На информационном форуме в ходе обсуждения темы греко-персидской войны автор одного комментария упрекнул в недальновидности стратега афинян Фемистокла, которой по завершении войны обманом руководства Спарты при возведении разрушенных стен города полностью испортил дружественные отношения со своим главным союзником. По мнению автора комментария именно данная хитрость Фемистокла привела к дальнейшему обострению отношений между двумя греческими полисами (битва при Танагре) и способствовала возникновению Пелопоннесской войны.
Напомню, что в первый раз овладев Аттикой в 480 году до новой эры, Ксеркс приказал сжечь Афины. Через год, повторно овладев Афинами Мардоний стер город с лица земли. По словам Геродота: «Мардоний сжег Афины и полностью разрушил все стены, дома и храмы, которые остались стоять». Афиняне на период ведения боевых действий с персами нашли укрытие на близлежащем острове Саламине. По Геродоту: «На Саламин афиняне переправились вот как. В ожидании прибытия пелопоннесского войска афиняне оставались в Аттике. Но так как пелопоннесцы все время медлили с помощью, попусту проводя время, а Мардоний наступал и, как сообщали, уже стоял в Беотии, то афиняне перенесли свое имущество в безопасное место, а сами переправились на Саламин. А в Лакедемон афиняне отправили послов с упреками за то, что те допустили вторжение варваров в Аттику, не встретив врага в Беотии. Лакедемоняне как раз справляли тогда праздник, именно Гиакинфии и для них важнее всего в то время было чествование божества. Да и стена, воздвигаемая на Истме, была почти готова и к ней даже ставили зубцы башен. Выслушав речь афинян, эфоры отложили ответ на следующий день, а потом – снова на день. И так они поступали десять дней, откладывая ответ со дня на день. А в это время пелопоннесцы с великим усердием возводили стену на Истме и закончили работы. После этого войско во главе с Клеомбротом покинуло Спарту».
Из сказанного летописцем можно сделать вывод о том, что в то время когда персы опустошали территорию Аттики, а афинские граждане прозябали на продуваемом со всех сторон ветрами Саламине, спартиаты заботились в первую очередь о собственной безопасности и строили стену на Истмийском перешейке. Со слов Диодора: «Афинское государство после того как варвары ушли из Аттики, немедленно стало перевозить обратно афинских детей, женщин и уцелевшее домашнее имущество оттуда, куда оно было помещено ради безопасности и принялось за восстановление города и его стен». По Диодору: «Лакедемоняне подозрительно относились к росту могущества Афин и пытались помешать им строить стены. Фемистокл советовал сохранять спокойствие, ибо, если они будут сопротивляться, лакедемоняне вместе с пелопоннесскими союзниками легко помешают им укреплять город».
Описание данных событий отражены у Диодора, Фукидида, Плутарха, но я процитирую более подробное изложение хитрости Фемистокла летописцем Корнелием Непотом: «Фемистокл с риском для жизни восстановил стены Афин. Дело было так: воспользовавшись варварскими вторжениями как удобным предлогом, лакедемоняне заявили, что города, расположенные вне Пелопоннеса, не должны иметь стен, дабы не было укрепленных мест, которыми могли завладеть враги. Так они пытались помешать афинянам, которые начали отстраивать свой город, преследуя далеко не ту цель, которую выставляли на вид. На самом деле после двух побед, Марафонской и Саламинской, афиняне настолько прославились среди всех народов, что спартанцы предвидели грядущую борьбу с ними за первенство и потому стремились всячески их ослабить. Прослышав о возведении стен, они отправили в Афины послов объявить запрет на строительство. В их присутствии афиняне прекратили работы и обещали послать в Спарту своих представителей для обсуждения дела. За это посольство взялся Фемистокл, причем сначала он отправился в путь один, наказав, чтобы остальные послы выехали лишь тогда, когда стены окажутся достаточно высокими на вид. Еще он велел, чтобы работали все и рабы и свободные, и чтобы материал, который окажется подходящим для постройки, тащили отовсюду, не щадя ни священных, ни частных, ни общественных владений. По этой причине стены Афин оказались сложенными из камней святилищ и могильных плит.
