О детском моноспектакле Андрея Пронькина «Пересмешанные сказки (антикукольная комедия)»
Мои читатели, наверное, помнят эпизод из фильма «Тот самый Мюнхаузен», где герой вытащил себя из болота за волосы. Если рука сильная, а голова мыслящая, каждый должен время от времени это делать. Так или примерно так рассуждал актер, режиссер и драматург Андрей Пронькин, когда его кукольный театр «Ученый медведь» остался без кукол. Их попросту украли. Потом что-то вернули, остальное восстановили, но идея сделать кукольный спектакль без кукол осталась. И получила блестящее воплощение.
Ведь если нет кукол, а мыслящая голова и выразительные руки всегда под рукой, это значит… Да, именно! Пусть руки сами играют в театре. И раз актеры в театре необычные, то и сказки тоже не совсем привычные. То есть самые обычные сказки получили не только необыкновенных актеров, но и совершенно иное наполнение.
В общем, в этом спектакле необычно все. Одухотворенные руки играют смело и вдохновенно, ничуть не уступая куклам. У них свои костюмы и реквизит. И свой голос за кадром, благодаря которому они оживают.
Руки ссорятся и мирятся, сочиняют сказку про колобка на новый лад, где рука-девочка, превратившись в старуху, печет не колобок, а осьминога (оранжевый шарик с 8 ножками - сдутыми шариками).
Осьминог получился радостным и дружелюбным. А такие персонажи быстро находят себе пару в виде каракатицы (фиолетовый шарик), так что сказка завершается свадебкой.
А своих врагов-неудачников, Зайца, Волка, Лису и Медведя Колобок-Осьминог попросту обливает "чернилами", и, униженные и оскорбленные, они уже не представляют никакой опасности.
В антикукольной комедии, где традиционные сказки сыграны нетрадиционно, с огромным драйвом и искрящимся юмором, нет поучительно печальных концов. Наоборот, пересмешанные истории насыщены озорным неунывающим духом преодоления, выживания, несмотря ни на что и вопреки всему. Герои-злодеи появляются на импровизированной сцене героями ребусов, оживают из букв и картинок, которые требуется разгадать.
Идея перемешать и пересмешить сказки, давно набившие аскомину не только детям и взрослым, но бабушкам и прабабушкам, проста, и в том или ином виде давно присутствует в современной культуре. Однако мало кто берет ее в обыденную родительскую жизнь, а идея эта — на миллион. Даже если среднестатистический родитель не имеет домашнего кукольного театра, у него есть руки и свет лампы, с помощью которых в любой дом придет волшебство.
Настоящему театру не нужны дорогостоящие декорации и многомудрые спецэффекты. Не нужны мультимедийные экраны, антикварная мебель, дизайнерские костюмы, затратный реквизит. Нужны актерский азарт, артистизм, фантазия и желание работать. Этого достаточно для независимого театра, который нуждается только в зрителе.
А зритель нуждается в таланте, от которого заряжается жизнелюбием и желанием жить. И этот постоянный обмен энергией создает чудо под названием Театр. Театр, который можно создать буквально на пустом месте. С нуля. Используя, простите за каламбур, подручные средства. Театр из ничего. Театр, который есть, был и будет всегда.