Что отличает старшеклассников, которые успешно готовятся к экзаменам, от тех, кто вроде бы как-то и готовится, но без результата?
Почему одни со временем выстраивают продуктивную систему обучения, а у других учёба так и идёт через пень-колоду?
Почему часть абитуриентов даже с невысокими баллами ЕГЭ потом закрепляются в вузах, после выпуска выходят на работу и становятся востребованными специалистами, а некоторых олимпиадников выгоняют уже после первого курса?
Можно сослаться на различия в мотивации и в основных школьных программах. Можно подумать про правильно или неправильно выбранную онлайн-школу или репетитора.
Но есть ли что-то на более глубоком уровне, что позволяет даже при неблагоприятных обстоятельствах и низкой базе выруливать на высокие баллы? И с чего на самом деле начинается эффективная подготовка?
Действительно важных личностных настроек, которые напрямую влияют на учёбу, не так много. Их можно перечислить по пальцам одной руки.
И начнём мы с самого главного – c внутреннего центра управления.
Внутренний центр управления – это глубинный рычаг для собственной деятельности.
Это тот самый личностный стержень, про который так много говорят психологи, коучи и другие специалисты.
Это субъектная позиция, которая позволяет осознать себя главным и активным действующим лицом в своей собственной жизни.
Первоочередная задача каждого ученика – нащупать в себе этот пульт управления и сесть за него.
Любая подготовка к экзаменам должна начинаться с того, что вы должны принять ответственность за себя и за свою учёбу.
Слово «ответственность» очень не нравится школьникам.
Оно звучит как нечто пока необязательное. Что-то на взрослом языке, эдаком нудно-русском диалекте. Что-то слишком официальное вроде «юридическая ответственность сторон», «административная ответственность», «ответственность за пожарную безопасность».
Но только так ваша учёба поднимется на принципиально иной уровень.
Даже сильнее: если вы не заберёте себе руль управления, никакой учёбы у вас не будет. Это будет имитация без реального движения вперёд.
Как только вы разглядите в себе внутренний стержень, вы поймёте, что никто не может подготовить вас к экзаменам.
К ним можно подготовиться лишь самому.
Самому это не значит в одиночку и без помощи.
Репетиторы, школа, онлайн-курсы, бесплатные видеоуроки и учебники – это всего лишь инструменты вашей самоподготовки.
Однако, они бесполезны, если вы не взрастите в себе того, кто сумеет ими воспользоваться.
По сути мы сейчас говорим об обретении себя.
Однако, себя нельзя получить ни от родителей, ни от природы, ни из книг и видео, ни от учителей или репетиторов. Себя можно только вылепить самим.
В этом нет никакой эзотерики или каких-то замысловатых духовных практик. Это всё очень прикладные и приземлённые вещи.
Вам нужно всего лишь пересесть из пассажирского в водительское кресло собственной машины и просто забрать руль своего автомобиля.
Это не значит, что нужно бежать куда-то и требовать его вам вернуть. Ни у кого не нужно вырывать его из рук. У вас его никто не отнимал. Он всегда был рядом. Просто вы сами его отдали. В какой-то момент вы стали всё больше и больше надеяться на халяву, надеялись выехать на ком-либо или чём-либо вовне. Предпочли водительскому креслу, теплое и мягкое ни к чему не обязывающее заднее сидение. Сидя в котором вы едете в направлении, которое выбрали не вы.
Как поместить внутрь себя это деятельное Я? Как на практике забирать руль?
Мысленно его не нащупать. Не верьте в изменения, которые происходят в голове. В голове можно попытаться сменить ориентиры, но реальные изменения достигаются только через деятельность.
Одной громкой заявки на самостоятельность, суверенность и независимость недостаточно. В подростковом возрасте очень соблазнительны слова «свобода», «независимость» и им подобные. Но без сформированного центра это всё оказывается всего лишь очередной зависимостью от чего-то другого.
Забрать руль означает:
1) Понять, что контроль за вашим обучением в ваших руках. У вас есть для этого все рычаги управления.
2) Осознать, что есть вещи вне вашего контроля. Вы не можете действовать там, где не ваша территория.
3) Начать действовать.
Это не одномоментное и единоразовое действие.
Руль будет выскальзывать, т.к. у вас скорее всего нет опыта управления.
Чтобы возвращать его себе, нужно научиться любую проблему переформулировать так: "Что я могу с этим сделать?".