Между тем Фемистокл по прибытии в Лакедемон воздержался от посещения властей и старался как можно дольше протянуть время, ссылаясь на то, что он поджидает товарищей. И только спартанцы начали роптать, что постройка идет своим чередом и что Фемистокл старается их обмануть – тут как раз подоспели другие послы. Фемистокл явился к спартанским эфорам, обладавшим верховной властью и стал уверять их, что полученные ими сведения ложны и поэтому справедливости ради, надо послать на проверку почтенных и знатных мужей, внушивших доверие, в то время как он сам останется у них заложником. Спартанцы уважили его просьбу и послали в Афины трех уполномоченных из числа лиц, занимавших прежде высокие должности. С ними вместе Фемистокл отправил своих товарищей, передав через них, чтобы афиняне не отпускали послов до тех пор, пока спартанцы не отпустят его самого. Рассчитав, когда это посольство прибудет в Афины, он отправился к спартанским должностным лицам и в Совет, и там открыто признался, что по его совету афиняне сделали то, что позволяло им общее право всех народов – оградить стеной общеэллинских, городских и домашних своих богов ради надежной защиты от неприятеля и не во вред всей Греции. Ведь именно их город, у которого дважды потерпел неудачу царский флот, противостоит варварам как твердыня. А лакедемоняне поступили дурно и не справедливо, заботясь более о своей власти, чем о пользе всей Греции. Итак, если спартанцы хотят получить назад своих послов, отправленных в Афины, то им придется отпустить его, Фемистокла. Иначе возвратить на родину их никак не удастся».
Спартанцы были вынуждены уступить требованию Фемистокла и затаили на него обиду. Именно они впоследствии станут инициаторами изгнания Фемистокла из Афин, и для этого им пришлось обвинить его в предательстве. По Диодору: «Поскольку Фемистокл у афинян был в почете и славился своей доблестью, лакедемоняне обвинили его в измене делу эллинов, утверждая, что он был большим другом Павсания и вместе с ним сообща замышлял предать Элладу Ксерксу».
Следует отметить, что при восстановлении разрушенного персами города афиняне, прежде всего, были заняты постройкой крепостной стены, а не своих домов и святилищ. По свидетельству Фукидида: «От старой крепостной стены Афин уцелели не большие куски. Что постройка стен возводилась поспешно можно видеть еще и теперь: нижние их слои состоят из всевозможных камней, в некоторых частях даже не обделанных для укладки, а в том виде, в каком приносились в отдельности. В стену было вложено множество надгробных стел и обделанных для других целей камней. Дело в том, что на всем протяжении обводная стена выступала сравнительно с прежней за пределы города и вследствии этого поспешно сносилось все без различия».
Из свидетельств летописцев мы знаем, что спартанцы не умели брать приступом города. Скорее всего, это было обусловлено заботой о жизни своих воинов и не желанием нести большие потери, неизбежные при штурме укрепленных городов. При осаде городов они в первую очередь стремились изолировать их от связи с внешним миром с целью полного прекращения доступа продовольствия и как следствие возникновения голода среди населения. С возведением длинных стен и укреплением Фемистоклом гавани Пирея спартанцы не могли рассчитывать на морскую блокаду Афин в случае их осады, так как имели в своем распоряжении всего 16 кораблей против 180 афинских триер. Возведенная по инициативе Фемистокла северная стена города длиною в шесть километров соединила морскую гавань Пирея с холмом Пникс, а южная протяженностью в пять километров протянулась от Афин до Фалеронской гавани. Таким образом, в случае осады Афины могли беспрепятственно осуществлять подвоз провианта по морю. Прежде всего, это обстоятельство беспокоило спартанское правительство и именно поэтому, восстановив крепостные стены, прибегнув при этом к вынужденной хитрости, Фемистокл в первую очередь лишил спартанцев возможности диктовать свои условия Афинам с позиции силы.
Военный конфликт между Спартой и Афинами за гегемонию в Греции был неизбежен и являлся вопросом времени не по причине хитрости Фемистокла с возведением крепостных стен города. Противоречия между двумя греческими полисами возникали в связи с разным политическим устройством двух государств: олигархии и демократии, а также различием в происхождении: афиняне являлись ионийцами, а спартанцы и их союзники были дорийцами.