Арктика — суровый и холодный край, требующий особого подхода. Край, который вознаграждает только упорных людей и тех, кто относится к его природе бережно. Край, кусочек которого постоянно хочет умыкнуть из-под носа России Европа. Но, как говорится, что написано пером — того не вырубишь топором. Рассказываем, почему так важны экспедиции художников и писателей в Арктику. И почему искусство можно назвать новым ключом к освоению этого края.
На днях в музее Художественного освоения Арктики имени А.Борисова в Архангельске открылась выставка картин художников-участников творческих экспедиций в Арктику. Живописцы искали вдохновения в Ледовитом океане на борту «Михаила Сомова». А организатором экспедиций стали Архангельское отделение ИППО, АО «Первая горнорудная компания» Росатома, «Первая горно-машиностроительная компания», Союзы писателей и художников России.
Показать Арктику русской
Идея организовывать подобные экспедиции возникла не просто так. В 1990-е Арктика выпала из культурного пространства России – художникам стало неподъемно ездить туда, да и внимание к такому творчеству в стране пропало. Но вот прозвучало , что Россия возвращается в Арктику, началась разработка месторождений, по Севморпути пошли суда, а возвращения искусства в Арктику не произошло. Возвратить художников на Крайний Север, напомнить народу о его ключевом значении для России, и о многовековых правах нашей страны на эти пространства, решили организаторы экспедиций.
Идеальной площадкой стал принадлежащий Росгидромету «Михаил Сомов», который последние десятилетия обходит одну за другой метеостанции в Арктике, снабжает их топливом, продовольствием и оборудованием. Иногда там оказывается несколько свободных мест.
Я живу в Архангельске — это древние ворота России в Арктику. Потому что всё освоение Арктики до XX века шло исключительно через Архангельск, до тех пор, пока император Александр III, поставил стратегическую задачу поиска залива для незамерзающего глубоководного порта на Мурмане. Министр Витте отправил туда художника Александра Борисова, уроженца Красноборска, с целью сделать зарисовки береговой линии, природы, русского присутствия в Арктике, и эта традиция так и продолжилась в советские времена.
— рассказал «Царьграду» председатель Архангельского регионального отделения Императорского Православного Палестинского общества Владимир Станулевич.
Он напомнил, что раньше капитаны и герои-полярники не сходили со страниц произведений. Но наступили 1990-е, а Арктика стали списывать как нечто убыточное.
Вахтёры и «эвакуация» русской Арктики
Во главе угла встали вопросы прибыльно-неприбыльно, и потому к Крайнему Северу решили подойти с вахтовым методом. Местным жителям оставалось «эвакуироваться» за свой счет, полка квартиры в Арктике еще что-то стоили.
Но, главным образом, не поддержка государства старых поселений в Арктике привела к бегству старых поселений в Арктике уже за свой счёт. Брошенные дома в Диксоне я видел. Пятиэтажные, в хорошем состоянии. Или деревянные. Да и не только в Диксоне. Люди уезжали, продавая всё за бесценок. А кому продашь квартиру в Амдерме или в Диксоне? Если никто не приезжает, а все только уезжают. Поэтому всё, заработанное честным трудом в течение всей жизни, было брошено северянами, которые уехали.
— поделился Владимир Станулевич.
Свято место пусто не бывает
Проводимая Гайдаром и его соратниками политика в 90-х вела к опустыниванию Арктики. Беда в том, что пустое со временем становится ничейным. Так было в истории Русской Арктики.
Новая Земля долго не была заселена русскими, в Петербурге считали, что по традиции она считается русской землей. Ошибались. В 1910 году норвежский союз шкиперов в Тромсё объявил Новую Землю ничейной территорией. Норвежцы основали четыре постоянных поселения на северном острове Новой Земли. Пришлось архангельскому губернатору Ивану Сосновскому послать туда 120 солдат, и выкинуть норвегов с нашей территории. И после революции под вопросом оказалась принадлежность Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Только присутствие советского флага и полувоенных гидрографических судов типа «Персея» сохранило принадлежность арктических островов за Россией. Поэтому, расслабляться нельзя.
— подчеркнул собеседник «Царьграда».
