Возможно, если бы в тоннелях было светлее, пахло бы кофе, свежеиспеченной выпечкой и продавались бы цветы, ходить по ним было бы приятнее
Пешеходные тоннели в Риге становятся все более неприятными, и город намерен от них отказаться, сообщает программа Латвийского телевидения "4-я студия".
Когда-то строительство подземных переходов было связано с модернистскими тенденциями в градостроительстве, которые процветали во многих городах и странах после Второй мировой войны.
"Думаю, идея, что человек — пешеход — является приоритетом в городе, уже глобально распространилась повсюду. В плане развития Риги мы также видим идеи, как развивать мобильность в городе — там пешеход имеет первоочередное значение", — говорит профессор факультета архитектуры РТУ Сандра Трейя.
Лет 20 назад всемирно известный датский архитектор и градостроитель Ян Гейл посетил Ригу вместе со своей командой и разработал рекомендации о том, сделать столицу Латвии более дружелюбной к людям. Одним из пунктов плана была ликвидация пешеходных тоннелей в центре Риги.
Рижская дума не приняла во внимание предложение Гейла и в 2009 году даже открыла новый тоннель под улицей Гоголя. В центре Риги по-прежнему есть подземные переходы или тоннели, и они становятся все более пугающими.
Возможно, если бы в тоннелях было светлее, пахло бы кофе, свежеиспеченной выпечкой и продавались бы цветы, ходить по ним было бы приятнее. Но торговцы этих мест избегают.
Исполняющий обязанности директора департамента внешнего пространства и мобильности Рижской думы Янис Вайводс говорит, что одно время за торговые места в тоннелях была большая конкуренция.
"Сейчас мы фактически ждем инициативы от предпринимателей, и, если кто-то заинтересован в аренде, он может подать заявку", — сказал Вайводс.
Главный дизайнер города Риги Эвелина Озола объясняет, что времена изменились, и торговые точки, созданные под землей в 1990-х и начале 2000-х годов, теперь уже не привлекательны для торговцев, которые переехали в более подходящие помещения.
"На мой взгляд, главная проблема этих тоннелей в том, что они закрыты, это мешает видимости и людям сложно ориентироваться", — отметила Озола.
В долгосрочной перспективе город намерен полностью отказаться от этих тоннелей.
"В процессе создания Rail Baltica был создан план инфраструктуры, связанной с проектом, который предусматривает, что все пешеходные переходы будут надземными, поэтому людям больше не придется перемещаться по тоннелям, но ясно, что это долгосрочный план. Пока мы его не реализовали, нам нужно привести в порядок ту среду, которая уже есть", — подчеркнула Озола.
Сами туннели как сооружения в этом плане будущего не будут ликвидированы, но движение пешеходов через них организовываться больше не будет. Они могут использоваться для других целей: например, туннель на улице Гоголя уже превращен в парковку для велосипедов.
"В будущем планируется, что все пешеходное движение будет организовано на поверхности, но следует отметить, что речь примерно о 2030 годе и после него. До тех пор тоннели, вероятно, продолжат выполнять свою функцию", — пояснил Вайводс.