Найти тему
Родина на Неве

Интерьеры придворных обновят для прокуроров

Объявлен конкурс на разработку проекта ремонта и реставрации помещений дома Мятлевых на Исаакиевской площади. В этом здании — памятнике федерального значения — располагается Прокуратура Санкт-Петербурга.

Величественное здание вполне соответствует имиджу прокуратуры
Величественное здание вполне соответствует имиджу прокуратуры

Конкурс объявлен городским государственным казённым учреждением «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» (подведомственное учреждение комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры).

Начальная (то есть максимальная) цена контракта составляет 6 147 553 рубля с авансом 15 процентов. Заявки принимаются до 09.00 8 февраля текущего года. Обеспечение заявки — 61 475 рублей. Открытый конкурс в электронной форме. Подвести его итоги предполагается до 13 февраля. Выполнить работы по контракту следует не позднее 20 февраля 2025-го. Источник финансирования — бюджет Санкт-Петербурга.

Победителю конкурса предстоит провести комплексные научные исследования и инженерные изыскания на объекте, а также подготовить проектную, рабочую и сметную документацию для проведения в дальнейшем ремонтно-реставрационных работ.

«Дом Мятлевых — старейшее из зданий, входящих в ансамбль Исаакиевской площади. Вопрос об авторе проекта здания остаётся невыясненным. Построенный в 60-х годах XVIII века для Л.А.Нарышкина дом впоследствии перешёл во владение Мятлевых. В начале XIX века он был перестроен…В доме частично сохранилась внутренняя отделка первого десятилетия XIX века. Парадная лестница с красивыми по рисунку перилами ведёт на второй этаж, где располагались парадные помещения. Наиболее интересны большой зал с колоннами, поддерживающими хоры, и пилястрами, отделанными искусственным мрамором, а также комнаты, где сохранились изразцовые печи», — говорится в изданном «Стройиздатом» в 1976 году каталоге «Памятники архитектуры Ленинграда».

Первые более-менее капитальные постройки на этом земельном участке относятся к 1740-1750-м годам. Дом в том виде, который дошёл до наших дней, появился в 1760-1770-е. Предполагается, что здание построено по заказу князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804) — генерал-поручика, камергера и горнозаводчика.

Фиксационный чертёж фасада со стороны Исаакиевской площади
Фиксационный чертёж фасада со стороны Исаакиевской площади

Среди возможных авторов проекта здания исследователи называют известнейших петербургских архитекторов того времени — Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (арки Новой Голландии и здание Академии художеств), Антонио Ринальди (Мраморный дворец и Гатчинский замок), Юрия Матвеевича (Георга Фридриха) Фельтена (Старый Эрмитаж и Чесменский дворец). Оригинальный первоначальный проект здания на Исаакиевской площади в архивах не обнаружен.

Следующим владельцем дома (с 1772-го) был Лев Александрович Нарышкин (1733-1799) — обер-шталмейстер, придворный «заводила» в царствования Петра III и Екатерины II, младший сын двоюродного брата императора Петра Великого. При нём в доме на Исаакиевской регулярно устраивались балы и приёмы, при этом сам особняк при этом владельце практически не перестраивался и не переделывался.

В доме Нарышкина «квартировали» некоторые почётные гости российского императорского двора. Например, немецкий поэт, переводчик, критик и писатель Август Вильгельм Шлегель, а также французский писатель и философ Дени Дидро. Последнему посвящена установленная на фасаде здания мемориальная доска. Правда, есть вполне убедительная версия, что основатель знаменитой «Энциклопедии», будучи в Петербурге, жил на Владимирском проспекте, 12.

Мемориальная доска, посвящённая Дени Дидро, который в этом доме вроде бы не жил
Мемориальная доска, посвящённая Дени Дидро, который в этом доме вроде бы не жил

В 1799 году после смерти Льва Нарышкина дом перешёл по наследству его сыну — Александру Львовичу Нарышкину (1760-1826), обер-камергеру и обер-гофмаршалу, директору императорских театров, почётному члену Академии художеств, петербургскому губернскому предводителю дворянства.

Об этом персонаже «Родина на Неве» уже рассказывала в статье об усадьбе Новознаменка на Петергофской дороге. Немножко повторимся.

Гофмаршал был в прекрасных отношениях и с Екатериной II, и с Павлом I, и с Александром I, который называл его кузеном. При этом всём при дворе было известно, что жена его брата Дмитрия Нарышкина Мария (урождённая княжна Святополк-Четвертинская) была фавориткой императора, получившего прозвание «Благословенный», и родила ему нескольких детей.