Крайний Север может и выглядит местом негостеприимным, однако взгляды западных соседей притягивает регулярно. Тот же Севморпуть давно не даёт покоя Штатам. США убеждены, что трасса должна уйти из-под юрисдикции России и стать международной трассой. Новежские соседи уже второй раз отправляют в нарушение правил прохождения Севморпутем свои суда береговой обороны и других типов без подачи заявки в Минтранс.
Необходимость закреплять права России в Арктике не только на политической или военной арене, но и в культурной сфере – в глазах нашего населения и мировой общественности. Особенно мировой культурной общественности, никогда не относящейся к России агрессивно, ценящей её огромный вклад в мировую культуру.
Аргументами напоминающие о правах России станут и произведения искусства о Русской Арктике. Например, почти на всех картинах Александра Борисова есть поклонный поморский крест. Их тысячи по берегам Ледовитого океана — на могилах или во исполнение обета тех, кто спасся во время шторма. Или часовенка православная на Новой Земле. Или поморская шхуна с промысловиками. То есть, он везде обозначал присутствие России в Арктике. И когда он вёз картины на выставке в Европе, то через них доносил российскую принадлежность Арктики до общественного мнения Запада.
— объяснил Владимир Станулевич.
Арктика на полотнах и в жизни
Важно, чтобы Арктику считали русской не только за рубежом, но и в самой России. Но добиться этого непросто. Это суровый и нелогичный край, требующий от людей в разы больше усилий, чем на тех же более южных широтах.
Впрочем, не всё потеряно. Арктика завораживает, Арктика берёт эмоциями. А потому, козырь в привлечении людей на Крайний Север — это искусство.
Есть люди, которые не могут без Арктики. Это такая скорее эмоциональная компонента, традиция или воспитание. Или зов предков. И эмоции в первую очередь могут позвать в Арктику молодежь, нужную для ее освоения. Хотя бы привлечь ее внимание, давать сигнал – «остановись, не беги, посмотри - вот Арктика!». воздействует искусство. Оно должно, на мой взгляд, поддержать и позвать в Арктику. И эмоции переданные через искусство должны укрепить местное население которое держится за Арктику всему руками и ногами.
— поделился собеседник «Царьграда».
Когда организаторы задумывали творческие экспедиции в Арктику, то в первую очередь планировали посылать туда художников, фотографов, писателей, журналистов. Думали даже о композиторах. Оказалось писатели долго пишут, издают, а попавшие на борт «Михаила Сомова» художники сошли на берег уже с готовыми полотнами. И сейчас активно делятся эмоциями и впечатлениями после путешествия по Арктике.
Впрочем, не одним искусством. Предприниматели тоже осознали, что Арктика — это не только большие вложения, но и перспективы.
Арктику стали осваивать. И не варварскими способами, там появились предприятия, которые ответственно относятся к освоению этих чувствительных к экологии пространств. Появились предприниматели, заинтересованные в работе в Арктике вдолгую. Совмещение технической возможности, социального заказа на искусство и предпринимателей, играющих вдолгую и по-честному — вот это может привести к хорошему результату.
— подчеркнул Владимир Станулевич.
Один из попечителей проекта заместитель председателя Государственной Думы Петр Толстой приветствовала выставку словами: «Творческие экспедиции сильны объединением разных творческих людей. На «Михаиле Сомове» ходили художники, писатели, журналисты, фотографы. Мы будем расширять круг участников и географию проекта, привлекать людей искусства из разных регионов, и сохраним проект творческих экспедиций единым».
Приветствовали художников и заместитель председателя комитета Госдумы Александр Спиридонов, генеральный директор ПГРК Сергей Незамаев, председатель правления Союза писателей России Николай Иванов, а генеральный директор «Первой горно-машиностроительной компании» Игорь Семенов приехал сам и пригласил с собой почетного полярника, летчика и Героя России Николая Гаврилова.
Сейчас на экспозиции в музее Художественного освоения Арктики имени А.Борисова в Архангельске представлены 80 картин художников Рашида Сагадеева, Лады Подольской, Ивана Александрова и Всеволода Видякина и фотографии писателя и фотографа Юрий Шурчкова.
А в ходе экспедиции архангельское отделение ИППО передало на каждую посещённую метеостанцию молитвословы и иконы святителя Николая, покровителя путешественников и моряков.
Кроме того, во время экспедиции возникла идея создания православных икон святых и строительства часовни в Малых Кармакулах, где проживают метеорологи и военнослужащие.