Найти в Дзене

ЕГЭ БИОЛОГИЯ 2024/2025: все, что нужно знать

Оглавление

В этой статье:

Сколько баллов можно получить за ЕГЭ по биологии за 1, 2 части и за весь экзамен?

Какие темы необходимо знать для сдачи экзамена?

• Типы заданий на экзамене.

Распределение заданий по уровню сложности.

Статистика сдачи экзамена.

План подготовки на 50, 70, 80 и 100 баллов.

*Исключено задание 20 по нумерации 2023 г. Общее количество заданий сократилось с 29 до 28. Максимальный первичный балл сокращён с 59 до 57.

Сколько баллов можно получить за ЕГЭ по биологии за 1, 2 части и за весь экзамен?

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

-2
-3

*На данный момент шкала для 2023 года, так как для 2024 ФИПИ публикуют после проведения досрочного периода.

Какие темы необходимо знать для сдачи экзамена?

Первый раздел «Биология как наука - живые системы и их изучение» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.

Второй раздел «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: знание строения, жизнедеятельности, многообразия клеток и вирусов; умение устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; умения распознавать, сравнивать и анализировать процессы пластического и энергетического обмена в клетках; уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по цитологии.

Третий раздел «Организм как биологическая система» содержит задания, проверяющие знание многообразия тканей, онтогенеза организмов и их воспроизведения, закономерностей наследственности и изменчивости, селекции и биотехнологии, а также выявляющие уровень овладения умением применять биологические знания при решении задач по генетике.

Четвёртый раздел «Система и многообразие органического мира» проверяет: знание многообразия, строения, жизнедеятельности и размножения организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.

Пятый раздел «Организм человека и его здоровье» направлен на определение уровня освоения системы знаний и предметных умений, касающихся строения и жизнедеятельности организма человека, а также вопросов гигиены и оказания первой медицинской помощи.

Шестой раздел «Эволюция живой природы. Развитие жизни на Земле» представлен заданиями, направленными на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.

Седьмой раздел «Экосистемы и присущие им закономерности» содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.

Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса биологии.

-4

Типы заданий

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 28 заданий, различающихся по форме представления и уровню сложности.

Часть 1 включает 22 задание: 6 - с множественным выбором ответов из предложенного списка; 3 - на поиск ответа по изображению на рисунке; 4 - на установление соответствия элементов двух-трёх множеств; 4 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике; 2 - на дополнение недостающей информации в таблице; 1 - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью: в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 включает 7 заданий с развернутым ответом, каждое из которых оценивается от О до 3 баллов в зависимости от числа элементов ответа, полноты и правильности ответа.

Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

-5

1.Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

-6

Ответ:

2. Известно, что фермент каталаза разрушает пероксид водорода. Экспериментатор в первую пробирку поместил кусочек варёного картофеля, а во вторую – кусочек варёного мяса. В каждую из пробирок он налил одинаковое количество пероксида водорода. Как при этом изменилось количество пероксида в первой и во второй пробирках? Влияние света на активность пероксида водорода не учитывать. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

-7

3. В некоторой молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с цитозином приходится 31 %. Определите долю нуклеотидов с тимином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ:

4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от моногибридного скрещивания двух гетерозиготных организмов в случае полного доминирования. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ:

5. Каким номером на схеме обозначена зона, в которой клетки делятся мейозом?

-8

Ответ:

6. Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

-9

7. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых понятий относят к изображённой на рисунке структуре?

-10

1) водородные связи

2) пептидные связи

3) нуклеотиды

4) аминокислоты

5) комплементарность

6) дисульфидные мостики

8. Установите последовательность событий, происходящих при получении гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) получение гомозиготных линий

2) многократное самоопыление родительских растений

3) поддержание полученного эффекта гетерозиса в ряду поколений вегетативным размножением высокопродуктивных гибридов

4) получение высокопродуктивных гибридов

5) скрещивание организмов двух разных чистых линий

Ответ:

9. Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, на которой он попадает в окончательного хозяина?

-11

Ответ:

10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

-12

11. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения о реакции растения на водный режим являются верными?

1) При повышении температуры с 20 °С до 30 °С интенсивность транспирации увеличивается.

2) При потере тургора устьица открываются.

3) Растения степей поглощают водяной пар при открывании устьиц.

4) С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается.

5) Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации.

6) Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация.

Ответ:

12. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Багульник болотный

2) Двудольные

3) Растения

4) Багульник

5) Покрытосеменные

6) Вересковые

Ответ:

13.Какой цифрой на рисунке обозначена трахея?

-13

Ответ:

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

-14

15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Что характерно для вен, в отличие от артерий?

1) относительно тонкий мышечный слой

2) наличие клапанов

3) высокое кровяное давление

4) быстрый ток крови

5) разносят кровь к органам и тканям

6) транспорт крови к сердцу

Ответ:

16. Установите последовательность прохождения мочевины по анатомическим структурам выделительной системы человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) собирательная трубочка нефрона

2) мочеточник

3) мочеиспускательный канал

4) почечная лоханка

5) мочевой пузырь

Ответ:

17. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ж.-Б. Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Учёный является создателем первой эволюционной теории, в которой излагались взгляды об историческом развитии видов. (2)Ж.-Б. Ламарк первым выдвинул гипотезу самопроизвольного зарождения жизни на Земле. (3)Историческое развитие живой природы учёный представлял как непрерывное поступательное движение от низших форм жизни к высшим. (4)Он считал наследственную изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор движущими силами эволюции. (5)Он был убеждён в изначально заложенном в каждом живом организме стремлении к совершенству и прогрессивному развитию. (6)Учёный выделил три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными условиями среды.