КстатиБытует такой исторический анекдот, что однажды, когда Нарышкина особенно одолевали кредиторы, ему с нарочным передали от Александра I в подарок книгу. Кожаный переплёт скрывал «страницы», каждая из которых представляла собой ассигнацию. Общая сумма составила 100 тысяч рублей. Гофмаршал поблагодарил «кузена» и отметил: «Сочинение очень интересное и желательно получить продолжение». Якобы император прислал ему ещё один такой же фолиант, но с уведомлением, что «издание закончено».

В 1817 году особняк приобрёл Иван Петрович Мятлев (1796-1844) — камергер, поэт, собственник 12 тысяч крепостных душ, крестник Екатерины II и приятель Александра Сергеевича Пушкина. Новый хозяин дома был сыном Петра Васильевича Мятлева (1756-1833) —главного директора Ассигнационного банка, владевшего дворцом на Галерной улице и имениями Знаменка и Новознаменка на Петергофской дороге близ Петербурга. Есть данные, что и домом на Исаакиевской площади сначала владел этот царедворец, а вовсе не его сын.

Пётр Мятлев  коллекционировал живопись, не скупясь, покупая шедевры
Пётр Мятлев коллекционировал живопись, не скупясь, покупая шедевры
КстатиПётр Мятлев был дружен с Денисом Фонвизиным и Николаем Карамзиным. Собрал уникальную коллекцию живописи. В 1807 году в Риме ради картины Рафаэля «Мадонна с младенцем Христом» он за огромные деньги купил всю коллекцию, в составе которой это полотно находилось (таково было условие продавца), и добился у папы Пия VII разрешения на её вывоз за пределы Италии. Точных сведений о картине и её дальнейшей судьбе нет, но считается, что это была авторская или выполненная одним из учеников Рафаэля копия известной «Мадонны Альба». Её подлинник в 1836 году Николай I купил для Эрмитажа, где она и экспонировалась почти 100 лет, но в начале 30-х годов ХХ века в числе других уникальных произведений искусства картина была продана за границу. Теперь она находится в собрании вашингтонской Национальной галереи (США).

В 1817-м по проекту Луиджи Руска (1762-1822) в особняке произведены некоторые перестройки о переоформление ряда интерьеров. В 1856-м перестраивается южный дворовый флигель. В 1872-м посереди двора возведён новый каменный корпус, а со стороны Почтамтской улицы по проекту академика архитектуры Иоганна Ивановича (Иоганна-Антона) Цима (1810-1895) сооружён трёхэтажный флигель.

Дореволюционное фото дома Мятлевых
Дореволюционное фото дома Мятлевых

Мятлевы владели домом вплоть до 1917-го, хотя сами в нём уже не жили, сдавая здесь квартиры и апартаменты внаём. В советское время здесь располагались и Музей Старого Петербурга, и Музей художественной культуры, организованный «левыми» живописцами, госпиталь, и восьмилетняя школа, и управление «Главленстройматериалы» Ленгорисполкома, и РЖУ Октябрьского района, и даже склады. В 1990-е сюда после очередного ремонта въехала Прокуратура Санкт-Петербурга.

Со стороны Почтамтской улицы на фасаде дома Мятлевых находится ещё одна мемориальная доска, посвящённая замечательному художнику Казимиру Севериновичу Малевичу (1879-1935), который здесь жил и работал с 1926 года вплоть до своей смерти.

Мемориальная доска, посвящённая Малевичу
Мемориальная доска, посвящённая Малевичу

«Церковь Воскресения Христова в доме господ ротмистра гвардии Петра и камер-юнкера надворного советника Владимира Ивановичей Мятлевых, адмиралтейской части 3-го квартала, на углу Исаакиевской площади и Почтамтской улицы, сооружена в 1821 году родными — бабкой и дедом Мятлевых: статс-дамою Параскевой Ивановной Мятлевой, урожденною графиней Салтыковой, и действительным камергером, тайным советником Петром Васильевичем Мятлевым, на их собственный счет. Разрешение на сооружение церкви было от высокопреосвященного митрополита Михаила; освящена она 1821 году в Фомино воскресенье; освящение совершал Вознесенской церкви протоиерей Николай… Древностей никаких нет. Иконостас красного дерева. Утварью церковь достаточна, ризницею и богослужебными книгами богата. Помещение церкви в доме, в верхнем этаже, очень удобно и прилично; содержится она чисто», — говорится в сборнике «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск №1 за 1869 год.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета