Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 30 января 2024 г. № 2-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Закон предусматривает следующие изменения:
1. Внесены изменения в статью 7.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» в части добавления новой частью одиннадцатой, обязывающей субъекты транспортной инфраструктуры предоставлять на безвозмездной основе органам федеральной службы безопасности здания, сооружения, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи для выполнения возложенных на них задач.
2. В Воздушный кодекс Российской Федерации внесены следующие изменения:
а) даны полномочия Правительству Российской Федерации принимать акты в целях создания и эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, в иные сроки, чем указанные в части 1 статьи 3 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Таким образом не надо ждать 1 сентября и 1 марта.
Думаю, это хорошо, иногда акты надо принимать быстрее, это часто полезно для хозяйствующих субъектов.
б) благодаря изменениям в пункт 3 статьи 8 деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 21 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров не требует получения сертификата разработчика, изготовителя!!!
Это отличная новость для всех, кто хочет войти в рынок как разработчик и изготовитель.
в) восстановили полномочия Минтранса России устанавливать требования к разработчикам и изготовителям, утраченные в неврозе принятия преступного 56-ФЗ;
г) в статью 8.2. внесли изменения, опять-таки, исправляющие ошибки 56-ФЗ. При этом оставили императивную норму по обязательности привлечения к проведению обязательной сертификации сертификационных центров и испытательных лабораторий норму, аккредитованных Росавиацией, что делает часть знаменитых «послаблений» в процедуры сертификации, мягко говоря, не имеющими законных оснований;
д) в статьях 16, 17 внесли основания принятия некоторых норм в Федеральных правил использование воздушного пространства …
е) внесли изменения в пункт 2 статьи 28 в части в части исключения в полномочиях Ространснадзора контролировать требования «сертификатов, выданных юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление авиационной техники».
Фактически исправили совсем корявую глупость на просто глупость. Требования устанавливаются не сертификатами, а воздушным законодательством;
ж) изменения в статьи 38, 41, 49, 51, 53, 66 и 71 являются по сути техническими и ничего не меняют;
з) изменения в статью 64, по сути, узаконивают существующие правила, регулирующие тарифные истории и наделяют Минтранса России соответствующими полномочиями;
и) дополнили статьей 75.1 про воздушную съемку и другие способы дистанционного зондирования земли.
И хотя воздушную съемки тяжело отнести к зондированию, новация будет способствовать решению давно назревших вопросов развития указанных видов деятельности;
к) практически полностью переработанная статья 88 закрепила полномочия Правительства в части создания единой система авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации и утверждения соответствующих правил.
Приятно отметить, что текст стал значительно чище от изъянов нормотворчества;
3. Изменения в Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»:
Основные изменения коснулись права работников подразделений транспортной безопасности «пресекать функционирование беспилотных аппаратов».
Предусмотрено издания порядка принятия решения о таком пресечении и перечней должностных лиц, которые такие решения принимают.
Не хватает только квалификационных требований к таким лицам и лицам, выполняющих решения.
В целом закон весьма грамотен и полезен.
Основная часть в нем техническая, «подгоняет» Воздушный кодекс под уже принятые акты, которые пришлось вывести из-под «гильотины» из-за отсутствия полномочий Правительства и Минтранса для их полноценного переиздания.
Но изюминкой на торте это отмена излишнего регулирования разработчиков и изготовителей.
Минтранс начал реализовывать План законодательных и организационных мероприятий, направленных на развитие авиации, использующей легкие, сверхлегкие и беспилотные воздушные суда!
Подробнее о плане: