Найти тему

Нужен ли нам репетитор перед школой. Ответ на вопрос родителей

Оглавление

Эта статья сначала зародилась, как ответ на комментарии под моей предыдущей статьёй о репетиторстве. Вот она👇:

А потом статья расширилась и перешла в ранг ответа на вопрос, который я часто слышу от родителей: "Нужен ли нам репетитор?". Постараюсь ответить...

Мои постоянные подписчики знают, что перед тем, как начать заниматься с новым учеником, я провожу с ним диагностику. Она включает в себя проверку всех базовых знаний, необходимых при поступлении в школу. Из этого вытекает первый и основной вариант ответа.

1. Репетитор нужен детям, показавшим слабые знания по диагностике.

А теперь немного разверну свой ответ.

Почему дети показывают слабые знания? Один самых популярных вариантов - потому что не ходили в муниципальный детский сад. Почему именно в муниципальный? Потому что из них выпускаются дети с набором необходимых для школы знаний, умений и навыков (да простят меня последователи ФГОСа, но я не изобретаю велосипед). Частный детский сад, к сожалению, редко даёт этот набор. Может в вашей местности это утверждение не верно, и у вас отличный частный садик, но опыт нашей местности показывает, что слабые дети чаще идут из частных садов. Меньше проверок и контроля, зачастую воспитатели без образования, безответственные руководители. И это встречается сплошь и рядом.

Отсюда выплывает ответ номер 2.

2. Обязательно проверьте знания ребёнка, если он ходит в частный детский сад.

Это не факт, но имеет место быть. Именно, диагностикой проверьте, потому что набор хаотичных бессистемных знаний у ребёнка может быть, да и бывает всегда, и иногда ребёнок выдаёт такие серьёзные взрослые высказывания, что диву даёшься, а копнёшь глубже - нет даже простых базовых знаний, необходимых для школы. Однобоко и плоско выходит.

3. Репетитор часто нужен домашним детям, тем, которые не посещали ни одно дошкольное учреждение.

Здесь попрошу Яжемам, Яжетёть и других Яжеродственников просто прочитать без комментариев типа "А вот у нас...". Я ни в коем случае не умаляю ваши педагогические таланты, у каждой мамы они имеются. Но:

а) отсутствие системы.

Вы можете уделять большое внимание математике, но запустить развитие речи. Или ударитесь в письмо, а математика пройдёт вскользь.

б) отсутствие свободного времени.

Если мама работает или работает удалённо, времени на развитие чада остаётся очень мало. Если мама домохозяйка, то времени на это развитие нет вообще. Банальное высказывание: "Домашняя работа, как снежный ком...", как никогда это подтверждает. А если в семье несколько детей...

в) отсутствие желания, банальная лень.

Вот нам надо бы позаниматься, но что-то спать хочется, настроения нет, вот фильм досмотрим... и так далее.

г) отсутствие педагогического образования у мамы.

Не путайте с педагогическим талантом.

Ребёнок может понимать вас с полуслова, с готовностью выполнять все ваши задания, просить ещё и ещё. Но...

Эти задания надо уметь подыскать, подобрать, вставить в систему, чтобы ничего не упустить, и, наоборот, не загрузить ребёнка. Я молчу ещё про возрастные психологические особенности.

Вот, например, помимо знакомства с буквами и обучения чтению, нужно обучать ребёнка дифференциации звуков, а это надо начинать с 3-ёх лет, давать обучение грамоте, учить простейшему звуко-буквенному анализу и другим не менее важным вещам. А потом ещё и на смысловое чтение надо вывести.

Математика включает в себя не только знакомство с цифрами и решение примеров, но и геометрию, умение составлять задачи, развитие математической логики и обучение математическим приёмам вычислений. Уже в 4 года ребёнка знакомят с такими понятиями, как "ритм", "числовой ряд", "порядковый счёт", учат составлять план, далее знакомят с таблицами и обучают их заполнению, дают графические диктанты, учат сравнению, классификации и систематизации.

И это я только верхушку затронула. Не разжёвывая, что входит в "развитие речи", "ознакомление с окружающим", "развитие творчества".

Этому всему обучают в педагогических вузах и колледжах, где попроще, где посерьёзнее, но педагог это всё знает. И знает, когда и как это применять. Не думаю, что мама, отлично владеющая другой профессией, начнёт так глубоко изучать педагогические методики по всем предметам. Да и зачем это ей? Затратно и финансово, и по времени. И хотя великий и всемогущий интернет в помощь, но не всегда эта помощь полезна.

Игра хорошая, обзор сделаю.
Игра хорошая, обзор сделаю.

4. Репетитор нужен сомневающимся родителям.

Часто слышу от родителей: "Вот она (он) вроде у меня и знает много, и умеет, но хотелось бы побольше". А почему нет?

У меня программа как раз и рассчитана на разный уровень развития детей.

У кого-то слабенькая память, у кого-то не развито логическое мышление, для кого-то писать в тетради - это за гранью возможного. А есть дети неусидчивые, с отсутствием произвольности в действиях и поступках, с нежеланием и страхом перед школой. Да, много чего есть. Вот и будем корректировать, исправлять, учить, воспитывать, развивать.

Вот геометрии немного.
Вот геометрии немного.

А теперь собственно ответ на комментарии предыдущей статьи.

Все вы - прекрасные мамы и другие причастные к воспитанию детей родственники. Никто и не сомневается. Я и сама из серии таких - мои дети в 4 года уже читали, внучку можно сразу во второй класс отправлять. И похвастать я этим люблю. При поступлении в школу моих детей, педагоги в голос твердили: "Вот все бы дети так подготовлены были!". И мама моя такая же, тоже в 4 года меня читать научила. В 7 лет я уже толстые серьёзные книги читала.

И ни о каком репетиторстве и речи тогда не было.

К репетитору ведут сложных деток, или детей сложных родителей, которым реально нужна коррекция.

Программа школьная претерпела огромные изменения не в пользу детей и родителей. О новой школьной программе отдельный разговор. Хотя и здесь есть единицы, успешно берущие её без участия родителей. Честь и хвала родителям, подготовившим успешных детей!

Но как показывает практика, таких деток становится всё меньше и меньше, и всё большим нужна помощь со стороны родителей и педагогов. У меня от родителей первоклашек отбоя нет, не берут дети программу, вот и выравниваю их, чтобы втянулась в процесс, не выпали из него и не потерялись, начиная с первого класса. Ведь впереди такая сложная и, опять же, захватывающая, и интересная школьная жизнь!

Р.S. Не поставила знак вопроса в заголовке не по забывчивости. Просто в Дзене вопросы, восклицательные знаки и моноготочия в заголовке позиционируются как кликбейтные. Буду пытаться соответствовать этим странным правилам.