В этой статье:
• Сколько баллов можно получить за ЕГЭ по биологии за 1, 2 части и за весь экзамен?
• Какие темы необходимо знать для сдачи экзамена?
• Типы заданий на экзамене.
• Распределение заданий по уровню сложности.
• Статистика сдачи экзамена.
• План подготовки на 50, 70, 80 и 100 баллов.
*Исключено задание 20 по нумерации 2023 г. Общее количество заданий сократилось с 29 до 28. Максимальный первичный балл сокращён с 59 до 57.
Сколько баллов можно получить за ЕГЭ по биологии за 1, 2 части и за весь экзамен?
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
*На данный момент шкала для 2023 года, так как для 2024 ФИПИ публикуют после проведения досрочного периода.
Какие темы необходимо знать для сдачи экзамена?
Первый раздел «Биология как наука - живые системы и их изучение» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.
Второй раздел «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знание строения, жизнедеятельности, многообразия клеток и вирусов; умение устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; умения распознавать, сравнивать и анализировать процессы пластического и энергетического обмена в клетках; уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по цитологии.
Третий раздел «Организм как биологическая система» содержит задания, проверяющие знание многообразия тканей, онтогенеза организмов и их воспроизведения, закономерностей наследственности и изменчивости, селекции и биотехнологии, а также выявляющие уровень овладения умением применять биологические знания при решении задач по генетике.
Четвёртый раздел «Система и многообразие органического мира» проверяет: знание многообразия, строения, жизнедеятельности и размножения организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
Пятый раздел «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний и предметных умений, касающихся строения и жизнедеятельности организма человека, а также вопросов гигиены и оказания первой медицинской помощи.
Шестой раздел «Эволюция живой природы. Развитие жизни на Земле» представлен заданиями, направленными на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
Седьмой раздел «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии.
Типы заданий
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 28 заданий, различающихся по форме представления и уровню сложности.
Часть 1 включает 22 задание: 6 - с множественным выбором ответов из предложенного списка; 3 - на поиск ответа по изображению на рисунке; 4 - на установление соответствия элементов двух-трёх множеств; 4 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике; 2 - на дополнение недостающей информации в таблице; 1 - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью: в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 включает 7 заданий с развернутым ответом, каждое из которых оценивается от О до 3 баллов в зависимости от числа элементов ответа, полноты и правильности ответа.
Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.
1.Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Ответ:
2. Известно, что фермент каталаза разрушает пероксид водорода. Экспериментатор в первую пробирку поместил кусочек варёного картофеля, а во вторую – кусочек варёного мяса. В каждую из пробирок он налил одинаковое количество пероксида водорода. Как при этом изменилось количество пероксида в первой и во второй пробирках? Влияние света на активность пероксида водорода не учитывать. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
3. В некоторой молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с цитозином приходится 31 %. Определите долю нуклеотидов с тимином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от моногибридного скрещивания двух гетерозиготных организмов в случае полного доминирования. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Ответ:
5. Каким номером на схеме обозначена зона, в которой клетки делятся мейозом?
Ответ:
6. Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
7. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых понятий относят к изображённой на рисунке структуре?
1) водородные связи
2) пептидные связи
3) нуклеотиды
4) аминокислоты
5) комплементарность
6) дисульфидные мостики
8. Установите последовательность событий, происходящих при получении гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) получение гомозиготных линий
2) многократное самоопыление родительских растений
3) поддержание полученного эффекта гетерозиса в ряду поколений вегетативным размножением высокопродуктивных гибридов
4) получение высокопродуктивных гибридов
5) скрещивание организмов двух разных чистых линий
Ответ:
9. Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, на которой он попадает в окончательного хозяина?
Ответ:
10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
11. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о реакции растения на водный режим являются верными?
1) При повышении температуры с 20 °С до 30 °С интенсивность транспирации увеличивается.
2) При потере тургора устьица открываются.
3) Растения степей поглощают водяной пар при открывании устьиц.
4) С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.
5) Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.
6) Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация.
Ответ:
12. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Багульник болотный
2) Двудольные
3) Растения
4) Багульник
5) Покрытосеменные
6) Вересковые
Ответ:
13.Какой цифрой на рисунке обозначена трахея?
Ответ:
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Что характерно для вен, в отличие от артерий?
1) относительно тонкий мышечный слой
2) наличие клапанов
3) высокое кровяное давление
4) быстрый ток крови
5) разносят кровь к органам и тканям
6) транспорт крови к сердцу
Ответ:
16. Установите последовательность прохождения мочевины по анатомическим структурам выделительной системы человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) собирательная трубочка нефрона
2) мочеточник
3) мочеиспускательный канал
4) почечная лоханка
5) мочевой пузырь
Ответ:
17. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ж.-Б. Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Учёный является создателем первой эволюционной теории, в которой излагались взгляды об историческом развитии видов. (2)Ж.-Б. Ламарк первым выдвинул гипотезу самопроизвольного зарождения жизни на Земле. (3)Историческое развитие живой природы учёный представлял как непрерывное поступательное движение от низших форм жизни к высшим. (4)Он считал наследственную изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор движущими силами эволюции. (5)Он был убеждён в изначально заложенном в каждом живом организме стремлении к совершенству и прогрессивному развитию. (6)Учёный выделил три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными условиями среды.
