Новая неделя - новая история жизни.
Многие искусствоведы по всему миру на сегодняшний день считают Наталью Гончарову одной из самых значимых художниц XX века. Приходясь знаменитой тезке, жене Александра Пушкина, правнучатой племянницей, она происходила из старинного дворянского рода, что совсем не помешало стать ей одной из самых первых женщин-авангардисток.
В одном из подъездов нашего ЖК «Русский Авангард» на стене изображена известная картина Натальи Гончаровой «Испанка».
О жизни этой удивительной женщины сегодня в рубрике #имена_в_проектах_ВДК
Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) – известный русский живописец, театральный художник и график. Внесла ощутимый вклад в развитие русского авангардного искусства. Кроме того, она была правнучатой племянницей супруги Александра Пушкина – Натальи Николаевны.
Наталья Гончарова родилась в деревушке Ладышино (Тульская губерния). Дочь московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова провела большую часть детства в деревне. Ей нравился сельский быт и тематика крестьянства.
Шла в скульптуру, но стала художником.
С 1899 по 1902 год Наталья была студенткой Московского училища живописи, ваяния, а также зодчества. Начала обучение на скульптурном отделении, и продолжила в классе живописи.
Первым, кто разглядел в Наталье Гончаровой художественный гений, стал Михаил Ларионов. Пара работала вместе около шестидесяти лет – в России и заграницей.
У них было много общего: родились в один год, в один год их семьи переехали в Москву, в один год будущие художники поступили в училище живописи, ваяния и зодчества.
Ларионов стал первым, кто сказал Гончаровой: вы живописец, «у вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» — так описывает историю перехода художницы от скульптурных к живописным образам Марина Цветаева.
Наталья послушала его, но небольшой скандал все-таки устроила. Три дня они не виделись. За это время Гончарова услышала, почувствовала и действительно «раскрыла глаза» на цвет. Из скульптора родился живописец. Гончарова не могла оторваться от рисования. За три дня ее комната наполнилась огромным количеством картин. Наталью увлекала не только игра с цветом, но и возможностью немедленного выражения мысли и чувств с помощью рисунка. Когда Ларионов пришел к Гончаровой он был восхищен и понимал, что не ошибся в своем предположение.
«Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались».
Найдя созвучия в творчестве, они нашли их и в личной жизни. Несмотря на протест родителей Гончаровой, пара сняла квартиру и стала жить самостоятельно. Стоит отметить, что на протяжении жизни Гончарова и Ларионов дополняли друг друга и помогали раскрыть свою индивидуальность. Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном».
Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. Даже когда у Ларионова появилась его Шурочка (Александра Томилина, любовница Ларионова на протяжении 30 лет, а после смерти Натальи Гончаровой — его вторая жена), а у Натальи Гончаровой — Орест Розенфельд (эмигрант из России, французский социалист) — это не нарушило согласия, которое царило между ними. Лишь в 1955 году Наталья Гончарова вышла замуж за Ларионова — ради того, чтобы картины, в случае кончины одного из них, оставались в семье.
Скандальное авангардное ню.
Наталья Гончарова была первой российской женщиной-авангардисткой. Ее первая персональная выставка закончилась скандалом: художницу арестовали, равно как и несколько ее картин, признав их порнографическими. Заключение продлилось недолго: Гончарову оправдали на следующий же день под предлогом того, что «выставка закрытая» — формальность, за которую «зацепился» адвокат.
Легенды о художнице.
После открытия выставки в «Художественном салоне» посетителям рассказывали завораживающую биография художницы. И что была в Париже, и работала под персональным руководством Моне, Ренуара, Ван Гога. На Таити была, потом училась у Гогена. Возвращение в Россию и написание религиозных картин в одном из монастырей. А потом — Мадагаскар, раскопки, скульптуры! Публика верила… Но все было мистификацией чистой воды — Гончарова на тот момент из России не выезжала. На выставке было представлено 761 произведение Гончаровой за 13 лет работы. И все эти выдуманные истории о ней усилили эффект от экспозиции и ее популярность. В целом выставка изменила отношение не только к Наталье Гончаровой, но и к авангарду в целом. Несколько картин художницы приобрела Третьяковская галерея — успех несомненный.
«Золотой петушок» и 51 телеграмма.
В 1915 году Сергей Дягилев отправил Наталье Гончаровой 50 телеграмм с предложениями о сотрудничестве. 50 раз он получил отказ, но не сдался. Наконец в 51-й он додумался написать, что приглашает их с Ларионовым вдвоем. На это Наталья ответила согласием.
Дягилев не прогадал: художники плодотворно трудились над декорациями, лично их расписывали. Костюмы вызывали восторг, а узоры повторяли в своих нарядах парижские модницы. «Золотой петушок» стал событием, а гончаровские декорации открыли новую главу в декоративном искусстве.
Законодательница моды.
Именно с ее легкой руки Натальи Гончаровой дамы в России облачились в платья-рубашки, а брюки и кепи Гончарова начала носить одной из первых, бросая серьезный вызов обществу. В Москве Наталья Гончарова делала эскизы для российского Дома моды Надежды Ламановой.
После отъезда в Европу, в 1924 году Наталья Сергеевна сотрудничала со знаменитым в то время доме моды «Мырбор», который возглавляла жена французского сенатора Мария Куттоли.
Художница создала для «Мырбора» ряд эскизов, вместе с ней над коллекциями работали такие знаменитости, как Пабло Пикассо и Фернан Леже.
Сотрудничала Гончарова и с Домом моды Шанель, а эскизы созданных ею нарядов публиковали популярные журналы.
В 2008 году лучи с натюрморта «Цветы» Натальи Гончаровой превратились в лучи славы. На лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой русской художницей — рекорд не побит и по сей день.
Любовь к Испании.
Испанской темой Наталья заинтересовалась еще до революции; периодически она возвращалась к ней на протяжении всей жизни. Вместе со своим мужем, Михаилом Ларионовым, она отправилась на гастроли вместе с труппой Дягилева. Как художник в Испании она пережила второе рождение. Испанская страстность оказалась по духу очень близка Наталье, она делала невероятное множество зарисовок, которые впоследствии использовала в своих работах, как живописных, так и театральных.
Именно Испания привнесла в живопись Гончаровой ее знаменитую колористику – оранжевые, красно-коричневые, багровые, охристо-желтые, черные тона. Другие «испанские» работы автора были практически черно-белыми, как те самые эскизы – с легким налетом серебристого и голубого.
Полотно Натальи Гончаровой «Испанка» было продано на лондонском аукционе «Christie’s» за рекордную сумму - 6 миллионов 425 тысяч 250 фунтов стерлингов (10 миллионов 216 тысяч 148 долларов) в 2010 году.
Самая дорогая русская художница.
На сегодняшний день Наталья Сергеевна Гончарова — самая дорогая и самая известная русская художница, её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории. В частности, картина «Цветы» (1912) была продана на аукционе Christie’s в 2008 году более чем за 10,9 млн долларов, полотно «Испанка» (1916) в 2010 году — за $10,7 млн, а «Сбор яблок» (1909) в 2007 году — за $9,8 млн.
Наталья Гончарова страдала артритом, часто падала, ломала руки. Но все равно работала, создав на протяжении 1957−58 годов около 50 полотен. Ее последняя картина датируется 1960 годом. Наталья Гончарова скончалась во сне 17 октября 1962 года.