Обратите внимание на схожую фразу, но с полностью противоположным смыслом: «Ну а я что могу с этим поделать?», сказанную характерным тоном.
Это полный отказ от каких-либо действий в своей зоне возможностей. Это бросание руля на полном ходу.
Когда лучшее время, чтобы встать в свой центр влияния?
Ответ только один: сейчас.
Для этого не существует какого лучшего времени или возраста. Никогда не рано и никогда не поздно нащупать в себе СЕБЯ.
Однако, по наблюдениям, это чаще всего спонтанно происходит в 10 классе. Нет давления ОГЭ, ЕГЭ не скоро, у школьников больше возможностей оглядеться, продышаться и спокойно взять руль в свои руки.
В этом случае рычаги управления оказываются в центре круга влияния, в самой сердцевине вашей воли. И увидев границы вашей территории влияния вы сможете эффективно действовать внутри них.
В общем-то всё, что требуется школьникам для эффективной учёбы, это привычка думать о своих действиях, своих ошибках, своих задачах, а не чужих. Вот панацея.
Всё остальное к этому приложится.
Поиск внутреннего стержня – это создание внутри себя действующего, проактивного, волевого центра.
И этот центр сформируется сам собой, если вы привыкнете думать о своих действиях.
Собственный волевой центр не появится, если ваши мысли будут заняты планированием чужих действий.
Себя нужно вылепить, с собой нужно установить контакт, себя нужно сформировать, а дальше на себя можно будет опираться.
Ваш центр должен быть сильным, чтобы прокачка навыка учёбы шла как по маслу. И мотивация, и самочувствие, и самооценка, и выносливость, и вдохновение – всё зависит от центра.
Именно центр дает энергию на деятельность. И именно в центр возвращается результат от деятельности.
Так и получается оборот энергии, словно оборот денежных средств. Мотивация растет одновременно с ростом достижений. Но для этого центр управления должен быть сильным.
Вам нужно осознать, что никто за вас ничего делать не будет.
Родители иногда делают, но лишь до определённого момента. Пока они видят в вас точное отражение себя. А другим это не нужно, у них свои личные интересы.
Да, вы находитесь в центре своего собственного мира. Но этот мир заканчивается на ваc. Другие люди также являются центрами своих миров, и это нужно всегда учитывать.
Вы центр своего мира, а не центр всего мира.
Всё, о чём мы говорим, не имеет ничего общего с эгоцентризмом.
Эгоцентрикам вообще живётся очень трудно. Они думают, что всё и все вокруг созданы для исполнения их желаний. Однако, интересы других людей нужно понимать и учитывать. Иначе получается так: «Ненавижу эгоистов. Они думают только о себе. И не думают обо мне»
Можно сказать, что вам следует влюбиться в идею стать самому себе хозяином. Влюбиться в идею работы над собой и идею кайфа от учебы и от труда.
Нужно научиться делать всё не напоказ, а ради своего собственного одобрения. Своего, а не чужого. Прокачка учёбы и рождение собственного Я начинается с того, что вы перестаете нуждаться в чьей-то обязательной реакции.
Начните понемногу знакомиться с собой, воспитывайте в себе честного, строгого и объективного наблюдателя, кто будет вас оценивать и чьих оценок вам будет достаточно, чтобы испытывать удовлетворение от того, что вы делаете.
Несмотря на то, что за свою учёбу отвечаете только вы сами, нужно чётко видеть границы вашего влияния.
Вы отвечаете именно за учёбу, а не за результаты учёбы!
Не нужно думать, что вам всё подвластно, что можете влиять на всё в своей жизни. Нельзя быть уверенным в каком-то конкретном результате на 100%. Слишком много факторов влияют на успех. Есть объективные ограничения.
Но даже для того, чтобы их видеть, нужно сначала стать субъектом зрения. Тем, кто будет видеть эти самые ограничения.
И так можно сказать про любую деятельность. Например, полезно анализировать свой учебный опыт. Но для этого снова руль должен быть у вас. Нужен субъект анализа: тот, кто анализирует.
В общем, любая подготовка начинается с того, что вы сами садитесь за руль своего автомобиля.
А в следующих статьях мы поговорим про дальнейшие действия.
Внутренний центр управления. Забрать руль!
29 января 202429 янв 2024
128
7 мин
4