Прошли революционные двадцатые, бурные тридцатые. Наступали сороковые. Перед государством постоянно вставали новые задачи, поэтому и система образования продолжала меняться.
21 декабря 1939 года было принято Постановление СНК РСФСР "О состоянии всеобщего обязательного обучения в школах РСФСР". В нем говорилось:
«Ответственность за обеспечение учебного процесса и регистрации всех детей в школах теперь напрямую возлагалась на городские, сельские и поселковые Советы».
А к 1 января 1940 года Наркомпрос обязывался создать брошюры и сборники по вопросам воспитания детей для родителей. Книги, статьи и брошюры выходили и раньше, но пользовались спросом только у педагогических работников и наиболее любознательных граждан. Впервые это сделали государственным делом. Было решено, что родителей тоже нужно просвещать.
В 1940 году вступает в силу Постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий». Введение платы за обучение учащихся 8-10 классов было обусловлено экономической ситуацией в стране, которая готовилась к войне. Бесплатно можно было обучиться в военных, ремесленных училищах и фабрично-заводских школах. А вот что говорилось в этом постановлении о родителях:
«Освободить от платы за обучение во всех средних и высших учебных заведениях инвалидов-пенсионеров и их детей в том случае, если получаемая ими пенсия является для них единственным источником средств к существованию.»
Вот так государство решало насущные задачи того времени. Думаю, что многие были недовольны таким постановлением. Однако правильность такого решения подтвердилась в 1941 году.
После войны в стране постепенно налаживалась мирная жизнь. Восстанавливали школы, печатали новые учебники, возвращали в классы учителей и учеников. Менялась и сама школа.
В 1954 году было отменено Постановление о плате за обучение в школе.
А в 1958 граждане знакомятся с Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Интересно, что в документе нет ни одной статьи с правами или обязанностями родителей (законных представителей).
Кроме статьи 5:
«Статья 5. В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Установить, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.»
Читая эту выдержку из закона можно сделать вывод, что для государства было важно, чтобы трудоспособные папы и мамы не думали о том, чем и как заняты их дети. Государство брало на себя эти заботы. В ответ от родителей требовался эффективный труд.
А вот в приложениях к закону 1958 года роль родителей расписана более подробно:
«В школах следует более активно привлекать родителей к организации самообслуживания учащихся, в частности, к дежурству в буфетах и столовых, ремонту школьных зданий, заготовке топлива, ремонту и изготовлению мебели и т.д.; при этом родители не должны выполнять работу за учащихся.»
Это, в том числе решало проблему нехватки рабочих рук. Читаем далее:
«Родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за своевременное определение детей в школу и посещение ими школы до окончания курса. Те из них, которые не обеспечивают посещения детьми школы, привлекаются к административной ответственности в порядке, устанавливаемом постановлениями советов министров автономных республик и решениями исполнительных комитетов краевых, областных советов депутатов трудящихся.»
Прошу обратить ваше внимание на то, что здесь нет и речи про учебу. Обеспечьте посещаемость. И всё. Идите работать.
Там же появляется статья о родительском комитете школы. Такие комитеты существовали в школах всегда, а теперь это было закреплено в документах на уровне государства.
В 1966 году партия и правительство констатируют недостаточный уровень образованности юных граждан, поэтому встает необходимость правого регулирования всех аспектов системы образования. Именно поэтому принимается Постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы»
Для меня же этот документ оказался интересен тем, что в нем впервые прозвучали слова «Устав школы». Проект Устава средней общеобразовательной школы нужно было разработать Министерству просвещения СССР в шестимесячный срок.
И опять указывается, что «ЦК КПСС и Совет Министров СССР призывают все партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации проявлять неустанное внимание к школе и заботу о ней, памятуя о том, что коммунистическое воспитание молодого поколения, дальнейшее развитие общеобразовательной школы являются делом всей партии, всего советского народа.» Не отдельной мамы или отдельного папы, а всего советского народа.
Итак, от бушующих двадцатых мы постепенно двигаемся к спокойным, «застойным», семидесятым. На законодательном уровне акцент в воспитании и образовании всё больше смещается на семью и родителей, хотя по-прежнему задача воспитания – это задача всего народа.
А о самом интересном мы поговорим в следующей публикации!
Читайте, оставляйте реакции и комментарии.
Подписывайтесь на каналы СОВ!
Читайте и смотрите СОВ там, где вам удобно!
https://t.me/sov_gryzova