Ответ:
18. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Дрейф генов вызывает
1) увеличение генетического разнообразия в популяции
2) появление новых аллелей и их комбинаций
3) элиминацию (потерю) многих аллелей
4) фиксацию (закрепление) как вредных, так и полезных аллелей
5) повышение общей приспособленности популяции
6) увеличение числа гомозиготных особей
Ответ:
19. Установите соответствие между примерами и группами экологических факторов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
20. Сравните рисунки А и Б с изображением бабочек берёзовых пядениц, сделанные с интервалом в несколько лет на одном и том же растении. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Список элементов:
1) мутация
2) предупреждающая окраска
3) конвергенция
4) движущая
5) адаптивная модификация
6) маскировка
7) половой отбор
8) стабилизирующая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии
3) зависит от генетической программы организма
4) повышается при изменении температуры с 20 °С до 35 °С
5) изменяется в зависимости от температуры
Ответ:
Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 22 и 23.
Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался воздух с различным количеством углекислого газа. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
22. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
* Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
23. Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1 % скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните причину изменения. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?
24. Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?
25. Известно, что у прибрежных водорослей, обитающих в арктических морях, концентрация органических веществ (липидов, аминокислот и сахаров) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у родственных им групп из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Температура плавления ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. Предположите, в какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных липидов у водорослей северных морей будет максимальной. Поясните свой ответ. Почему для водорослей опасно изменение агрегатного состояния внутренней среды?
26. На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.
Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники, и к чему это приводит?
27. В популяции растений ночной красавицы (Mirabilis jalapa) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окрасок в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди – Вайнберга. Ответ поясните.
28. У человека между аллелями генов ихтиоза (заболевание кожи) и краснозелёного дальтонизма происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у матери которой был красно-зелёный дальтонизм, а у отца – ихтиоз (а), вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, в этой семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
*задания могут быть другого формата
Распределение заданий по уровню сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 14 заданий базового уровня и 7 заданий повышенного уровня.
В части 2 представлено 7 заданий, из которых одно повышенного уровня и 6 высокого уровня сложности.
Статистика сдачи экзамена
-Общее количество участников
Биологию сдали в 2023 году около 105 000 человек, в 2022 — более 109 000, в 2021 году — 127 000, в 2020 году — 124 599, в 2019 году — 128 584.
-Средний балл ЕГЭ за последние 5 лет:
Биология. В 2023 году пока нет статистики, в 2022 — 50,16; в 2021 году — 51,1; в 2020 году — 51,5; в 2019 — 52,2.
-Количество 100-балльников
Биология. В 2023 году — 73 человека, в 2022 — нет статистики, 2021 — 62 человека, в 2020 — нет статистики, в 2019 году — 69 человек.
-Процент высокобалльников (от 80 и выше)
Биология. Нет данных за последние два года. В 2021 году — 6 367 человек (примерно 5%). В 2020 году — нет статистики. В 2019 году — 5,6%.
-Количество «двоечников», не преодолевших минимальный порог
Биология. В 2021 году — 18,6%. В 2020 году — 18,5%. В 2019 году — нет статистики.
План подготовки на разный балл
- Как подготовится к ЕГЭ на 50 баллов?
Нужно набрать 27 первичных баллов, а это значит, что можно готовится только к тестовой части.
Достаточно решить с 1 по 17 задание. Но из-за волнения можно сделать ошибки, поэтому стоит решить всю 1 часть.
Какая теория нужна для этого?
Конечно, нужно хорошо знать общую биологию: цитологию, митоз и мейоз, метаболизм, базовую генетику.
С прошлого года в экзамене появилось ещё больше картинок (например, с жизненными циклами животных и растений, анатомия человека), поэтому стоит изучить ботанику, зоологию и анатомию, не обязательно знать какие-то детали, но ориентироваться на картинках нужно. Для этого надо решать много тестовых заданий, если появляются ошибки (а они точно будут), то просто работаем с ними и продолжаем дальше заниматься.
- Как подготовиться к ЕГЭ на 70+?
Нужно набрать 43 первичных балла, это значит, что надо выполнить всю первую часть и 2 задания из второй части. Конечно, лучше сделать с запасом, так как от ошибок никто не застрахован, поэтому из 2 части стоит решить ещё 27 и 28 (прежние 28 и 29)
Какая теория нужна?
Отличные знания по общей биологии, сложной генетике и поверхностные по ботанике, зоологии и анатомии.
Главное тренироваться в решении не только 1, но и 2 части.
- Как подготовиться к ЕГЭ на 80+?
Это 51 первичный балл: вся 1 часть и 5 заданий из 2 части.
Какая теория нужна?
Отличные знания по общей биологии, сложной генетике, ботанике, зоологии и анатомии.
Главное тренироваться в решении всей 2 части, а не отдельных заданий. Но особое внимание нужно обратить на задания 22, 23, 24, 27, 28, по статистике они легче, чем задания 25,26 (эволюция и экология).
- Как подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов?
Это 57 первичных баллов: вся 1 и 2 часть.
Какая теория нужна?
Отличные знания по общей биологии, сложной генетике, ботанике, зоологии и анатомии, эволюции и экологии.
Главное тренироваться в решении целого пробного экзамена, решать много заданий 2 части и постоянно повторять теорию.
Автор статьи и великий Преподаватель ЕГЭ по Биологии:
Превратить свои знания в высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ возможно в комьюнити БИОКУРС.
БИОКУРС — надежный партнер в подготовке к экзаменам по Биологии🔥
ПОДПИСЫВАЙСЯ https://t.me/ksenia_biokurs