Многосерийный мультфильм "Пушкин и… Михайловское" режиссера Екатерины Гаврюшкиной – пример современной отечественной анимации, представляющий для самой широкой публики новую интерпретацию мифа о главном русском литераторе. Он может и похож на детский, но только на первый взгляд. Рассказывая историю о том, как Пушкин жил в ссылке в имении матери в сельце Михайловском Псковской губернии, этот мультсериал раскрывает созвездия отсылок к биографии и творчеству Александра Сергеевича. А устроен он как художественное произведение – языком искусства единый сюжет сшивает вместе быт и творчество поэта, фантазию и реальность. Каждый элемент и каждая деталь оказываются важными проводниками просмотра.
В каждом из двух сезонов мультсериала – по 26 трёхминутных новелл, повествующих о курьезных, неловких или волшебных ситуациях из жизни поэта среди сельских пейзажей. Каждая серия – динамичная, она требует особого внимания и настройки. Визуальный ряд не сопровождается диалогами, передаются только эмоции персонажей. Нет слов, поэтому важное место отведено музыкальному сопровождению – оно не просто задает звуковой фон происходящему, а усиливает восприятие визуального ряда и подчёркивает его тонкости.
По словам режиссера Екатерины Гаврюшкиной, создателям мульсериала "важно было не просто рассказать истории про Пушкина, даже основанные на воспоминаниях, письмах и других свидетельствах, но показать последовательные изменения, зафиксировать духовный, а вместе с ним и творческий рост нашего героя. И каждая серия – это определённая веха, шаг вглубь, вперёд и вверх".
Чтобы показать эти сложные духовные изменения и творческий подъем Пушкина в изгнании, был выбран непростой путь: оживить образ героя, сняв с него печать идеала и символа, пользуясь биографическими фактами и свидетельствами как материалами для отражения внутреннего мира поэта. И сделать это средствами художественного выражения, понятными всем.
Визуальный ряд
"Пушкин и... Михайловское" состоит из 52 серий, каждая из которых длится 200 секунд – это 3 часа анимации! Плотность происходящего и активное развитие, при этом, позволили вместить в каждый отдельный эпизод целые множества смыслов. Мультипликация для создателей, по словам продюсера Игоря Гаврюшкина – это "художественный язык, где воображение зрителя дополняет героя, позволяет зрителю вместе ним пережить все перипетии и приключения – даже фантастические, даже самые немыслимые – и через такое совместное переживание героя понять и полюбить".
Визуальный ряд выполнен в особой технике, которой пользовался, например, Юрий Норштейн – технике перекладки. Глубина создается за счет наложения плоских слоев и фигур, смещающихся друг относительно друга.
В создании проекта приняла участие художественная студия "Муха" во главе с руководителем Артуром Абдрахмановым. Но это только один из слоев работы над визуальной составляющей!
Художником-постановщиком выступил Игорь Шаймарданов, который уже более двадцати лет рисует трогательные образы деревенского Пушкина. Поэт у него – не символ, а живой человек: немного наивный, любопытный и растерянный, совсем как ребенок. С каждым новым рисунком и с каждым новым эпизодом он преображается. Эти образы – душа мультсериала. У каждой серии есть свой исходный набор рисунков художника, которые задавали характерные цветовые и композиционные акценты, а также общую атмосферу отдельных сюжетов.
Музыкальный ряд
В мультсериале нет диалогов и произносимых слов вообще – только цитаты фрагментов произведений в конце каждой серии, ёмко собирающих основные смыслы. Реакции персонажей и эмоциональная насыщенность повествования усиливается звуковым сопровождением: музыкальная партитура здесь играет роль закадрового текста, который ведёт зрителя. Композитор Вячеслав Круглик "раскрасил" каждый сюжет музыкой, добавил еще один слой произведению. В процессе создания он смотрел серии вместе со своими детьми, корректируя музыкальный ряд, обращая внимание на мельчайшие детали настроения сюжетов и их восприятия.
Музыкальный и визуальный ряды создают особое узнаваемое пространство, в котором повседневность Пушкина сосуществует со сложным миром его внутренних переживаний, стихий. Наслоение этих рядов, как в технике перекладки, задаёт смысловую и эмоциональную многомерность мультсериала. Всякая деталь, даже незначительная на первый взгляд, даёт зрителю дополнительный ключ к открытию смыслов. Поэтому отдельные серии интересно пересматривать, улавливая новые значения и всегда удивляясь заново тому, сколько их может поместиться всего в трёх минутах.
Как отмечает Екатерина Гаврюшкина, материал трансформировался в законченное произведение в процессе создания, когда его разные уровни обогатили друг друга. Это привело к тому, что мультсериал смог принимать форму полнометражного – его стало возможно монтировать для просмотра как дома, так и на экранах кинотеатров, в школах или филармониях.
Смысловой ряд
В мультсериале есть множество отсылок к биографическим фактам из жизни Пушкина, скрытых намёков и цитат, образов героев произведений, исторических персон из прошлого: все это формирует еще один слой художественного произведения – содержательный. Просмотр отдельной серии, таким образом, располагает к обсуждению: того, что в ней произошло, и того, что в ней скрыто или завуалировано.
В социальных сетях мультфильма можно увидеть примеры размышлений об отдельных эпизодах – каждый из них комментирует Юрий Стрекаловский, представляя зрителям свои трактовки символов и нюансов, которыми полон мультсериал о Пушкине в Михайловском. И, конечно, там всегда можно поделиться своим собственным опытом .
Ссылка на сообщество ВКонтакте