Товарный знак самозанятого — уже можно регистрировать
Самозанятый может придумать название своему делу, создать логотип и под ними продвигаться: вести соцсети, выходить на ярмарки, делать этикетки на товары, продавать на маркетплейсах.
К примеру, кондитер решает продавать эклеры под брендом «Заварной» и продавать их в коробке с фирменным логотипом. Так можно.
С 29 июля 2023 года самозанятый может зарегистрировать свой бренд как товарный знак. До этого так могли делать только ИП и компании — ст. 1478 ГК РФ.
После регистрации под товарным знаком может работать только его обладатель. Под защитой будет название и логотип. На логотип можно ставить заветную букву ®, бренд попадёт в открытый реестр товарных знаков.
На бренд можно продавать лицензии и зарабатывать.
С товарным знаком проще бороться с конкурентами. За копирование и подделку можно через суд спросить компенсацию до пяти миллионов рублей, даже не доказывая документами, сколько денег потерял бизнес — ст. 1484, 1515 ГК РФ.
Товарный знак регистрирует в Роспатенте. Вот инструкция от ведомства, как подать заявку и получить свидетельство на знак. Времени на оформление знака уйдет примерно год. Денег на пошлины — минимум 18 500 ₽. Решить все дела можно самостоятельно или с помощью юриста.
Перестать быть самозанятым не страшно. Товарный знак регистрируется на имя гражданина. А какой налог платит гражданин, неважно.
Без регистрации товарного знака можно защитить от конкурентов свой логотип — как произведение дизайна. Защитить название без дизайна вообще никак.
Как защитить логотип без товарного знака
Для защиты логотипа нужна одна ключевая штука: у самозанятого должны быть исключительные права на него. То есть право только ему и никому больше зарабатывать, используя логотип как бренд.
Логотип можно нарисовать самому или заказать его у дизайнера.
На собственноручный логотип исключительное право сразу автоматом появляется у самозанятого, как у автора произведения дизайна по ст. 1228 ГК РФ. Тут стоит позаботиться о защите авторства на случай спора. Как зафиксировать авторство, чтобы были вещдоки, мы рассказали в отдельной статье.
Статья: 9 способов защиты авторских прав
Если логотип заказывали у дизайнера, надо выкупить у него исключительное право. Для этого с дизайнером заключают договор об отчуждении исключительного права или вписывают пункт о выкупе в договор на создание логотипа. Плюс к договору составляют и подписывают акт приёмки. Тут самозанятый станет новым правообладателем. Договор и акт — это документы, которые подтвердят, что логотип принадлежит самозанятому — ст. 1234 ГК РФ.
Теперь вспомним пример с самозанятым кондитером и его эклерами. Если логотип «Заварной» скопирует конкурент, наш кондитер может пойти в суд и заявить одно или несколько требований из ст. 1252 ГК РФ. Это и будет защита логотипа как произведения дизайна. Требования такие:
- Признать право на логотип — если конкурент считает, что нарисовал или купил его он;
- Запретить конкуренту продавать свои товары или услуги под логотипом;
- Возместить убытки, если из-за копирования бренда самозанятый потерял деньги. Но тут, в отличие от защиты товарного знака, придётся собрать доказательства потери денег и посчитать убытки. Например, показать, что клиенты заказали эклеры у конкурента, перепутав бренды, хотя три месяца до этого каждую пятницу покупали коробку эклеров у оригинала.