Ответ:

18. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Дрейф генов вызывает

1) увеличение генетического разнообразия в популяции

2) появление новых аллелей и их комбинаций

3) элиминацию (потерю) многих аллелей

4) фиксацию (закрепление) как вредных, так и полезных аллелей

5) повышение общей приспособленности популяции

6) увеличение числа гомозиготных особей

Ответ:

19. Установите соответствие между примерами и группами экологических факторов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

-15

20. Сравните рисунки А и Б с изображением бабочек берёзовых пядениц, сделанные с интервалом в несколько лет на одном и том же растении. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

-16

Список элементов:

1) мутация

2) предупреждающая окраска

3) конвергенция

4) движущая

5) адаптивная модификация

6) маскировка

7) половой отбор

8) стабилизирующая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

-17

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Скорость размножения бактерий

1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды

2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии

3) зависит от генетической программы организма

4) повышается при изменении температуры с 20 °С до 35 °С

5) изменяется в зависимости от температуры

Ответ:

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 22 и 23.

Учёный изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определённой периодичностью закачивался воздух с различным количеством углекислого газа. С помощью датчиков учёный фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.

-18

22. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая – независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?

* Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

23. Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1 % скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните причину изменения. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?

24. Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?

-19

25. Известно, что у прибрежных водорослей, обитающих в арктических морях, концентрация органических веществ (липидов, аминокислот и сахаров) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у родственных им групп из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Температура плавления ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. Предположите, в какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных липидов у водорослей северных морей будет максимальной. Поясните свой ответ. Почему для водорослей опасно изменение агрегатного состояния внутренней среды?

26. На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.

-20

Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники, и к чему это приводит?

27. В популяции растений ночной красавицы (Mirabilis jalapa) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окрасок в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди – Вайнберга. Ответ поясните.

28. У человека между аллелями генов ихтиоза (заболевание кожи) и краснозелёного дальтонизма происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у матери которой был красно-зелёный дальтонизм, а у отца – ихтиоз (а), вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, в этой семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

*задания могут быть другого формата

Распределение заданий по уровню сложности

Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 14 заданий базового уровня и 7 заданий повышенного уровня.

В части 2 представлено 7 заданий, из которых одно повышенного уровня и 6 высокого уровня сложности.

-21

Статистика сдачи экзамена

-22

-Общее количество участников

Биологию сдали в 2023 году около 105 000 человек, в 2022 — более 109 000, в 2021 году — 127 000, в 2020 году — 124 599, в 2019 году — 128 584.

-Средний балл ЕГЭ за последние 5 лет:

Биология. В 2023 году пока нет статистики, в 2022 — 50,16; в 2021 году — 51,1; в 2020 году — 51,5; в 2019 — 52,2.

-Количество 100-балльников

Биология. В 2023 году — 73 человека, в 2022 — нет статистики, 2021 — 62 человека, в 2020 — нет статистики, в 2019 году — 69 человек.

-Процент высокобалльников (от 80 и выше)

Биология. Нет данных за последние два года. В 2021 году — 6 367 человек (примерно 5%). В 2020 году — нет статистики. В 2019 году — 5,6%.

-Количество «двоечников», не преодолевших минимальный порог

Биология. В 2021 году — 18,6%. В 2020 году — 18,5%. В 2019 году — нет статистики.

План подготовки на разный балл

-23

- Как подготовится к ЕГЭ на 50 баллов?

Нужно набрать 27 первичных баллов, а это значит, что можно готовится только к тестовой части.

Достаточно решить с 1 по 17 задание. Но из-за волнения можно сделать ошибки, поэтому стоит решить всю 1 часть.

Какая теория нужна для этого?

Конечно, нужно хорошо знать общую биологию: цитологию, митоз и мейоз, метаболизм, базовую генетику.

С прошлого года в экзамене появилось ещё больше картинок (например, с жизненными циклами животных и растений, анатомия человека), поэтому стоит изучить ботанику, зоологию и анатомию, не обязательно знать какие-то детали, но ориентироваться на картинках нужно. Для этого надо решать много тестовых заданий, если появляются ошибки (а они точно будут), то просто работаем с ними и продолжаем дальше заниматься.

- Как подготовиться к ЕГЭ на 70+?

Нужно набрать 43 первичных балла, это значит, что надо выполнить всю первую часть и 2 задания из второй части. Конечно, лучше сделать с запасом, так как от ошибок никто не застрахован, поэтому из 2 части стоит решить ещё 27 и 28 (прежние 28 и 29)

Какая теория нужна?

Отличные знания по общей биологии, сложной генетике и поверхностные по ботанике, зоологии и анатомии.

Главное тренироваться в решении не только 1, но и 2 части.

- Как подготовиться к ЕГЭ на 80+?

Это 51 первичный балл: вся 1 часть и 5 заданий из 2 части.

Какая теория нужна?

Отличные знания по общей биологии, сложной генетике, ботанике, зоологии и анатомии.

Главное тренироваться в решении всей 2 части, а не отдельных заданий. Но особое внимание нужно обратить на задания 22, 23, 24, 27, 28, по статистике они легче, чем задания 25,26 (эволюция и экология).

- Как подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов?

Это 57 первичных баллов: вся 1 и 2 часть.

Какая теория нужна?

Отличные знания по общей биологии, сложной генетике, ботанике, зоологии и анатомии, эволюции и экологии.

Главное тренироваться в решении целого пробного экзамена, решать много заданий 2 части и постоянно повторять теорию.

Автор статьи и великий Преподаватель ЕГЭ по Биологии:

-24
Ксения Смирнова БИОКУРС | Биология ЕГЭ 2024 | Lomonosov School

Превратить свои знания в высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ возможно в комьюнити БИОКУРС.

БИОКУРС — надежный партнер в подготовке к экзаменам по Биологии🔥

ПОДПИСЫВАЙСЯ https://t.me/ksenia_biokurs