затем перейти к более сложным.
Работа над дыханием. Звук «Ц» возникает в результате выдыхания воздуха, необходимо практиковаться произносить звук на выдохе.
От стечения Т и С. Быстро произносим ТС вместе, с сильным выдохом. Далее пробуем коротко и громко произнести АТС.
С механической помощью. Ватной палочкой или ложкой прижимаем кончик языка за нижними зубами, получается положение «горочка». Просим ребенка с сильным выдохом произнести ТА, прижимаем кончик чуть ниже, получается Ц.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц речевого аппарата, улучшение артикуляции звука и коррекцию результатов произношения. Перечислим некоторые примеры артикуляционных упражнений для Ц: Улыбка, Трубочка, далее их чередование, Горка, Лопаточка, Футбол, Чистим зубки, Непослушный язычок (похлопывания). Артикуляционная гимнастика может быть частью комплексной программы логопедической коррекции. Регулярные занятия и практика помогают улучшить произношение и артикуляцию звука.
Логопед может предложить технику наиболее подходящую именно для вашего ребенка, так можно значительно быстрее улучшить артикуляцию звука «Ц».